Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:59, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Стардантизация"
1
Илларионов Вячеслав
Семенович
К.т.н., доцент
Кафедра «Товароведения»
Курс «Стандартизация, метрология и сертификация»
2
Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ
Учебные вопросы:
4
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Лифиц И.М. Стандартизация,
метрология и сертификация:
2. Крылова Г.Д. Основы
3. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. – М.: ИПК Издательство стандартов, 1996.
4. Сертификат, качество
5
ЛИТЕРАТУРА-продолжение:
Основная:
5. Басаков М.И. Сертификация
продукции и услуг с основами
стандартизации и метрологии:
Учебное пособие. – Ростов-на-
6. Владимиров В.П. Беседы о
метрологии. – М.: Изд.
7. Шабалин С.А. Прикладная
метрология в вопросах и
6
ЛИТЕРАТУРА-продолжение:
Дополнительная:
1. Федеральный закон от 27.12.
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 09.01. 96.
3. Закон РФ «Об обеспечении
единства измерений» от 27.04.
4.Закон РФ «О санитарно-
7
ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг — важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта.
Стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Сегодня поставщику недостаточно строго следовать требованиям прогрессивных стандартов — надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или качества. Наибольшее доверие у заказчиков и потребителей вызывает сертификат на систему качества
8
Продолжение
Соблюдение правил метрологии в различных сферах коммерческой деятельности (торговле, банковской деятельности и пр.) позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений.
Очень остро стоит вопрос о гармонизации отечественных правил стандартизации, метрологии и сертификации с международными правилами, поскольку это является важным условием вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и дальнейшей деятельности страны в рамках этой организации.
Переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителя заставит специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.
9
Продолжение
Цель дисциплины приобретение теоретических знаний, формирование умений и навыков работы с нормативными документами, проведение измерений и обработки их результатов для принятия решений по проблемам, возникающим в товароведческой и коммерческой деятельности
В результате изучения дисциплины студент обязан
• знать: основные принципы и понятия стандартизации, метрологии и сертификации;
правовую базу стандартизации, метрологии и сертификации;
основы теории измерения и поверки;
правила и порядок проведения сертификации товаров и услуг.
• уметь: проводить измерения основными средствами измерений;
проводить поверку и калибровку средств измерений;
работать с нормативными документами;
работать с органами по сертификации товаров и услуг.
10
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
1. Введение. Обеспечение
2. Техническое
3. Общая характеристика
4. Система стандартизации в Российской Федерации
5. Межгосударственная,
6. Межотраслевые системы (
7. Государственные
8. Основные термины и
9. Основные понятия теории погрешностей
10. Систематические
11. Случайные погрешности
12. Единство измерений.
11
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА- продолжение
13. Средства измерений
14. Государственная система
15. Поверка, сертификация и
калибровка средств измерений.
Метрологическое обеспечение
16. Общая характеристика
17. Сертификация продукции и услуг
18. Сертификация систем
19. Аккредитация органов по
сертификации.
12
1. СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА
Качество — степень соответствия присущих характеристик требованиям . Понятие качества включает три элемента: объект, характеристики, потребности (требования).
1.объект качества - продукция, процесс, организация или отдельное лицо, а также любая комбинация из них. Это понятие включает целый ряд аспектов процесса удовлетворения человеческих потребностей: качество товаров и услуг, охрана среды обитания, обеспечение физического и морального здоровья, качество образования ..
Продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях .
Товар — любая вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
Услуга — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
13
Продолжение 1 вопроса
2. Характеристики -совокупност
3. Требования — это прежде всего потребности. Основные потребности (обеспечение пищей, одеждой, жильем), потребности в безопасности, в удобстве и комфортности пользования, эстетические, социальные потребности, потребности развития (потребность в творчестве).
Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением
Показатель качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления
14
Продолжение 1вопроса
Рис. 1. Триада методов и видов деятельности по обеспечению качества и безопасности
15
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ
ПРОДУКЦИИ
2.1. Общая характеристика требований
Требования назначения — требования, устанавливающие свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуги и др.), — функциональную пригодность; состав и структуру сырья и материалов; совместимость и взаимозаменяемость
Требования эргономики — это требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования
Требования ресурсосбережения — это требования экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов.
Требования безопасности — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
16
Продолжение 2 вопроса
Требования надежности — сохранение во времени в установленных пределах всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Требования экологичности — отсутствие вредного воздействия продукции на окружающую среду при производстве, эксплуатации и утилизации.
Требования технологичности — приспособленность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях качества.
Эстетические требования — это требования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, пространственную конфигурацию, качество отделки изделия или помещения).
17
Продолжение 2 вопроса
Положения стандарта, регламента, содержащие требования, которые должны быть удовлетворены, называются нормами. Если норма содержит количественную характеристику, то применяют термин «норматив».
2.2. Характеристика
В Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» к обязательным требованиям относятся безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее — «безопасность»). При этом под безопасностью понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда:
жизни или здоровью граждан;
имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу;
окружающей среде;
жизни или здоровью животных и растений.
18
Продолжение 2 вопроса
В ФЗ о техническом регулировании де
В качестве обязательных требований также рассматриваются: предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей; единство измерений
Безопасность достигается также применением ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер.
19
3. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
Оценка качества — это совокупность операций, выполняемых с целью оценки соответствия конкретной продукции установленным требованиям.
Требования устанавливаются в технических регламентах, стандартах, технических условиях, контрактах, технических заданиях на проектирование продукции. Носителем установленных требований могут быть также стандартные образцы, образцы-эталоны, товары-аналоги. Невыполнение требования является несоответствием. Для устранения причин несоответствия организация осуществляет корректирующие действия.
Основной формой оценки является контроль. Любой контроль включает два элемента: получение информации о фактическом состоянии объекта и сопоставление полученной информации с установленными требованиями
20
Продолжение 3 вопроса
Контроль качества продукции — контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции.