Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:50, курсовая работа
Целью исследования данной темы является изучение организационной культуры в организации.
Введение 
 
     Раздел 1. Сущность организационной культуры 
     1.1. Понятие организационной культуры 
     1.2. Источники организационной культуры 
     1.3. Многоуровневая модель организационной культуры 
       Раздел 2. Анализ организационной культуры
 
     2.1. Особенности и принципы организационной культуры 
     2.2. Структура организационной культуры 
     2.3. Типы организационной культуры 
     Раздел 3. Управление организационной культурой
 
     3.1. Формирование организационной культуры 
     3.2. Поддержание организационной культуры 
     3.3. Изменение и рекомендации по  изменению организационной культуры 
     Заключение 
 
     Список  использованных источников и литературы
К специфическим факторам организации относится и отрасль, в которой работает компания. Фирмы, принадлежащие одной отрасли, функционируют в одной конкурентной среде и схожем правовом пространстве, удовлетворяют одни и те же потребности покупателей. Например, некоторые фирмы, выпускающие косметическую продукцию, ориентируются на личные продажи. Такие фирмы имеют ограниченное число менеджеров, ориентируются лишь на незначительное число четко разработанных правил, в большей степени опираются на харизматическое, а не на рациональное руководство, поощряют привлечение членов семьи к продаже товаров компании.
Важную роль в формировании организационной культуры играют сдающиеся личности и важные события в истории компании.
Важные события в истории организации также влияют на верования и ценности сотрудников, меняют отношение к компании собственных сотрудников, конкурентов, потребителей [3,c. 289-292].
     1.3 
Многоуровневая модель 
организационной 
культуры 
Организационная культура компании характеризуется большим числом параметров и обусловливается влиянием различных процессов: подбор кадров, социализация сотрудников, награждение персонала. В то же время организационная культура сама оказывает влияние на эти процессы. При условии постоянства набора факторов внешней среды, воздействующих на организацию, указанные процессы направлены на стабилизацию культуры, что может привести к осложнениям при проведении изменений.
     1. 
Основные ценности 
     2. 
Базовой стратегией для 
     Стратегия, 
выраженная словами «Всегда быть 
первым», позволяет поднять 
     3. 
К вторичным стратегиям 
Различают два типа вторичных стратегий:
Инструментальные стратегии отражают, каким образом ценности организации реализуются в том, что и как она делает. Они определяют в целом сферу деятельности компании (вид продукта или услуг, предлагаемых фирмой), целевые рынки, идеологию в отношении уровня качества товаров и услуг, направления работы с персоналом, взаимодействие подразделений компании;
Экспрессивные стратегии направлены на создание и использование символов, имеющих важное значение для персонала и легко идентифицируемых лицами, не работающими в данной компании. Эти стратегии направлены на обеспечение стабильности организации и позволяют ей обеспечить свое восприятие как единого целого со стороны внешней среды. Например, в некоторых компаниях принята определенная форма одежды, по которой окружающие легко узнают, где работает данный человек.
     4. 
Коммуникационные системы 
     Коммуникационные 
системы включают в себя мероприятия 
по созданию определенного образа фирмы 
в глазах общественности (различные РR-акции, 
рекламные мероприятия и т.д.), формируют 
правила и традиции в отношениях с потребителями, 
конкурентами, государственными и общественными 
организациями и т.д. Например, табачные 
компании финансируют исследования в 
области разработки лекарственных препаратов 
для борьбы с раковыми заболеваниями легких, 
подчеркивая этим, что одной из их базовых 
ценностей является забота о здоровье 
людей и в первую очередь - курильщиков 
[3,c. 296-297].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Раздел 
2. Анализ организационной 
культуры 
     2.1. 
Особенности и 
принципы организационной 
культуры 
Специалисты выделяют две важные особенности культуры:
1) Многоуровневость - поверхностный уровень образует способ поведения людей, ритуалы, эмблемы, дизайн, униформа, язык, лозунги пр. Промежуточный уровень составляют укоренившиеся ценности и верования. Глубинный уровень представлен философией фирмы;
     2) 
Многогранность, многоаспектность - культура 
организации, во-первых, состоит 
из субкультур отдельных 
Организационная культура может быть оценена, проконтролирована, управляема. Критериями анализа организационной культуры являются следующие показатели:
     1. 
«Толщина» организационной 
2. «Разделяемость взглядов» - показатель, характеризующий количество основных положений, норм, ценностных ориентаций, традиций и т.д., абсолютно принимаемых всеми членами организации;
     3. 
«Широта» организационной 
     4. 
Конфликт организационных 
     5. 
«Сила» организационной 
     При 
анализе организационной 
     1. 
Базовые предположения, 
     2. 
Ценности, которых может придерживаться 
человек: ценности ориентируют,
     3. 
«Символика», посредством 
Зарубежные и отечественные исследования по проблематике организационной культуры позволяют выделить ряд ценностных принципов:
1. Ориентация на действия, достижение целей;
     2. 
Самостоятельность и 
     3. 
Производительность от человека 
(рядовой персонал 
4. Простота форм управления, немногочисленность управленческого штата;
     5. 
Одновременное сочетание 
Выделяют два аспекта организационной культуры: объективный и субъективный. Объективный аспект обычно связывается с физическим окружением, создаваемым в организации (само здание, его дизайн, место расположения, оборудование, мебель, цвет и объем пространства, удобства.). Субъективный аспект исходит из разделяемых работниками образов, предположений, веры, ожиданий, а также группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами, ролями. Субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения, как общего, так и различий между людьми и между организациями.
     Важным 
аспектом организационной культуры 
является то, что она разделяется 
на ряд частных культур. В одной 
организации может быть много 
субкультур (уровней, подразделений) [13, 
С. 45].  
     2.2. 
Структура организационной 
культуры 
Организационная культура складывается при формировании предприятия, учреждения. В момент создания и впервые годы жизни организации формируется та культура, которая изначально соответствовала представлениям его создателям. Далее культура развивается, наполняется более глубоким смыслом и принимается новыми сотрудниками. Решающий вклад в развитие организационной культуры вносит ее высшее руководство [14, С. 381].
     Структуру 
организационной культуры составляют 
набор предположений, ценностей, верований 
и символов, следование которым помогает 
людям в организации 
Э. Шайн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням:
- Познание организационной культуры начинается с первого, «поверхностного», или «символического» уровня, включающего видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать и терминах организационной культуры.
- Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, «подповерхностный» уровень. Здесь изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.
- Третий, «глубинный» уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.
     Итак, 
организационная культура охватывает 
большую область явлений 
Организационная структура компании складывается под влиянием внешней среды, которая в определенной степени определяет и взаимодействие различных подсистем компании. Кроме того, организационная структура зависит и от личных характеристик руководителей. Например, если организационную культуру фирмы можно охарактеризовать как самодостаточную, где ценятся личные достижения и независимость, то в структуре компании будут, скорее всего, присутствовать отделения по продукту: так проще всего распределить ответственность и ресурсы. Руководители отделов по продукту полностью контролируют деятельность своего подразделения и отвечают за результаты. Если же руководитель отличается подозрительностью, то наиболее вероятной организационной структурой в этом случае будет функциональная. Возможность осуществлять более жесткий контроль над подчиненными удовлетворит потребность руководителя в постоянной межфункциональной координации деятельности [3, С. 292].