Курс лекций по "Стардантизации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:59, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Стардантизация"

Файлы: 1 файл

СМС Лекция1.ppt

— 507.50 Кб (Скачать)

1

 

Илларионов Вячеслав  
Семенович 
К.т.н., доцент 

 

Кафедра «Товароведения»

 

Курс «Стандартизация, метрология и сертификация»

2

 

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ  КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ 

Учебные вопросы:

 

  • Введение. Предмет, задачи и содержание дисциплины
  • 1. Сущность качества
  • 2. Характеристика требований к качеству продукции
  • 3. Оценка качества
  • 4. Система качества

4

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Основная:

1. Лифиц И.М. Стандартизация,  метрология и сертификация: Учебник.  — 7-е изд., перераб. и доп.  — М.: Юрайт-Издат. 2007. — 399  с.

2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации,  сертификации, метрологии: Учебник  для ВУЗов. – 2-е изд., перераб.  и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,  2000. – 711с.

3. Исаев Л.К., Малинский В.Д.  Метрология и стандартизация  в сертификации. – М.: ИПК  Издательство стандартов, 1996.

4. Сертификат, качество товара  и безопасность покупателя. /  Под ред. Г.П. Воронина и В.Г.  Версана. – М.: ВНИЦ, 1998

 

5

 

ЛИТЕРАТУРА-продолжение:

 

Основная:

5.  Басаков М.И. Сертификация  продукции и услуг с основами  стандартизации и метрологии:  Учебное пособие. – Ростов-на-Дону:  издательский центр «МарТ», 2000.  – 256с.

6. Владимиров В.П. Беседы о  метрологии. – М.: Изд. стандартов,  1988. – 168с.

7. Шабалин С.А. Прикладная  метрология в вопросах и ответах.  – 2-е изд. – перераб. и  доп. – М.: Изд. стандартов,  1990. – 192с.

6

 

ЛИТЕРАТУРА-продолжение:

 

Дополнительная:

1. Федеральный закон от 27.12.2002  № 184 «О техническом регулировании».

2. Закон РФ «О защите прав  потребителей» в редакции от  09.01. 96.

3. Закон РФ «Об обеспечении  единства измерений» от 27.04.93.

4.Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения» от 19.04.91.

 

7

 

ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И  СОДЕРЖАНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

 

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг — важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

 

  Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта.

  Стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

  Сегодня поставщику недостаточно строго следовать требованиям прогрессивных стандартов — надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или качества. Наибольшее доверие у заказчиков и потребителей вызывает сертификат на систему качества

8

 

Продолжение

 

Соблюдение правил метрологии в различных сферах коммерческой деятельности (торговле, банковской деятельности и пр.) позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений.

 

 Очень остро стоит вопрос о гармонизации отечественных правил стандартизации, метрологии и сертификации с международными правилами, поскольку это является важным условием вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и дальнейшей деятельности страны в рамках этой организации.

 Переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителя заставит специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

9

 

Продолжение

 

Цель дисциплины приобретение теоретических знаний, формирование умений и навыков работы с нормативными документами, проведение измерений и обработки их результатов для принятия решений по проблемам, возникающим в товароведческой и коммерческой деятельности

 

В результате изучения дисциплины студент обязан

 

• знать: основные принципы и понятия стандартизации, метрологии и сертификации;

правовую базу стандартизации, метрологии и сертификации;

основы теории измерения и поверки;

правила и порядок проведения сертификации товаров и услуг.

• уметь: проводить измерения основными средствами измерений;

проводить поверку и калибровку средств измерений;

работать с нормативными документами;

работать с органами по сертификации товаров и услуг.

10

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО  КУРСА

 

1. Введение. Обеспечение качества  товаров и услуг

2. Техническое законодательство  как основа деятельности по  стандартизации, метрологии и  сертификации

3. Общая характеристика стандартизации 

4. Система стандартизации в  Российской Федерации

5. Межгосударственная, международная  и региональная    стандартизация 

6. Межотраслевые системы (комплексы)  стандартов 

7. Государственные информационные  системы и ресурсы. Стандартизация  услуг

8. Основные термины и определения  метрологии. Системы физических  величин и единиц 

9. Основные понятия теории  погрешностей

10. Систематические погрешности

11. Случайные погрешности

12. Единство измерений. Эталоны  единиц физических величин

11

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО  КУРСА- продолжение

 

13. Средства измерений

14. Государственная система обеспечения  единства измерений. Государственный   метрологический контроль и надзор 

15. Поверка, сертификация и  калибровка средств измерений.  Метрологическое обеспечение услуг  и продукции

16. Общая характеристика сертификации 

17. Сертификация продукции и  услуг

18. Сертификация систем менеджмента  качества и  декларирование  соответствия

19. Аккредитация органов по  сертификации.  Государственный  контроль и надзор за соблюдением  государственных стандартов

12

 

1. СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА

 

Качество — степень соответствия присущих характеристик требованиям . Понятие качества включает три элемента: объект, характеристики, потребности (требования).

 

 1.объект качества - продукция, процесс, организация или отдельное лицо, а также любая комбинация из них. Это понятие включает целый ряд аспектов процесса удовлетворения человеческих потребностей: качество товаров и услуг, охрана среды обитания, обеспечение физического и морального здоровья, качество образования ..

Продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях .

Товар — любая вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Услуга — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

 

13

 

Продолжение 1 вопроса

 

2. Характеристики -совокупность отличительных свойств . Они могут быть качественными (например запах и вкус пищевого продукта, вежливость продавца) и количественными (скорость автомобиля, белизна фарфоровой посуды и др.).

 

 3. Требования — это прежде всего потребности. Основные потребности (обеспечение пищей, одеждой, жильем), потребности в безопасности, в удобстве и комфортности пользования, эстетические, социальные потребности, потребности развития (потребность в творчестве).

Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением

Показатель качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления 

 

14

 

Продолжение 1вопроса

 

Рис. 1. Триада методов и видов деятельности по обеспечению качества и безопасности

15

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ  К КАЧЕСТВУ

ПРОДУКЦИИ

 

2.1. Общая характеристика  требований

 

Требования назначения — требования, устанавливающие свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуги и др.), — функциональную пригодность; состав и структуру сырья и материалов; совместимость и взаимозаменяемость

Требования эргономики — это требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования

Требования ресурсосбережения — это требования экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов.

Требования безопасности — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

 

 

 

16

 

Продолжение 2 вопроса

 

Требования надежности — сохранение во времени в установленных пределах всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Требования экологичности — отсутствие вредного воздействия продукции на окружающую среду при производстве, эксплуатации и утилизации.

Требования технологичности — приспособленность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях качества.

Эстетические требования — это требования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, пространственную конфигурацию, качество отделки изделия или помещения).

17

 

Продолжение 2 вопроса

 

Положения стандарта, регламента, содержащие требования, которые должны быть удовлетворены, называются нормами. Если норма содержит количественную характеристику, то применяют термин «норматив».

2.2. Характеристика требований  безопасности

В Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» к обязательным требованиям относятся безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее — «безопасность»). При этом под безопасностью понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда:

жизни или здоровью граждан;

имуществу физических или юридических  лиц, государственному или муниципальному имуществу;

окружающей среде;

жизни или здоровью животных и растений.

18

 

Продолжение 2 вопроса

 

В ФЗ о техническом регулировании детализируются требования по безопасности: безопасность излучений; биологическая безопасность; взрывобезопасность; механическая безопасность; пожарная безопасность; промышленная безопасность; термическая безопасность; химическая безопасность; электрическая безопасность; ядерная и радиационная безопасность; электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности приборов и оборудования.

В качестве обязательных требований также рассматриваются: предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей; единство измерений

Безопасность достигается  также применением ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер.

 

 

19

 

3. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

 

Оценка качества — это совокупность операций, выполняемых с целью оценки соответствия конкретной продукции установленным требованиям.

Требования устанавливаются в технических регламентах, стандартах, технических условиях, контрактах, технических заданиях на проектирование продукции. Носителем установленных требований могут быть также стандартные образцы, образцы-эталоны, товары-аналоги. Невыполнение требования является несоответствием. Для устранения причин несоответствия организация осуществляет корректирующие действия.

Основной формой оценки является контроль. Любой контроль включает два элемента: получение информации о фактическом состоянии объекта и сопоставление полученной информации с установленными требованиями

 

20

 

Продолжение 3 вопроса

 

Контроль качества продукции — контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции.

Информация о работе Курс лекций по "Стардантизации"