Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:11, контрольная работа

Краткое описание

Социальный контроль направлен, с одной стороны, на поощрение или усиление комфортного поведения членов общества, с другой на подавление таких типов поведения, которые переступают общепринятые нормы. Под социальным контролем в социологии понимают любые виды общественной практики, которые складываются во всех типах социальных групп – и больших и малых.

Оглавление

Понятие социального контроля и его действие 3
Конформизм как вид социального поведения 7
Девиантное (отклоняющееся поведение) 15
Список литературы22

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Исследования  социальных психологов подводят к выводу: девиантное и нормативное поведение  – две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Девиации направлены на преодоление фрустрации – препятствия, вставшего на пути достижения цели, и проявляются через социально значимые действия. Любое девиантное поведение предполагает не только стремление разрушить или сместить фрустрирующий блок, но и концентрацию энергии (физической и психической), необходимой для осуществления этого замысла. Антифрустрирующее действие всегда сопровождается определенной долей риска, но не обязательно носит разрушительных характер.

Характер девиантного  поведения, направленность энергетического  потенциала человека зависят, во-первых, от того, как он научен отвечать на возникающие  трудности: путем созидательных или разрушительных действий, во-вторых, - от того, каким образом общество стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности.

Следует различать  два вида девиантного поведения: созидательной и разрушительной направленности. Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, в частности наличие атрибута насилия, а уровень справедливости перераспределения источников пополнения жизненной энергии. Агрессивный вид девиации как в прямой, так и в смещенной форме нацелен на преодоление фрустрации путем неадекватного в сложившейся ситуации перераспределения социальных благ, достижения цели без учета интересов окружающих людей, несправедливое решение проблемы в пользу одной из взаимодействующих сторон за счет ухудшения адаптационных условий другой. Агрессивный характер поведения обусловливается не только воспитанием, но и характером поведения взаимодействующей стороны. Смещенный вид агрессии свидетельствует о недостаточном для преодоления фрустрации энергетическом потенциале человека.

Девиантное  поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой  людей социальных действий, отклоняющихся  от доминирующих в социуме (отдельной  социальной группе, страте) социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества: разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом. Разрушительную (асоциальную) девиацию нельзя отождествлять только с преступностью. Преступность – поведение, уголовно наказуемое, запрещенное законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.

Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) – это социально значимые в  действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит и адаптационном плане, вектор эволюционного развития общества. Поскольку любая девиация первоначально зарождается на уровне сознания отдельного человека и через его действия проводится в жизнь, то этим еще раз подтверждается, что первопричиной социальной эволюции, активной движущей силой ее является человек, точнее внутриличностный конфликт, возникающий в процессе выбора им той или иной формы социально-ролевого поведения.

Каждая девиация содержит в себе разрушительное и  созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент  преобладает. Позитивными девиациями являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, т.к. даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво.

Социальные идеалы (ценности), ожидания, общепринятые правила, нормы, как и критерии девиантного поведения, со временем меняются. Если процесс социализации и социальный контроль отвечают за сохранение социокультурного кода, функцию социального наследования в процессе общественного развития, то девиация – за функцию социальной изменчивости, приспособляемости индивида и всего общества к новым условиям. Под новой социальной реальностью мы понимаем ситуацию, при которой возникает дихотомия сложившихся в обществе целей и средств (невозможность удовлетворения старыми способами прежней потребности), а также возникновение новых потребностей.

В случае, если тот или иной вид девиации приобретает  устойчивый характер, становится нормой поведения для многих людей, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие «нарушение правил» или провести переоценку социальных норм. В последнем случае поведение, которое считалось девиантным, оценивается как новая норма. Для того чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:

а) расширять  доступ к законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;

б) соблюдать  социальное равенство перед законом;

в) постоянно  совершенствовать само законодательство, приводить его в соответствие с новыми социальными реалиями;

г) стремиться к  адекватности преступления и наказания.

Все это в  совокупности позволит снизить социальное напряжение в обществе, уменьшить  его криминализацию. Только при выполнении вышеперечисленных требований общество имеет право называться правовым и демократичным.

Поскольку любое  девиантное поведение – это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной  практикой нормы поведения, оно  всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности. Поэтому девиация и риск – стороны одной медали, социальной мутации. Состояние риска – своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию и устоявшуюся нормативно-ролевую форму поведения. Чем меньше риск, тем вероятностнее действие индивида, более предсказуемо поведение системы в целом.

Девиантное  поведение, сопровождающееся риском, способствует самоактуализации, самореализации и  самоутверждению личности. Последнее  является важнейшей психологической  причиной, объясняющей желание людей  ответить на вызов быстро меняющейся социальной реальности. Девиантно-ролевая разновидность социального поведения неразрывно связана с аддикцией, с внутриличностным конфликтом.

Аддикция в  общем смысле слова – стремление уйти от состояния внутреннего психологического дискомфорта, изменить свое психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой. Аддиктивное поведение психологи рассматривают как отклоняющееся. Девиантный путь выбирают прежде всего люди, не имеющие легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется. Они не считают общепринятые нормы порядка естественными и справедливыми, не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус через легитимные каналы социальной мобильности. Все это неизбежно приводит их к внутриличностному конфликту.

Основные причины  мотивационных конфликтов, вытесненных  в подсознание, определяются в настоящее  время не инстинктивными, а социальными  факторами [3].

    

 

Список  литературы

 

1. Социология учебник для бакалавров /  О. Г. Бердюгина, В.А. Глазырин, А.В. Грибакин [и др]; отв. Ред. В.А. Глазырин. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. - 400 с.

2. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.

3. Кравченко А.И Социология: Учебник для студентов вузов.— М.: “Академический Проект”, Издательская корпорация “Лотос”, 1999.-382с

4. Социология: Курс лекций /А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Владос, 1995 – 192 с.

5. Социология: учебик / под ред. Проф. Ю. Г. Волкова. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2008. – 512с.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"