Метод наблюдения: возможности и ограничения при изучении феномена уличных арт-акций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить возможности и ограничения применения в социологии метода включенного наблюдения, при изучении феномена уличных арт-акций.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретико-методологические основания метода наблюдения в социологии.
2. Узнать особенности применения включённого наблюдения в качественной методологии социологического исследования. Выявить инструмент включенного наблюдения.
3. Определить актуальность социологического анализа феномена уличных арт-акций.

Файлы: 1 файл

Курсовая_Машкова Н.doc

— 2.86 Мб (Скачать)

Ещё один флешмоб, прошёл в парке Воронежские озёра. И  назывался он «Файер-шоу или Огненное шоу». В данном случае, я вновь  по счастливой случайности, стала зрителем. Специально приглашённые профессионалы из группы Арт-fire-группа Сахара, порадовали взрослых, детей, всех прохожих своим ярким выступлением. Наблюдая, я узнала, что в таком огненном шоу участвуют 3-4 человека. В шоу обычно используются как классические элементы – это вращение предметов (шесты, веера, плети), выдувание огня, так и эксклюзивные номера (которые обычно являются чистой импровизацией со стороны участников) – это огненная скакалка, вращение пиротехники, огненный куб. Хотя представление и происходило достаточно в позднее время, я заметила, что среди зрителей было очень много детей, которые смотрели, раскрыв рты и старались ничего не упустить.

К классическому флешмобу, я хотела бы отнести акцию, на которой  я стала непосредственным случайным  зрителем. На автобусной остановке  рядом с Ж/д вокзалом, стояли - обычные прохожие, студенты Самарского Государственного университета, возвращавшиеся на пары, после физкультуры, парни, девушки, пожилые люди. Все как обычно ждали автобус и сами того не подозревая, мы стали теми случайными зрителями, которые так и не поняли смысл того, что же произошло на самом деле.

Видимо уже в назначенное  время, рядом с остановкой появилась  девушка (очевидно, она и была тем самым «маяком», подающим сигнал о начале акции). Девушка появилась в ярко-оранжевой футболке одетой прямо на куртку, включилась музыка и неожиданно для всех она начала танцевать. Вроде бы, разновидность такого флешмоба уже устоялась, и с уверенностью можно сказать, что в последнее время танцы стали часто встречаемым видом акций. Но наблюдая не только за участниками флешмоба, а ещё и за зрителями, я приметила, что для многих эти действия казались «дикими» и они в действительности пытались найти этому объяснение, были удивленны и не понимали, что смысла в подобной акции просто нет. И это как мне кажется, как раз говорит о том, что актуальность этой темы очень велика. Так, помимо отношения к этим акциям непосредственно самих участников, здесь важно и интересно изучить отношение зрителей разных возрастов, их реакцию на происходящее. Естественно мы, люди стоящие на остановке, тут же забыли об автобусе и устремили всё своё внимание к этой странной девушке. Мы не понимаем, что происходит и почему она танцует здесь, прямо на остановке. Через некоторый промежуток времени, к девушке подбегают ещё ребята, так же одетые в яркие футболки поверх курток и начинают танцевать все вместе. Мы удивленны. А это значит, что флешмоб удался, ведь в этом и состояла вся его суть. Удивить, получить удовольствие от собственных действий.

Оказавшись на месте  случайного зрителя, я сделала следующие выводы:

Во-первых, первые эмоции и чувства, возникающие при появлении людей, которые совершают обычные действия, но как-то уж слишком синхронно, - это удивление и непонимание. Следом начинаешь прокручивать в голове все варианты, почему и зачем они это делают. Ты не успеваешь запомнить все детали, проанализировать происходящее, понять собственные ощущения, как всё уже заканчивается. Тебя переполняют эмоции и яркие впечатления, от произошедшего события. Теперь ты заинтересован в этом.

Во-вторых, не самым главным, но все, же основным фактором, выступало то, что различного рода арт-акции являются полезным и приятным временем препровождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Метод наблюдения – это  один из методов сбора эмпирических данных, под которым подразумевают  «прямую регистрацию событий  очевидцем». Существует много различных классификаций наблюдений по основаниям (например: контролируемое, неконтролируемое, включённое, не включённое наблюдение). Каждое из этих оснований в зависимости от того какое оно, характеризует типы участия социолога в своём исследовании. «В целом же наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методик, либо применяется на заключительной стадии массовых обследований для уточнения и интерпретации основных выводов». [1, с. 121-122]

Существует много очень  важных моментов, как при сборе первичных данных, так и при непосредственно самом наблюдении, о которых не стоит забывать исследователю. Все данные полученные в ходе полевой работы исследователь заносит в свой дневник наблюдений. Все данные он фиксирует, не изменяя их. Нередко в ходе наблюдения, исследователь использует видео, фото или аудиотехнику.

В качестве вспомогательного инструмента к  традиционному  дневнику наблюдения, где я фиксировала  свои действия, действия наблюдаемых, в своём исследовании я использовала обыкновенную фотокамеру.

Флэшмоб (как разновидность арт-акции) — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте и в течение нескольких минут танцует, или выполняют ряд каких-то действий, которые были заранее отрепетированы. Затем данная группа одновременно и быстро расходится в разные стороны, как ни в чём не бывало. Сейчас такого вида развлечения мы стали видеть на улицах городов, всё чаще и чаще. На сегодняшний день уже существуют множество разновидностей флешмобов. (Например: i-моб, классический флешмоб, Экстрим-моб и многие другие). Главный аспект, который привлекает который привлекает нас, как социологов, к изучению данного явления, является то что в основе идеи флэшмоба лежит противоречие. В дословном переводе «FlashMob» означает «мгновенная толпа». Но каждый человек в этой толпе — яркая индивидуальность, а это уже противоречит слову толпа.

В своём исследовании, я выделила главное, это то, что людям надоедает рутина жизни, которая заставляет их делать всё по правилам, всё как надо. Флешмоб – это законное, не нарушающее общественную безопасность людей, поведение или поступки, которые не много не соответствуют нормам и правилам поведения людей в обществе, но которые помогаю расслабиться, показать или просто проявить себя, завести новых друзей, избавиться от проблем и просто отдохнуть.

Так же, хотелось бы отметить некоторые сложности, которые встретились на моём пути. Я столкнулась, пожалуй, с самым главным недостатком наблюдения – это однократность и не повторяемость наблюдаемых событий, обстоятельств. Которые привели меня к тому, что крайне сложно сделать обобщающее заключение из таких единично-наблюдаемых фактов. Так же я столкнулась с тем, что такого рода акции и флешмобы притягивают к себе большое количество людей, за которыми я не всегда одна, могла бы с точностью и всё занести в дневник наблюдения. И конечно же необходимость больших временных затрат на столь масштабное наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. В.А. Ядов. «Социологическое исследование: Методология, Программа, Методы.» Издательство «Самарский университет», 1995.

2. . И.Ф. Девятко. «Методы социологического исследования.» - Екатеринбург, Из-во Уральского университета, 1998.

http://socioline.ru/pages/if-devyatko-metody-sotsiologicheskogo-issledovaniya

3. Петров Э. П. Метод наблюдения в социологическом исследовании. М.: Наука, 1990.

4. Говард Рейнгольд «Умная толпа: следующая социальная революция - Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.

http://www.modernlib.ru/books/reyngold_govard/umnaya_tolpa/read

5. Excelion! Информационный портал. URL: http://www.excelion.ru/iskusstvo/na-zametku/chto-takoe-fleshmob-.html (дата обращения: 30.03.2012).

6. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов / Ин-т социологии РАН. - М.: Добросвет, 1998.

 7. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. – М: Аспект Пресс, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение b

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Метод наблюдения: возможности и ограничения при изучении феномена уличных арт-акций