Малообеспеченность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит:
- в том, чтобы наиболее полно осветить проблему малообеспеченности в России, а также роль социальной работы в предотвращении бедности и помощи малоимущим гражданам.
- в изучении малообеспеченных слоев населения, как объекта социальной работы.
Предмет исследования – теоретические моменты возникновения бедности, её характерные черты.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...
Глава I: Малообеспеченность как социальное явление
1.1.Малообеспеченность: понятие,характеристики……………………
1.2. Малообеспеченные в социальной структуре российского общества.………..……
1.3.
Глава 2. Социальная политика государства по обеспечению защиты……………………………………………………..………............
2.1 Формы и методы социальной защиты малообеспеченных
граждан …………………………...………...
2.2 Государственная социальная помощь малообеспеченным
слоям населения………………………...………...

Заключение………………………………………………………………….
Список литературы

Файлы: 1 файл

малообеспеченность как социальная проблема.Курсовая.docx

— 58.91 Кб (Скачать)

Индексацию  доходов проводят двумя способами:

1)  на  установленное определенное время (раз в год, раз в квартал).


2) по  мере того, как уровень цен  возрастает на заранее оговоренный  процент. Этот вариант проведения  индексации позволяет более точно  улавливать ситуацию на потребительском рынке, т.к. цены могут изменяться в течение нескольких месяцев.

Индексации  подлежат все виды денежных доходов  граждан: заработная плата, пенсии, стипендии, пособия др. виды социальных выплат, кроме единовременных. При индексации целесообразно пользоваться индексом прожиточного минимума, принятым при  определении минимального потребительского бюджета. Законодательство запрещает  платить за труд, меньше установленной  минимальной заработной платы, увеличенной  по мере роста цен.

Что же касается компенсации, то это возмещение расходов тех или иных слоев и групп  населения органами власти для различных  групп населения.[13,284]

Кроме прямых, имеется немало косвенных методов  перераспределения доходов, проходящих через налоги и государственные  расходы (бедные получают преимущественное право доступа к государственному здравоохранению, инвалиды - к услугам связи и т.д.)

Выбор форм и методов социальной защиты во многом зависит от того на работу с какой  категорией населения они направлены. Например, одиноким и другим категориям граждан, частично утратившим способность  к самообслуживанию, в связи с  возрастом, болезнью, инвалидностью  оказывается социальное обслуживание на дому: предоставляется помощь в  виде социально- бытовых, социально- медицинских  услуг и иной помощи в целях реабилитации. К основным социально- бытовым услугам относятся:

- доставка  на дом продуктов питания, промышленных  товаров, медикаментов, благотворительной  и других видов натуральной  помощи;

- оплата  жилья, коммунальных и других  услуг;

- организация  и содействие в уборке жилого  помещения тех, кто находится  на обслуживании;


- помощь  в написании писем, оформлении  документов;

- содействие  в организации ритуальных услуг  и в погребении одиноких умерших.[23,142]

Кроме вышеперечисленных  форм работы, существует еще целый  ряд форм социальной защиты населения:

1) Социальное  обслуживание в стационарных  учреждениях. Оно предусматривает  создание соответствующих возрасту  и здоровью граждан, условий  жизнедеятельности, проведение мероприятий  медицинского и, психологического, социального характера, обеспечение  питания, ухода, посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга.

2) Предоставление  временного приюта в специализированном  учреждении социального обслуживания. Оно предоставляется следующим  категориям граждан: детям- сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; безнадзорным несовершеннолетним гражданам без определенного места жительства и определенных занятий; граждан, пострадавших от физического, психического насилия, стихийных бедствий в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; другим гражданам, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

3) Организация  дневного пребывания. Здесь предоставляется  социально- бытовая, социально-  медицинская, и иная помощь  клиентам (в основном это пенсионеры  и инвалиды). Обслуживаемые лица, при их добровольном согласии, могут участвовать в посильной  трудовой деятельности в специально  оборудованных мастерских и подсобных  хозяйствах.[13,284]

В Центрах  социального обслуживания открываются  службы срочной социальной помощи. Они предназначаются для оказания неотложной помощи и направлены на поддержание жизнедеятельности  граждан, остронуждающихся в социальной поддержке. Служба срочной социальной

помощи  предусматривает широкий перечень услуг:

- разовое  обеспечение остронуждающихся горячим  питанием, или продуктовыми наборами;

- обеспечение  одеждой, обувью и другими предметами  первой необходимости;

- разовое  оказание материальной помощи;

- содействие  в получении временной жилой  площади;

- оказание  экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону  доверия»;

- оказание  юридической помощи в пределах  своей компетентности;

- оказание  других видов и форм помощи, обусловленных региональными и  другими особенностями.[31,123]

В большинстве  регионов РФ разработаны программы  социальной защиты, которые предусматривают  систему мероприятий по оказанию необходимых видов помощи. В связи  с ростом цен и тарифов на услуги предприятий службы быта, органы социальной защиты населения, с учетом местных  условий и экономических возможностей, определяют эффективные пути организации  работы по предоставлению бытовых услуг  социально незащищенным слоям населения.

На социальную защиту малообеспеченных граждан направляются огромные средства, и их эффективное  использование на местах будет давать нужный результат, если индексировать  и дальше адресное направление средств, оказывая существенную поддержку тем, кто в ней действительно нуждается.

Таким образом, сегодня основными критериями, на основе которых оказывается помощь семьям или гражданину, является нуждаемость  и глубина бедности. Поэтому формы  и методы работы будут зависеть от степени нуждаемости с учетом возможностей местного бюджета. Необходима разработка новых программ, форм и методов для оказания помощи малообеспеченным слоям населения.

Итак, на сегодняшний день, в условиях рыночной экономики действуют новые методы государственного регулирования уровня жизни: индексация и компенсация. Кроме  прямых имеется немало косвенных  методов перераспределения доходов, проходящих через налоги и государственные расходы.

Выбор форм и методов социальной защиты во многом зависит от того, на работу с какой  категорией населения они направлены.


Социальная  защита, широкое понятие, которое  включает в себя: реализацию государственных  социальных гарантий (минимальной заработной платы, минимального размера пенсий, стипендий и других социальных выплат), сохранение существующих и создание новых рабочих мест, поддержку  предпринимательства, адресную социальную поддержку городского и сельского  населения и других социально-демографических  групп, проведение эффективной финансово-кредитной, налоговой политики, структурной  перестройки экономики, создание рыночных механизмов.

Целевое предназначение социального защиты состоит, прежде всего, в том, что  оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств  к существованию престарелых  и нетрудоспособных. В настоящее  время, можно с уверенностью сказать, что программа социальной защиты, занимает ключевое положение в государственном  социальном обеспечении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Государственная социальная помощь  малообеспеченным

слоям населения.

Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.[2]

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

-поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

-адресного использования бюджетных средств.

-усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

-создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

-снижения уровня социального неравенства;

-повышения доходов населения.

Получателями  государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и  малоимущие одиноко проживающие  граждане, которые по независящим  от них причинам имеют среднедушевой  доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем  субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего  одиноко проживающего гражданина устанавливается  субъектом Российской Федерации  с учетом величин прожиточных  минимумов, установленных для соответствующих  социально-демографических групп  населения.

В случае, если в субъекте Российской Федерации  не установлены величины прожиточных  минимумов, используются величины прожиточных  минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, оказываемая за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Государственная социальная помощь назначается на основании  заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или  от имени своей семьи, заявления  в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя  гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или  месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе  семьи, доходах, сведения о получении  государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг  и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.[11]

Представленные  заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения  самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность  сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с  законодательством.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств  бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной  власти субъектов Российской Федерации.[6]

Порядок расчета среднедушевого дохода и  учета доходов, в том числе  доходов от принадлежащего на праве  собственности имущества, устанавливается  федеральным законом, а до его  принятия - Правительством Российской Федерации.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о  составе семьи, доходах и принадлежащем  ему (его семье) имуществе на праве  собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной  социальной помощи.

Оказание  государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

-денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

-натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).[21]

Главной формой прямой социальной защиты является денежная. Предоставление денежных пособий малообеспеченным слоям населения, обуславливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании их существования. К денежным выплатам относятся социальное пособие (безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы), субсидия – (имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ и услуг) и компенсация – возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

В подавляющем  большинстве случаев величина социальных пособий ориентируется либо на минимальную  пенсию по старости, либо на минимальную  оплату труда. Но в наше время большинство  социальных пособий не соответствуют  прожиточному минимуму населения.

Величина  социальных пособий устанавливается  отнюдь не произвольно, но в соответствии с объективными критериями. Как правило, для определения такой величины и ее последующего корректирования  применяется показатель прожиточного минимума и его динамика.

Фактически  прожиточный минимум является набором  благ и услуг в стоимостном  выражении. Их потребление служит непременным  условием нормальной жизнедеятельности  человека.

В российской практике социальной защиты населения  выделяются два типа прожиточного минимума: так называемый жизненный, рассчитанный на главные, преимущественно физиологические потребности, без удовлетворения которых вообще невозможно сносно существовать, и социальный, рассчитанный на удовлетворение несколько более широкого по сравнению с предусмотренным жизненным минимумом набора потребностей в области продовольствия, промышленных товаров и услуг.

В 1995 году Государственная  Дума приняла Закон «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации». В нем это понятие определялось как показатель минимального состава  и структуры потребления, материальных благ и услуг, необходимых для  сохранения здоровья человека и обеспечения  его жизнедеятельности.

Информация о работе Малообеспеченность