Малообеспеченность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит:
- в том, чтобы наиболее полно осветить проблему малообеспеченности в России, а также роль социальной работы в предотвращении бедности и помощи малоимущим гражданам.
- в изучении малообеспеченных слоев населения, как объекта социальной работы.
Предмет исследования – теоретические моменты возникновения бедности, её характерные черты.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...
Глава I: Малообеспеченность как социальное явление
1.1.Малообеспеченность: понятие,характеристики……………………
1.2. Малообеспеченные в социальной структуре российского общества.………..……
1.3.
Глава 2. Социальная политика государства по обеспечению защиты……………………………………………………..………............
2.1 Формы и методы социальной защиты малообеспеченных
граждан …………………………...………...
2.2 Государственная социальная помощь малообеспеченным
слоям населения………………………...………...

Заключение………………………………………………………………….
Список литературы

Файлы: 1 файл

малообеспеченность как социальная проблема.Курсовая.docx

— 58.91 Кб (Скачать)

Малообеспеченные  не только характеризуются более  низким уровнем заработка, но и большей  демографической нагрузкой на домохозяйство, что приводит к снижению их доходов  в расчете на человека.

Имущественная обеспеченность представителей малообеспеченных слоев населения страны очень  скромная. В подгруппе нуждающихся 45% россиян не имеют никакой относительно дорогостоящей недвижимости, кроме  квартиры или дома, где они проживают - ни садового участка с домом, ни гаража, а четверть из них (из которых 42% проживают в сельской местности) не имеют в собственности даже того жилья, в котором живут в  данный момент. Среди остальных малообеспеченных не имеют никакой дорогостоящей  недвижимости, кроме квартиры, 40% их представителей. Второе жилье у малообеспеченных россиян вообще отсутствует, хотя в  благополучных слоях населения 8% обладают таким видом недвижимости.

Квартиру, машину и дачу - своего рода традиционный набор, свидетельствующий в России о достаточно высоком уровне жизни, - имеют лишь 2% нуждающихся и 7% других малообеспеченных (при том, что среди  бедных таковых нет вообще, а среди  относительно благополучных слоев  населения таковых оказалось  в разы больше - 31%, причем каждый десятый  из них имеет даже две машины). Ни собственного жилья, ни машины, ни дачи не имеет каждый пятый из числа  нуждающихся и 9% собственно малообеспеченных.

При этом качество и рыночная стоимость этого "набора" у малообеспеченных и  благополучных россиян различается  весьма заметно. Так, что касается автомобилей, то лишь менее чем у 1% малообеспеченных они относительно новые (т.е. не старше 7 лет). Таким образом, даже те 5% от всех малообеспеченных, кто имеет квартиру, машину и дачу - это те, кто пока еще не распродали до конца сохранившуюся у них с более благополучных времен собственность.

15% малообеспеченных  россиян не имеют собственного  отдельного жилья и проживают  в общежитиях, съемных и коммунальных  квартирах, части дома (отметим,  что среди бедных таковых в  два раза больше - 32%, а среди  относительно благополучных слоев  населения в полтора раза меньше - 10%). По сравнению с благополучными  слоями населения, малообеспеченные  реже проживают в отдельных  трехкомнатных квартирах, но чаще  занимают однокомнатные квартиры  или отдельные дома (что неудивительно,  так как среди малообеспеченных  в селах проживают 30%, а в  более благополучных слоях населения  - только 18%).[22]

Представители нынешних малообеспеченных слоев российского  общества изначально находятся в  худших стартовых условиях. Они вырастают  в менее образованных семьях, в  их составе выше доля прошедших первичную  социализацию в малых городах  и селах. В результате уровень  их образования оказывается ниже, чем у представителей благополучных  слоев населения. И даже при формально  одинаковом уровне образования они  имеют разный объем человеческого  капитала.

Для России эта цель может быть сформулирована, как преодоление бедности. [9]

По данным Госкомстата РФ, в I квартале 2011 г. численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в целом по Российской Федерации, составила 22,9 млн. чел. (16.1%).

Бедное  население распределено по территории страны неравномерно, имеет место  резкая поляризация. Так, по данным за 2011 г. в республике Алтай, Калмыкия и Тыва низкие значения квартального индекса качества жизни. Традиционными лидерами по показателю качества жизни являются г. Москва и г. Санкт-Петербург.

Основные  факторы, формирующие малообеспеченность, можно объединить в три группы:

а) низкий уровень оплаты труда (одна треть  работников имеют заработки ниже прожиточного минимума), безработица  и неплатежи. Эти факторы формируют  так называемых "новых бедных";

б) низкий уровень пенсионного обеспечения (одна треть пенсионеров имеют  пенсии ниже прожиточного минимума);

в) высокая  демографическая нагрузка в семьях многодетных, одиноких матерей, а также  при наличии инвалидов. Это так  называемые традиционные бедные.

Очевидно, что главные стратегии преодоления  бедности выстраиваются по векторам факторов ее формирования. Самым эффективным  из них является увеличение занятости  и самозанятости через развитие малого предпринимательства. Здесь  существенную роль могут сыграть  местные органы власти, обеспечивая  весь комплекс условий создания и  деятельности малого бизнеса. Значимое место принадлежит и неправительственным  некоммерческим организациям.

Следует специально отметить, что роль отдельных  факторов преодоления бедности в  различных субъектах федерации  далеко не одинакова. Существенное отличие  связано с особенностями занятости. В России в июне-августе 2011 года самый низкий уровень безработицы в федеральных округах, соответствующей критериям МОТ, отмечен в Центральном федеральном округе (3,9%), самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (13,8%).

 Об  этом свидетельствуют данные  Федеральной службы государственной  статистики РФ (Росстата). В целом  по России за июнь-август уровень  безработицы составил 6,2%.

 В  Москве уровень безработицы составляет 1,1% (самый низкий уровень), в Санкт-Петербурге - 1,6%.

 Из  республик самый высокий уровень  безработицы зафиксирован, как и  ранее, в Ингушетии - 48,6%, в Чечне  - 35,8%.

 В  Центральном федеральном округе  самый высокий уровень безработицы  отмечен в Смоленской области  (9,2%).

 В  Северо-Западном округе наибольшая  безработица наблюдается в Карелии  (10,7%), наименьшая - в Санкт-Петербурге.

 В  Южном федеральном округе самый  высокой уровень зафиксирован  в Калмыкии (12,5%), самый низкий - в  Краснодарском крае - (6,0%). в Приволжском  округе, соответственно, - в республике  Марий Эл и Кировская области  (8,5%) и Самарской области (4%), в  Уральском округе - в Курганской  области (8,7%) и Ямало-Ненецком  автономном округе (3,3%), в Сибирском  округе - в Тыве (16,5%) и Красноярском  крае (5,3%), в Дальневосточном - в  республике Саха (8,2%) и в Магаданской  области (4,2%). Самый низкий уровень  в Северо-Кавказском федеральном  округе наблюдается в Ставропольском  крае (5,4%).

Сказанное означает, что в каждом регионе  должна быть разработана специальная  Программа преодоления бедности с привлечением негосударственных  и общественных организаций.

Прогнозы  Института социально-экономических  проблем народонаселения на 2010 г. показали, что проблема преодоления  бедности будет решена, если средняя  величина доходов населения за период с 2000 до 2010 г. вырастет в 3,5 раза, а дифференциация доходов снизится на 30%.

Бедность существует во всех странах, даже в Соединенных Штатах. До 1992 года мы использовали не термин «бедность», а понятие «малообеспеченность». Можно сказать, что это одно и  то же, но рассчитывались они по-разному. И «черта бедности», принятая в 1992 году, оказалась в два раза ниже «малообеспеченности». Раньше это было 130 рублей, а стало 65. Если бы мы использовали предыдущую метрику, то у нас бедных было бы в два раза больше. Именно по этой причине в некоторых публикациях  тех лет можно увидеть цифру 70—80% бедных. Но признать, что у нас 80% бедных, означало согласиться, что бедна вся страна. Поэтому сформировали так называемый прожиточный минимум на уровне биологического выживания, за чертой которого в 1992 году находилось 40% населения России. Большую часть этого прожиточного минимума занимала продуктовая корзина — целых 70%. Оставалось всего 30% на «неэластичные потребности», то есть те, которые невозможно отложить на завтра: транспорт, ботинки для ребенка. Для сравнения: в развитых странах лишь 10—15% от доходов расходуется на питание.

Уровень жизни, при котором 70% доходов  тратится на питание, — это самая  настоящая нищета. Всем было ясно, что  нельзя сохранять эту черту бедности. И в 2000 году была разработана новая  методика построения прожиточного минимума. Он был фактически увеличен на 20%. В  результате чего вес продуктовой  корзины в расходах в 2000-м стал равен 50%.

К сожалению, в сфере борьбы с  бедностью много было неправильных решений. Это прежде всего плоская  шкала. У нее много защитников. Но  анализ говорит о том, что  шкала не дала желаемого эффекта: люди по-прежнему не хотят легализовать свои доходы. Это отражает интересы довольно тонкого слоя — богатых  людей. Основная масса населения (80%) проиграла. Если раньше подоходный налог  был 12%, то сейчас — 13%. Причем платят даже те, зарплата которых ниже прожиточного минимума. В России одна треть работающих получает заработок ниже прожиточного минимума, и все они платят эти 13%!

А введение единого социального  налога затормозило развитие социального  страхования. У нас нет социального  страхования, а есть большой социальный налог. Например, если мои деньги наша академия перевела в страховой медицинский  фонд или пенсионный, то это деньги мои, и, когда я получаю страховку  или медицинский полис, это как  бы прибавка к моему заработку. А  введение налога все перечеркнуло. Деньги, попав в бюджет, становятся как бы общими, там уже распоряжаются  ими как хотят, что-то, конечно, перепадает Фонду обязательного медицинского страхования. Кроме того, этот социальный налог взимается по регрессивной шкале.

Разрыв между бедными и богатыми регионами России по зарплате и доходам  населения сокращается. Десять лет назад доходы москвичей превышали доходы жителей самого бедного российского региона - Ингушетии - почти в 14 раз. По итогам 2010 года разница сократилась больше чем вдвое. В России 10 процентов самых обеспеченных россиян получают доход в 15 раз больше, чем 10 процентов самых бедных, это всем известный так называемый "децильный коэффициент". На их долю приходится почти треть совокупного дохода граждан. На беднейший класс - всего 2 процента. В развитых странах, например в Штатах, уже сегодня разница зарплаты десятой части самых низкооплачиваемых и десятой части самых высокооплачиваемых работников равна 3. [29]

 Люди, находящиеся за чертой  бедности, условно делятся на  три группы. Первая группа —  это так называемая экономическая  бедность. Это бедность тех, кто  никогда раньше не был бы  бедным. Это так называемые новые  бедные, бедные из-за того, что  они имеют очень низкую оплату  труда. Сюда же  включаются  безработные и те, у кого есть  до сих пор задолженность по  оплате труда. Хотя там в  основном не государственный  долг, а частных предприятий, но  людям от этого не легче. 

Вторая группа — пенсионеры. Хотя в малых городах и селах  единственные, кто имеет деньги на руках, это пенсионеры, поскольку  там никому не платят заработную плату. Но эти средства, конечно, очень невелики.

И третья группа — это так называемые традиционные бедные. Это бедные, которые  есть во всех странах. Это либо одинокие матери, либо многодетные семьи, либо семьи с инвалидами или просто инвалиды, беженцы и переселенцы. И еще остается так называемое социальное дно, или маргиналы.

Население России уменьшается со скоростью 500 тыс. человек в год. По официальным данным переписи населения за 2010 год количество жителей России уменьшилось на 1,6 %, то есть на 2,2 миллиона. Если сравнить с переписью населения за 2002 год, то население страны уменьшилось с 145 166 тысячи человек до 142 905 тысячи человек. От народа скрывают реальную демографическую картину страны. Известны шокирующие цифры: 40 миллионов человек – такая смертность прогнозируется на предстоящие 15 лет в нашей стране.

Исходя из всего вышесказанного, невольно возникает вопрос, если мы не можем прокормить родившихся детей, зачем мы ратуем за их рождение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социальная политика государства  по обеспечению защиты.

2.1.Формы и методы социальной  защиты малообеспеченных граждан.

В сложившейся на данный момент в  России ситуации, важнейшим способом преодоления или смягчения проблемы бедности является целенаправленная последовательная  политика в этой области.

Примеры оказания социальной помощи малоимущим в ряде субъектов Федерации  показывают: чем ниже уровень развития региона, тем ниже граница бедности, или местный ПМ. Соответственно объём помощи в таких регионах меньше и она предоставляется реже, в то же время чаще принимая форму натуральных благ и услуг. Эти различия более выражены по типам поселений. В областных центрах порог бедности обычно выше, помощь может оказываться в денежной форме в виде пособий по нуждаемости. В других поселениях не всегда соблюдается даже нижний предел административной границы, а помощь, главным образом в натуральной форме, предоставляется в случаях крайней нужды. [27, 130]

Существенная нагрузка легла на систему социального обеспечения. В условиях, когда большая часть  доходов, «съедается» растущими  ценами, номинальные денежные доходы не полностью характеризуют уровень  жизни населения страны. В условиях сегодняшней рыночной экономики  на смену целенаправленному регулированию  уровня жизни приходят новые методы государственного регулирования уровня жизни: индексация и компенсация.[19,254]

Индексация-это  установленный механизм автоматической корректировки доходов, позволяющий частично или полностью возместит рост стоимости жизни.[4,36]

Информация о работе Малообеспеченность