Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 14:21, реферат
Мы проживаем длинную жизнь. У одних она наполнена радостью и приключениями, у других – однообразием и рутиной. Однако в жизни заключён единый, истинный смысл – прожить её с достоинством. Сам Тюквиль говорил: «Жизнь – не страдание и не наслаждение, а дело, которое мы обязаны делать и честно довести его до конца». Всю нашу жизнь мы должны творить добро, совершать благородные поступки. Ведь где есть человек, там есть и случай сделать ему доброе.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глобальные проблемы современности
Кризис культуры, нравственности и семьи
в современном мире
Салават 2014
Краткое содержание
Мы проживаем длинную жизнь.
У одних она наполнена радостью и приключениями,
у других – однообразием и рутиной. Однако
в жизни заключён единый, истинный смысл
– прожить её с достоинством. Сам Тюквиль
говорил: «Жизнь – не страдание и не наслаждение,
а дело, которое мы обязаны делать и честно
довести его до конца». Всю нашу жизнь
мы должны творить добро, совершать благородные
поступки. Ведь где есть человек, там есть
и случай сделать ему доброе. |
Логическая схема
ПЛАН РЕФЕРАТА НА ТЕМУ:
«Кризис культуры, нравственности и семьи в современном мире»
ПЛАН
Краткое содержание реферата.
Логическая схема реферата.
Введение.
1 Кризис нравственности и культуры в публикациях СМИ.
2 Экологический кризис. Вырождение.
3 Социальные проблемы современной семьи
3.1 Семья в демографической
3.2 Кризис современной семьи.
3.2.1 Целомудрие.
3.2.2 Как воспитать в будущем семьянина?
3.2.3 Как воспитать будущую жену, мать?
3.2.4 Как воспитать будущего мужа, отца?
3.2.5 Как выбрать будущего мужа?
3.2.6 Как создать крепкую семью?
3.2.7 Дети.
3.2.8 Трезвая семья.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в ХXI веке, когда демонстрируется возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах культуры, политики, экономики. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что происходит в мире и с людьми.
В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главным.
В становлении и формировании
мировоззренческой культуры
Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.
Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление - первый вид общения людей. В некотором отношении каждая семья - это уникальная система, обеспечивающая своим членам уникальную среду.
Тема семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегда актуальной и для многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений, поэтому семья заслуженно является объектом изучения многих академических величин.
В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Сегодня, даже весьма пожилые люди не сразу смогут объяснить, кто такой деверь, золовка, шурин, свояченица. Слова кажутся устаревшими, архаичными. Вероятно, это происходит потому, что семейные связи становятся менее прочными, сосредотачиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.
В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.
Семья является клеточкой социального организма, живущей с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели.
Проблема семьи занимает центральное место в ее изучении. Родители должны уметь максимально прилагать усилия для того, чтобы сформировать у своих детей стремление быть коллективистами, патриотами, гражданами своей Родины. Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на него влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию сверстников, житель города. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив семья. Первая причина особой роли семьи в воспитании устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая - ее разносторонность. Семья настоящий университет человеческих отношений.
В последние годы существенно возрос интерес к семьи специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследования. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость.
1 Кризис нравственности и культуры в публикациях СМИ
В интервью Радиостанции «Эхо Москвы» Юрий Левада - директор ВЦИОМ рассказал слушателям об одном из опросов, проведенных среди россиян. Тема опроса – «Что вызывает у вас определенную напряженность и беспокойство?».
«Больше всего беспокоит людей рост цен. Об этом говорят 66%. Далее бедность, обнищание большой части населения - 58%. Дальше преступность - 42%, наркомания - 38%, безработица - 32%, экономический кризис, спад производства - 32%, кризис морали, культуры, нравственности - 28%. Дальше недоступность многих видов медицинского обслуживания - 25%, расслоение на богатых и бедных тоже 25%. И тоже 25% - это недоступность многих видов образования. После этого идут военные действия в Чечне. Дальше, я уже не буду цифр приводить, ухудшение состояния окружающей среды, угроза террактов (кстати, в целом по стране это всего 12%), слабость, беспомощность государственной власти - 11% (это гораздо меньше, чем раньше). Очень характерно и приятно, что задержки в выплате зарплаты и прочих выплат беспокоит только 8% сейчас. Рост национализма тревожит 8%, конфликты в руководстве страной только 3%. И последняя цифра, на последнем, 19-м месте, ограничение гражданских прав: свободы слова, печати беспокоит 2%»
Интервью проходило 29 августа 2001 года, когда кризис морали, культуры и нравственности беспокоил лишь 28% населения. Опрос ВЦИОМ 13 мая 2005 года показал, что упадок культуры, науки и образования беспокоит уже 59% населения, после «страха резкого снижения уровня жизни (70%); террористических актов в отношении стратегически важных объектов (атомных электростанций, водохранилищ, городских систем жизнеобеспечения и т. д.) (67%); экологической катастрофы (59%); вымирания российского населения из-за низкой рождаемости (58%) и заселения России представителями иных национальностей - китайцами, вьетнамцами и др. (58%)»
11 мая 2005 года в газете «Аргументы и факты» вышла статья под заголовком «Одичание». В ней - отклик с самого дна сердца, крик: «В своем последнем послании президент обратил внимание на глубокий кризис морали российского общества». Правительство не в силах что-либо сделать, правительство констатирует факт. Кризис нравственности тянет за собой в небытие всю ранее выстроенную социальную систему, и с этим насильным вмешательством не справишься. Социальная реклама на радио, ТВ, в метро, на улице, увы, никого не облагораживает и не делает добрее. Над Россией нависла реальная угроза. «АиФ» пишет:
«ПРАЗДНИЧНЫЕ дни, связанные
с окончанием Второй мировой войны и Победой,
дали возможность почувствовать это еще
острей. С особой ясностью было видно,
как народ гордится своим трудным и величественным
прошлым и как ему стыдно за настоящее.
Люди пели песни военных лет, которые объединяли
их в надежде и в беде. Сегодня новых песен
о главном нет. Не оттого, что перевелись
композиторы или поэты. В воздухе России
нет объединяющего начала - того, что делает
людей нацией.
Солью земли стали браток-бандюган, продажный
депутат, олигарх, засунувший в карман
кусок страны, завистливый чиновник, "оборотень
в погонах", министр, забывший от ожирения
мозгов, в какой стране он живет и каким
народом управляет, судья, торгующий приговорами,
наглая девица, бегающая в поисках богатого
любовника... Ладно бы, если это был только
художественный вымысел. Ужаснулись и
забыли! Увы, экран отражает истинное состояние
нынешней жизни. Весь многовековой опыт
наших западных соседей свидетельствует:
свобода и демократия возможны лишь при
высокой дисциплине власти и дисциплине
народа» [1]
«Утечка мозгов» и потеря престижа высшего образования для России – реальная проблема. Кто сможет решить становящуюся все острее и острее проблему экологического кризиса, и, следовательно, проблему вырождения человечества, как ни ученые? Цивилизация, утратившая определенный «тонус» в научной сфере, не сможет создать новые технологии для борьбы с прогрессирующим загрязнением биосферы. Экологи бьют тревогу. Вот что пишет Н.В. Попкова в статье «Глобальные проблемы современности и технологическое развитие»:
а) Влияние НТР на человечество
«Экстраполяция техногенных биосферных изменений за последние столетия приводит к выводу о грозящей экологической катастрофе. Многие ученые оценивают современное состояние биосферы как предкризисное. Например, по словам Н.Н. Моисеева, возрастающие антропогенные нагрузки на биосферу приводят к тому, что ее компенсационные возможности находятся на пределе. Возможен ее переход в новое состояние, непригодное для жизни человека: катастрофа может разразиться совершенно неожиданно и столь стремительно, что никакие наши действия уже ничего не смогут изменить.
По ходу техногенного развития подвергаются существенной техносферной трансформации человеческие свойства. Изменяется биосфера не только вне людей, но и внутри их — в теле и психике. Человек, все более погружаясь в искусственный мир, постепенно утрачивает свои природные качества и обретает социально-техногенные. С рождения он оказывается в техносферной среде. Не только материальные объекты, но и допускаемые к человеку растения и животные не назовешь «естественными» — их виды также являются плодами развития человечества. Сокращается сфера физического труда и растут умственные нагрузки, что приводит к появлению новых болезней. В сам организм человека вторгается искусственная среда: практикуется употребление искусственной или генетически измененной пищи, искусственное оплодотворение, трансплантация и т.д. Для обитателя современного мира характерны биологические изменения, которые не назовешь прогрессивными: понижение сопротивляемости инфекциям и факторам внешней среды, ослабление органов чувств (все хуже становятся зрение и слух), захватывающие все большие слои населения бессонница и депрессия, сердечно-сосудистые и раковые заболевания, аллергия и бесплодие. Слабеет иммунная защита человеческого организма, рост генетических аномалий и психических болезней становится бедствием. С каждым поколением усиливается деградация внутренних органов и систем человеческого организма, все чаще требуются техногенное вмешательство в их функционирование или прямая их замена. Учитывая, сколько людей в индустриально развитых странах в буквальном смысле слова не могут жить, не пользуясь ежедневно достижениями медицины, подобную жизнь можно называть «искусственной».
Информация о работе Кризис культуры, нравственности и семьи в современном мире