Методика изучения социально-культурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с ограничениями по слуху) в музеях Са

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Проблема инвалидизации современного общества в России и за рубежом связана, как ни странно, с успехами медицины и общим повышением благосостояния. Ранее безнадёжным больным теперь удаётся сохранить жизнь, но не полное здоровье. По данным экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10 % населения земли. В России отмечается увеличение как абсолютного, так и относительного числа инвалидов. В нашей стране насчитывается примерно 12 - 15 миллионов людей с инвалидностью, которые имеют равные права со всеми гражданами, в том числе и на доступ к культурным ценностям (на основании статьи 44.2. Конституции Российской Федерации).

Файлы: 1 файл

Курсач 3 курсаа.docx

— 73.76 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

НА ТЕМУ

«Методика изучения социально-культурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с ограничениями по слуху)

 в музеях Санкт-Петербурга»

Выполнила студентка

 

Научный руководитель




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата защиты

_____________________

Оценка

_____________________

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург,

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема инвалидизации современного общества в России и за рубежом связана, как ни странно, с успехами медицины и общим повышением благосостояния. Ранее безнадёжным больным теперь удаётся сохранить жизнь, но не полное здоровье. По данным экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10 % населения земли. В России отмечается увеличение как абсолютного, так и относительного числа инвалидов. В нашей стране насчитывается примерно 12 - 15 миллионов людей с инвалидностью, которые имеют равные права со всеми гражданами, в том числе и на доступ к культурным ценностям (на основании статьи 44.2. Конституции Российской Федерации).

Более 300 тысяч ежегодно становятся инвалидами, треть из них моложе 40 лет. Впечатляют данные по Санкт-Петербургу: в настоящее время здесь проживают около 754 тысяч инвалидов, в том числе инвалиды с нарушением слуха –   15909  чел., из них – дети-инвалиды - 551 человек.

В последнее время благодаря продуманной политике Правительства Санкт Петербурга дети с ограничениями здоровья получили возможность активной интеграции в общество, для них стали более доступны культурные ценности города. Эта категория посетителей стала более заметной в музеях. В современном мире представление о равенстве в правах приводит к движению за равенство в правах и в отношении инвалидов.

Политика в области взаимоотношений государства и инвалидов должна согласовываться с общепризнанными принципами и нормами международного права. Среди них особое место принадлежит «Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятым Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года.

Согласно Стандартным правилам, процесс реабилитации не ограничивается оказанием только медицинской помощи, а включает широкий круг мер, от элементарной до социокультурной реабилитации. Под социокультурной реабилитацией понимают комплекс мероприятий и условий, позволяющих инвалиду адаптироваться в стандартных социокультурных обстоятельствах: не только заниматься посильной работой, но и пользоваться накопленными человечеством достижениями культуры.

Проблема исследования: состоит в наличии противоречия между недостатком специализированных программ в социально-культурной деятельности музеев и потребностью в их реализации  для детей с нарушением слуха.

Цель – исследование методики социально-культурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с ограничениями по слуху) в музеях Санкт-Петербурга

Объект исследования - социально-культурная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья

Предмет исследования – особенности организации социально-культурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с ограничениями по слуху) в музеях Санкт-Петербурга.

Гипотеза исследования. Социально-культурная  и творческая среда музеев Санкт-Петербурга обладают большими возможностями в создании эффективных условий для успешной  реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том случае, если: дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (с ограничениями по слуху), рассматриваются как равноправные члены общества; в обществе нет предубеждения против больных детей, и они не находятся в позиции «изгои общества»; социально-культурная деятельность музеев осуществляется на основе новейших технологий, включающих современные методы, формы и средства работы с  детьми-инвалидами.

Задачи исследования:

- рассмотреть  законодательное обеспечение организации  социально-культурной деятельности  с детьми с ограниченными возможностями  здоровья;

- определить  направления социально-культурной  деятельности с детьми с ограниченными  возможностями здоровья;

- описать  особенности организации социально-культурной  деятельности с детьми с ограниченными  возможностями здоровья в музее;

- описать  возможность музеев Санкт-Петербурга  принимать инвалидов;

- представить  анализ обеспечения музеев специализированных  программ для слабослышащих и  глухих детей.

Методы исследования. Для решения научной задачи был использован комплекс методов: наблюдение, беседа, опрос, анализ научной литературы, документов и методических разработок по проблеме исследования; изучение практического опыта работы с музеями по внедрению новых технологий, способствующих реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (с ограничениями по слуху).

 

1. Теоретические основы организации  социально-культурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

 

1.1 Направления социально-культурной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 

К объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: «… объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т. д.)».

Встречаясь с инвалидами, следует помнить главное — что они такие же люди, которые могут и должны жить полноценной жизнью. Только для этого необходимо создать им определённые условия. Обществу нужно понять и принять человека таким, каков он есть.

Жалость — не способ общения с инвалидами. Понимание и равноправие — вот составляющие компоненты в отношении общества к инвалидам. Возвращение человека с инвалидностью к полноценной жизни возможно благодаря процессу реабилитации1.

В статье 9 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сказано: «Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование, санаторно-курортное лечение;

- профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт».

Как видно из статьи 9, в комплекс реабилитационных мероприятий включена социокультурная реабилитация инвалидов, составной частью которой является реабилитация инвалидов музейными средствами.

 1.2 Законодательное обеспечение организации социально-культурной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 

Под социокультурной реабилитацией инвалидов понимают комплекс мероприятий и условий, позволяющих им адаптироваться в стандартных социокультурных условиях: не только заниматься посильной работой, но и пользоваться накопленными человечеством достижениями культуры2. Данное положение приводится из «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Российское государство также гарантирует инвалидам социальную защиту. В соответствии с действующим законодательством: «Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества» (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. № 181 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, Глава 1, статья 2).

В статье 14 инвалидам гарантируется право на информацию: «Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации.

Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек — расходным обязательством органа местного самоуправления3.

Язык жестов признаётся как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.

Уполномоченные органы оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами».

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры определяется статьей 15 упомянутого закона: «Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации)».

В Санкт-Петербурге есть ряд законов, которые регламентируют возможность людей с инвалидностью посещать объекты социальной инфраструктуры. 26 октября 2005 года был принят Закон № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Санкт-Петербурге», где в Главе 2, статьях 6 и 11 подтверждается необходимость организации беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Также существует Закон «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Санкт-Петербурге, в котором выделим статью 3 — «Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием».

Правило 10. Культура (из Стандартных правил)

«Государство обеспечивает вовлечение инвалидов в культурную жизнь и обеспечивает им возможность участия на равной основе в культурной жизни. Государствам следует содействовать доступности таких культурно-просветительских учреждений, как театры, музеи, кинотеатры и библиотеки и возможности их использования».

- «Государства-участники признают право инвалидов участвовать наравне с другими в культурной жизни и принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды:

- имели доступ к произведениям культуры в доступных форматах;

- имели доступ к телевизионным программам, фильмам, театру и другим культурным мероприятиям в доступных форматах;

- имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также имели в наиболее возможной степени доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость4.

- Государства-участники принимают надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал — не только для своего блага, но и ради обогащения всего общества.

- Государства-участники предпринимают в соответствии с международным правом все надлежащие шаги для обеспечения того, чтобы законы о защите прав интеллектуальной собственности не становились неоправданным или дискриминационным барьером для доступа инвалидов к произведениям культуры.

- Инвалиды имеют право наравне с другими на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих».

Следуя этим рекомендациям, развитые страны обеспечивают всем гражданам, включая инвалидов, доступ к основным культурным ценностям и занятиям культурно-творческой деятельностью. Большое внимание этой проблеме уделяется в Великобритании. Здесь утверждено и действует «Руководство по работе с инвалидами для музеев и художественных галерей в Великобритании»5.

Информация о работе Методика изучения социально-культурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с ограничениями по слуху) в музеях Са