Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить возможности и ограничения применения в социологии метода включенного наблюдения, при изучении феномена уличных арт-акций.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретико-методологические основания метода наблюдения в социологии.
2. Узнать особенности применения включённого наблюдения в качественной методологии социологического исследования. Выявить инструмент включенного наблюдения.
3. Определить актуальность социологического анализа феномена уличных арт-акций.
Сегодня на улицах города нередкими стали различного рода арт-акции. Визуальное искусство самых различных форм и масштабов перестало восприниматься как нечто тесно связанное с узким рамками музейного выставочного пространства. Искусство выходит на улицы в массы, в толпы и постепенно вливается в повседневный круговорот событий горожан.
Сравнительно недавно в лексиконе россиян появилось понятие «флешмоб» (изначально оно возникло в Америке). Что же такое Флешмоб? Можно ли его рассматривать как разновидность арт-акции?
Популярный «народный»
словарь так характеризует
Явление флешмобов началось сразу после того, как в октябре 2002 года вышла книга американского социолога и писателя Говарда Рейнгольда «Умная толпа: следующая социальная революция». Говард Рейнгольд специализируется на изучении социальных, культурных и политических последствий применения информационных технологий и распространения новых медиа. Он впервые предсказал и описал такое явление как «Умная толпа» (Smart Mob). В своей книге «Умная толпа: следующая социальная революция», Рейнгольд предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии, такие как Интернет, сотовые телефоны – для самоорганизации. Понятие "умная толпа" и стало основополагающим в дальнейшем развитии флешмобов и других подобных акций, все из которых по сути своей являются разновидностями смартмоба (Умная толпа). [4]
Следует добавить, что задолго до флэшмоба были очень схожие с ним явления, обозначаемые совершенно другими «именами» «хэппенинг» и «перформанс». И между этими явлениями действительно много общего!
Хэппенинг – это разновидность акционизма 1960-х, 1970-х годов. Акция хэппенинга представляет собой театрализованное действие, не имеющее сюжета, то есть:
- развивающееся без заранее задуманного сценария;
- и рассчитанное на спонтанные действия исполнителей и на активное участие зрительной аудитории.
Перфоманс (англ. performance - представление) – это вид художественного творчества, объединяющий возможности изо-искусства и театра. Ему предшествовали так называемые "живые картины". В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительное участие, здесь всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами. [5]
Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд простоту, флешмоб имеет свои четкие правила. Самое главное для любого флешмоба – это спонтанность действий. Обычно мобберы (люди, принимающие непосредственное участие) заранее сверяют часы, ведь начать действовать нужно с точностью до секунды. Существует и другой вариант для начала акции. Определенный человек дает сигнал о начале акции. «Естественно, пробежит ли он с воздушным шариком, или закричит: «Свободу попугаям», - все это обговаривается заранее в сценарии». Сценарий эта та часть подготовки, в которой фантазия мобберов безгранична. Например, сценарий флешмоба, который, по общепринятому мнению, считается первым. Он состоялся 17 июня 2003 года в Нью-Йорке. Около двухсот человек собрались вокруг дорогого ковра в одном из мебельных магазинов. Эти люди по очереди говорили продавцам, что живут все вместе на складе на окраине города и пришли купить «Коврик Любви».
Так же стоит отметить, что мобберы не знают друг друга, и, приходя на акцию, очень сложно узнать того, кто именно будет участвовать в представлении, а кто нет. Так же нужно помнить, что спонтанно необходимо не только начать, но и закончить своё действие и разойтись с места произошедших событий.
На сегодняшний день существуют множество разновидностей флешмобов. Наиболее распространенный из них – классический флешмоб:
Главная цель классического флешмоба — это удивить случайных зрителей, но так, чтобы у них не появилось отвращения или смех от всего происходящего. В сценариях классических флешмобов должна быть абсурдность действий. От этого случайные зрители первое время не могут понять смысл того, что происходит, но на самом деле смысла здесь и нет. Такие акции делаются в многолюдных местах, а чтобы не вызывать отрицательной реакции у случайных зрителей, такие акции обычно проходят тихо и без шума, спокойно или вообще еле заметно. Чтобы не вызвать смех у случайных зрителей, участниками акции всё делается с серьезным видом. На акциях участниками делается вид, что всё спонтанно, но это вполне обыденно для них. Начинается акция одновременно всеми участниками. Для этого согласовывается время или назначается специальный человек (маяк), который должен подать сигнал всем для начала акции. Такие акции обычно длятся недолго (до пяти минут), иначе случайные зрители начинают проявлять активность: вызывать работников охраны и правопорядка, приставать со своими вопросами, дальше заниматься своими делами и тому подобное. Участники, как правило, делают вид, что друг друга не знают, и расходятся одновременно в разные стороны. На вопросы зрителей участники акций в основном стараются не отвечать, от особо настойчивых пытаются отвести вопрос в сторону или же своими ответами, просто не раскрывают истинный смысл происходящего. Эти ответы для прохожих могут быть заранее обсуждены при планировании самой акции. После того, как все резко разошлись, обычно участники собираются, чтобы поделиться впечатлениями. Так же существует особое время, когда могут проходить такие акции. Как правило, они происходят по выходным дням с интервалом в две недели.
Пример классического флешмоба — сценарий «Батарейка»:
В определённое время в определенном месте города проходит «маяк» (то есть специальный человек, который подаёт всем сигнал о начале акции). Внезапно движения этого человека становятся более медленными, как у робота, у которого «села батарейка», его силы угасают, и он падает, делая вид, что засыпает (или становится «на подзарядку»). Это и служит сигналом о начале акции, по которому остальные мобберы повторяют за ним имитацию потери жизненных сил и находятся в «спячке» ровно две минуты, считая секунды про себя. По завершению этих двух минут классический финал такой акции является тем, что мобберы расходятся в разные стороны как ни в чём не бывало. Проявить весь свой творческий подход при «отключении» можно на ходу, можно медленно, можно быстро, можно просто встать, склонив голову. Играют так, как будто внутри медленно «садится батарейка». Можно упасть полностью на асфальт, можно сесть на колено, можно «уснуть» стоя. Главное здесь – это удивить окружающих. Ну и логично, что, если «села батарейка», это значит, что глаза обязательно закрыты. Это был пример флешмоба, произошедший и в Одессе, и в Москве, а так же в Туле, Борисоглебске, Санкт-Петербурге и во многих других городах.
Другая разновидность флешмобов – это Полит-моб или Социо-моб:
Это акции с социальным или политическим оттенком. Обычно, эти акции являются заказными и участвуют в них не моберы, а люди, ведущие активную политическую жизнь.
Например, после выборов в Белоруссии в 2006 году, прошел ряд таких акций. Несколько человек, собравшись в центре Минска, раскрыли газету «Советская Белоруссия» и начали рвать её на мелкие кусочки. В России интересен пример акции, который прошел в Томске летом 2007 года, наделавший большого шума среди чиновников и журналистов.
К таким Полит-мбам и Социо-мобам можно отнести митинги (общественные собрания или сходки для обсуждения политических вопросов).
Неспектакальный моб:
«Неспектакальный моб, то есть Реальный Флешмоб, Нонспектакулярный моб, Х-моб — это акции, в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое, социо-коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников.» Он может быть незаметен для окружающих. «То есть действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает «мерцать»». Становится непонятным, видны ли нам действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии акции. «Изменение повседневности повседневностью, рассчитанное на тактику дежа вю и формирование у прохожих ощущения «тихого помешательства»».
[5]
Вот лишь некоторые варианты для примера:
Споткнуться. Встать посередине улицы и вспоминать
взял ли ты сотовый телефон, затем достать
его из кармана и вновь положить туда.
Внимательно читать чек около входа в
магазин и считать, что-то про себя. Пытаться
подкурить зажигалкой, отворачиваясь
от ветра.
Пытаться застегнуть или расстегнуть
заевшую молнию на курточке.
В итоге мы начинаем наблюдать друг за
другом и пытаться угадать, кто здесь моббер,
а кто просто прохожий.
i-mob:
i-mob - общее название для всех видов акций, проводимых в интернете (форумы, icq, e-mail, чаты, социальные сети и.т.п.). Очень часто Интернет-мобы возникают спонтанно, предварительно ничего не планировав. Чаще всего представляют собой комментарии к опросам со смешными вариантами ответа.
Экстрим-моб:
Это акции с ярко выраженной экстремальной направленностью. Выполняются действия, шокирующие даже самих участников. Например, «бой подушками».
L-моб:
(англ. long mob — «долгий моб») - это заранее оговорённые действия, которые каждый моббер может совершать практически в любое удобное для него время и в любом удобном для него месте.
Например сценарий «мелки»:
Все берут мелки и обрисовывают как обрисовывают трупов, на земле всё что угодно: бутылки, лавочки, люки, скамейки, прохожих, спящих бомжей, фонарные столбы, тени, машины, окурки и т.п. Всё это делается в течение какого-то определённого времени (например в течении недели). В итоге однажды, выйдя утром на работу, люди увидят весь город обрисованным. Это обязательно вызовет интерес всех прохожих.
Small моб:
Девиз Small моба - «даешь моб каждый день!». Это так назыцваемые «Ультракороткие мобы» для поддержания своего жизненного тонуса, для поддержания хорошего настроения за весь день.
Например, «вагон для молодежи»:
С какого-то определённого промежутка времени (например 01.06.07) третий вагон любого поезда в метро официально объявлен вагоном молодежи. Это правило действует без ограничений во времени. То есть - в третьем с начала поезда вагоне не присутствует ни бабушек-дедушек, ни детей, только молодежь.
Date моб:
Date моб (с англ. Date - Свидание) – это акция, направлена на знакомства мобберов, особым или необычным путём. Обычно она проводится из расчёта – одна акция на одну пару. Главное, участники не должны быть знакомы друг с другом до акции и не должны знать предварительно, кто будет на этой акции!
Например:
«Парню, на указанном заранее месте, завязывают плотно глаза платком и говорят ждать. Девушку подводят через несколько минут. Её задача провести парня из точки А в точку Б. Прогулка занимает не больше часа. Во время прогулки она должна держать его за руку и описывать всё происходящее вокруг. От модели проезжающей рядом машины, до цвета листьев на дереве. Каждый из них может при желании не называть своего имени. Дойдя до пункта Б, девушка оставляет парня и уходит, а парню спустя минуту снимают повязку».
Моб Хаус:
Моб Хаус (с англ. mob-house) - это акция, рассчитанная на несколько часов, когда мобберы не выполняют какой-то сценарий, а живут по определённым правилам, отличающихся от правил обычной жизни.
Так же различные рекламные акции с использованием элементов флэшмоба сегодня стали обычным явлением. Правда, участниками таких акций, часто являются не добровольцы, а специализированный промо-персонал, и, конечно же, не часто подобные действия становятся действительно массовыми. Это и говорит о том, что явление на сегодняшний день изучено еще не достаточно хорошо.
Но вернёмся к флешмобу. В основе идеи флэшмоба лежит противоречие. В дословном переводе «FlashMob» означает «мгновенная толпа». Но каждый человек в этой толпе — яркая индивидуальность, а это уже противоречит слову толпа. Где ещё вы увидите толпу индивидуальностей? Здесь толпа, которая сама определяет, когда и где ей собираться, и делает это без всякой цели, ради собственного удовольствия! Это и есть ещё один аспект, который привлекает нас, как социологов, к изучению данного явления.
2.2 Возможные
смыслы и особенности
В основе идеи флэшмоба лежит идея противоречия.
Так зачем и почему многие люди принимают
активное участия в различного рода противоречиях?
Есть ли за этими арт-акциями какой-то
смысл?
Экстрим-моб, на котором мне удалось побывать, был не столь опасен, на мой взгляд. Он назывался «Массовый Запуск Небесных Фонариков». Этот флешмоб начали готовить за несколько месяцев до его начала. Впервые сама я услышала о нём из социальных сетей. Там же я узнала, когда он будет происходить, где, точное время и где будет возможность купить эти фонарики. Организаторы оказались очень ответственными и креативными ребятами. Запуск был около Ладьи, на Волжском проспекте, и когда собралось достаточно большое количество людей, те самые организаторы зажгли свечки, которые были выложены в огромное сердце. Это было безумно красиво. Все запускали фонарики, влюблённые, компании друзей, родители с детьми. Все загадывали желания. Многие знакомились, общались. Абсолютно все были в восторге, и этому служит доказательство не только приятных отзывов со стороны участников, но и то, что 28 апреля, в том, же месте организаторы решили повторить акцию.
По данным моего наблюдения, я сделала вывод, о том, что людям просто
надоедает рутина жизни, которая заставляет
их делать всё по правилам, всё как надо.
И вот такое чаще всего законное, не нарушающее
общественную безопасность людей, поведение
или поступки, которые не много не соответствуют
нормам и правилам поведения людей в обществе,
помогаю расслабиться, показать или просто
проявить себя. Многие принимают участие
лишь для того чтобы выплеснуть всю свою
энергию, все свои переживания и эмоции.
Другие, стремятся почувствовать себя
частью некой общности. Очень многие знакомятся,
заводят себе новых друзей и просто общаются.
Так же, что ещё кроме арт-акций сможет
поднять настроение не только себе, но
и всем окружающем, особенно если флешмоб
несёт в себе нечто красивое, доброе и
приятное для большинства людей.
То есть не стоит забывать о том, что флешмобы
и арт-акции предназначены не только для
развлечения, изменения своей повседневности,
но и для привлечения внимания к каким-либо
социальным, политическим и другим проблемам
общества.