Малообеспеченность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит:
- в том, чтобы наиболее полно осветить проблему малообеспеченности в России, а также роль социальной работы в предотвращении бедности и помощи малоимущим гражданам.
- в изучении малообеспеченных слоев населения, как объекта социальной работы.
Предмет исследования – теоретические моменты возникновения бедности, её характерные черты.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...
Глава I: Малообеспеченность как социальное явление
1.1.Малообеспеченность: понятие,характеристики……………………
1.2. Малообеспеченные в социальной структуре российского общества.………..……
1.3.
Глава 2. Социальная политика государства по обеспечению защиты……………………………………………………..………............
2.1 Формы и методы социальной защиты малообеспеченных
граждан …………………………...………...
2.2 Государственная социальная помощь малообеспеченным
слоям населения………………………...………...

Заключение………………………………………………………………….
Список литературы

Файлы: 1 файл

малообеспеченность как социальная проблема.Курсовая.docx

— 58.91 Кб (Скачать)

    Будучи важнейшим нормативом, для определения величины социальных выплат и минимальной оплаты труда, прожиточный минимум призван стать основным инструментом прямой социальной защиты населения. Но при этом нужно иметь в виду, что нет и не может быть полного совпадения между прожиточным минимумом и минимальными выплатами, тем более абсолютно у всех их получателей.

Денежные  выплаты по социальному обеспечению  далеко не всегда могут играть роль универсального средства защиты уровня жизни от ускоренного роста цен. Эффективность прямой социальной защиты несколько возрастет, если играющие ведущую роль денежные формы дополняются  другими, преимущественно неденежными и нематериальными (натуральная помощь). Сфера подобного рода помощи жестко ограничена наиболее беззащитными и беспомощными группами населения.

Многие  из их представителей отличаются не только относительно низким уровнем дохода, получаемым по линии социального  обеспечения, но и плохим состоянием здоровья, физической немощью и др. Примерно 6% пенсионеров по старости и инвалидов беспомощны, одиноки, не в состоянии обслуживать себя самостоятельно. Немалая их часть  не живет в семье и не может  рассчитывать на поддержку родственников, друзей, соседей. Поэтому выплачиваемые  таким людям социальные пособия, даже если они удовлетворительны  по своим размерам, на практике трудно реализуемы и поэтому сами по себе недостаточны для обеспечения существования  их получателей.

Одно  из таких направлений осуществляется через нестационарные учреждения, находящиеся  главным образом в ведении  Министерства социальной защиты населения. К ним, прежде всего, относятся центры социального обслуживания. Фактически это ведущие учреждения социальной защиты, действующие на муниципальном  уровне. Центры выявляют и учитывают  тех, кто нуждается в помощи, предоставляют  такую помощь в формах и видах, дифференцированных по особенностям их получателей, координируют усилия государственных  и общественных организаций в  этой области.

Натуральная помощь - предоставление предметов первой необходимости (продуктов  питания, обуви, одежды), а также осуществление  ремонта квартир, автотранспорта; выделение  лекарственных препаратов; обеспечение  бесплатного питания и предоставление топлива).

Наряду  с центрами социального обслуживания, в состав нестационарных учреждений и служб социальной помощи входят также центры помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи и экстренной психологической помощи по телефону, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными  возможностями, социальные приюты для  детей и подростков и др.

 

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Международный опыт свидетельствует, что в мире нет ни одной страны, которой удалось  победить бедность. Полностью искоренить ее невозможно, как невозможно установить и экономическое равенство. Угроза обнищания глобальная социальная опасность. Она в большей степени захватывает  низкоквалифицированных рабочих, инженерно-технических  работников, учителей, творческую интеллигенцию, тех размеры доходов, которых  фиксированы и определяются государством. Преодоление черты бедности зависит  от увеличения размеров социальных выплат, но принципиальное изменение материального  положения основной массы представителей этой страты связано с повышением благосостояния и оплаты их труда.

Различия  в глубине малообеспеченности и  бедности нуждающихся предопределяют разные пути решения проблемы. В  первую очередь внимания заслуживает  самая малообеспеченная часть населения, которая имеет доходы ниже величины ПМ, поскольку именно она нуждается  в социальной помощи в виде разного  рода государственных трансфертов. Основным методом социальной защиты уязвимых категорий населения является адресное предоставление помощи тем  домохозяйствам, фактическое потребление  которых ниже официально установленных  показателей, а возможности удовлетворения фундаментальных потребностей крайне ограничены. Сегодня главная задача государственной социальной помощи – стать более эффективным  средством социальной защиты малоимущих, не поощряя при этом социальное иждивенчество.

Относительного  улучшение положения малообеспеченных слоев населения может произойти  в результате комплексной социальной политики, осуществляемой государством и гражданским обществом, направленной на сокращение неравенства в доходах, преимущественное повышение минимальной  заработной платы по сравнению со средней, снижения уровня безработицы и создание дополнительных рабочих мест, расширение доступности медицинских и образовательных услуг.

Главной целью социальной политики, проводимой в Чувашской Республике, является последовательное повышение уровня жизни населения и обеспечения  всеобщей доступности основных социальных благ. Главенствующее место в системе  оказания помощи малообеспеченным гражданам  отводится органам социальной защиты населения.

С целью  более эффективного оказания помощи гражданам необходимо:     1) в каждом субъекте РФ создать информационный банк данных со сведениями о группах, потенциально нуждающихся в социальной помощи; 2) в бюджетах РФ и ее субъектов предусматривать средства на социальную помощь беднейшим семьям; 3) увеличивать размеры государственных пособий семьям, имеющим детей; 4) распространять передовой опыт, инновационные технологии социальной работы с беднейшими группами населения в субъектах РФ; 5) обеспечить полную реализацию норм законодательных, правовых актов, федеральных и региональных программ, направленных на социальную поддержку малообеспеченных категорий граждан.

Основной  вывод, к которому приводит анализ малообеспеченности, состоит в том, что ни одна группа бедных не может быть оставлена без  внимания. Невозможно облегчить ситуацию, лишь уточняя адресность социальной поддержки, оказываемой бедным, это  одна крайность, другая же состоит в  ожидании, когда средний стандарт жизни повысится по мере экономического роста. Желательны активные политические меры, улучшающие положение значительного  числа населения страны в рамках имеющихся бюджетных и институциональных  возможностей.

 

Список используемой литературы.

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

 

  1. ФЗ "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17 июля 1999 г (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г. ,ред. от 01.07.2011) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – 2011.

 

  1. ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» № 134-ФЗ от 24.10.1997г. (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 N 75-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ,от 30.11.2011 N 363-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – 2011.

 

  1. Власов П. Кто в России бедный// Социальная защита.- 1994.- №2- С.36-38.

 

  1. Волчкова Л.Т., Минина В.Н. Стратегии социологического исследования бедности// Социс.-1999.- №1

 

  1. Зорькин В.Д. Тезисы о правовой реформе в России  "Адвокат", N 10, 2006 г.
  2. Климова С. Парадоксальная бедность в России// Социальное обеспечение. – 2005. - №19. – с.17.

 

  1. Лариенко Г. Закон для тех, кто оказался за чертой бедности// Республика, - 18марта 1997.

 

  1. Молчанов И.П. Социальный сумрак России  // "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 10,  2006 г.

 

  1. Н.Е. Тихонова. Социальная стратификация в современной России: Опыт эмпирического анализа. - М, 2007

 

  1. Организация работы органов социального обеспечения / под ред. А.Н. Савинова – М: “Форум”, 2005 г., 326 с.

 

  1. Организация работы органов социального обеспечения / под ред. А.Н. Савинова – М: “Форум”, 2005 г
  2. Основы социальной работы  / Под ред. П.Д.Павленко.- М.: 1997.-С.284.

 

  1. Основы социальной работы / под ред.  Н.Ф. Басова – М: “Академия”, 2004 г. – 288 с.
  2. Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения// Социс. – 2004. -  №4. – с.35.
  3. Российская энциклопедия социальной работы/ Под редакцией Панова А.М. – М.: Институт социальной работы, 1997. – с.39.

 

  1. Россия - новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс/ Под редакцией М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. - М., 2004;

 

  1. Словарь - справочник по социальной работе/ Под ред. Холостовой Е.И.- М.: 1997- С.254.
  2. Словарь- справочник по социальной работе/ Под ред. Холостовой Е.И.- М.: 1997- С.254.
  3. Социальная политика и социальная работа / под ред. Е.И. Холостовой – М: “Дашков и К”, 2007 г. – 216 с.
  4. Социальное государство / под ред. Н.А. Волгина – М: “Дашков и К”, 2003 г.

 

  1. Средний класс в современной России / Под редакцией М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. - М., 2008.
  2. Сычева В.С. Измерение уровня бедности// Социологические исследования- 1996-№3- С.142- 147
  3. Теория государства и права. -1999.- №3- С.12.

 

  1. Теория социальной работы / под ред. М.В. Фирсова – М: “Владос”, 1999 г.

 

  1. Теория, история и методика социальной работы / под ред. П.Д. Павлёнка – М: “Дашков и К”, 2005 г., 560 с.

 

  1. Токсамбаева М. По каким адресам идёт адресная социальная помощь малоимущим// Вопросы экономики. – 2003. - №10. – с.130-139.

 

  1. Тонких Л. Адресная помощь совершенствуется// Социальное обеспечение.- 1997- №8-С.10- 14.

 

  1. Федеральная служба государственной статистики// http://www.gks.ru/

 

  1. Хабриева Т. Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // "Журнал российского права", N 12, 2006 г.С 2-5.

 

  1. Ярошенко С. Теоретические модели бедности.// Рубин- 1996- №8-9- С.123- 147.

Информация о работе Малообеспеченность