Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2015 в 16:40, контрольная работа
1.Стадии развития личности в процессе социализации.
2.Понятие коммуникации.
3.Механизмы социальной перцепции.
4.Социально-психологическая сущность толпы.
5.Функции и задачи прикладной социальной психологии.
Общеизвестно, что насекомые, птицы, животные располагают богатейшими звуковыми и кинетическими (двигательными) средствами обмена информацией. Однако взаимодействие между ними ученые называют «биологически целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде и регулируемым, в частности, сигнализацией».
Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка, который, будучи важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является важнейшим механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность.
Главная цель речевой коммуникации - обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор (язык тамтамов, язык цветов, язык веера, дорожные знаки).
В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (т. е. словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация - это общение с помощью слов, невербальная - это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т. п.). Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации.
3.Механизмы социальной перцепции.
Можно говорить о существовании механизмов, обеспечивающих познание и понимание другого человека, самого себя в процессе общения с ним, и обеспечивающих прогнозирование поступков партнера по общению.
К механизмам познания и понимания относятся прежде всего идентификация, эмпатия и атракция. Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. То есть, происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном возрастном этапе, приблизительно в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).
Эмпатию можно определить, как эмоциональное чувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатия, в отношении с партнером по общению может рассматриваться как одно из наиболее важных профессиональных качеств психолога, педагога, социального работника. В целом ряде случаев, развитие способности к эмпатии представляется особой задачей для людей, связанных с такого рода деятельностью, и решается с помощью активного самообразования, участия в различных группах профессионального развития.
Аттракция (в дословном переводе привлечение) может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию по отношению к нему привязанности, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.
Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня. Важно подчеркнуть, что полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется богатством его представлений в других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по общению. Кроме того, и это особенно важно для психолога, залог познания себя это открытость другим людям. Таким образом, раскрывая другим в процессе общения свой внутренний мир, мы сами получаем доступ к богатствам собственной души. Обращаясь к третьей группе механизмов социальной перцепции, обеспечивающих прогнозирование поведения партнера по общению, выделим наиболее важный, можно даже сказать универсальный механизм интерпретации поступков и чувств другого человека механизм каузальной атрибуции или причиной интерпретации.
В процессе общения человек никогда или почти никогда не обладает полной информацией о причинах поведения партнера. В условиях дефицита такой информации индивиду ничего не остается делать, как формировать свой прогноз на основе предположения о возможных причинах, иначе говоря, осуществлять приписывание другому определенных мотивов и оснований тех или других действий и реакций. Несмотря на то, что такое приписывание процесс сугубо индивидуальный, разносторонние его исследования позволили выявить ряд закономерностей, в соответствии с которыми разворачивается каузальная атрибуция.
Прежде чем обратиться к их изложению, приведем экспериментальные примеры изучения процесса причиненного приписывания. Наиболее показательными являются эксперименты, выполненные под руководством А. А. Бодалева. Группе испытуемых поочередно показывали фотографии молодой женщины и пожилого мужчины. Испытуемые, рассматривающие фотографию в течение пяти секунд, должны были словесно воссоздать облик человека. Перед каждым показом одной и той же фотографии различным группам испытуемых давались разные установки. Так, одной группе говорили, что будет показана фотография учительницы, а другой - артистки. О пожилом мужчине говорилось одной группе, что они увидят героя, а другой - преступника. Результаты показали, что почти половина испытуемых давала описание человека в соответствии с той информацией, которую они получили в начале. Можно привести следующие примеры описаний пожилого мужчины: «Человек опустившийся, очень озлобленный. Неопрятно причесанный. Очень злой взгляд», и «...Очень выразительные глаза, какие обычно бывают у умных, проницательных людей. Человек с такими глазами, должно быть, хорошо знает и любит жизнь, людей» ...
В другом исследовании опытным воспитательницам детских садов рассказывали о проступке ребенка и показывали фотографию малыша, прося при этом дать оценку проступку. Но одним воспитательницам показывали симпатичного малыша, а другим - некрасивого. В результате те, кто видел симпатичного малыша, оказались к нему более снисходительны. Несимпатичному были приписаны гораздо более негативные качества личности и предложены более жесткие методы наказания.
Теперь обратимся к анализу различных аспектов атрибутивного поведения.
Известно, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, то есть привычные способы объяснения чужого поведения. Так, люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить конкретного виновника случившего, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции, люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не ища конкретного виновника. Наконец, при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на которое было направлено действие (ваза упала, потому что плохо стояла) или, например, пострадавшему (сам виноват, что попал под машину). При исследовании процесса каузальной атрибуции выявлено много различных закономерностей приписывания. Например, успех люди чаще всего приписывают себе, а неудачу - обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Особый вопрос - приписывание наблюдаемому ответственности за совершенные действия. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста тяжести случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной к личностной атрибуции (то есть искать причину случившегося в осознанных действиях личности).
В целом, изучение феномена каузальной атрибуции позволяет лучше представить себе сам процесс формирования оценки и отношения к партнеру по общению.
4. Социально-психологическая
Толпа - это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В толпе в условиях анонимности происходит растворение индивидуальной ответственности ее членов. Выделяют следующие социально-психологические особенности толпы:
- повышение
групповой внушаемости и
-
повышение эмоциональности
-
подавление чувства
-
появление чувства силы и
В различных условиях могут складываться неодинаковые общности, характеризуемые как толпа, а их поведение может принимать разнообразную направленность. Это и болельщики на стадионе, и лица, проявляющие любопытство к различным происшествиям, и пассажиры пригородного транспорта, столпившиеся на вокзале или платформе. Такие же общности образуются из числа посетителей парков, выставок, зрелищных учреждений, участников похоронных процессий, свадеб, митингов, демонстраций и массовых беспорядков. Что касается механизма развития толпы, то основную роль здесь играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия. Что касается чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности или в силу биологических факторов (эпидемии), или природных стихийных бедствий, то в данном случае массовое общение, как правило, строится стихийно, непроизвольно.
В настоящее время эффект, наблюдаемый в условиях толпы, можно сравнить с эмоциональным ускорителем, эффектом «снежного кома», цепной реакцией, резонансом, индукционным процессом.
Основным средством психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: призывы, междометия, например, типичный крик «Наших бьют».
Один из основных способов информационного психологического воздействия личности или группы на других участников - внушение, подкрепленное различными по содержанию сообщениями (уговорами, угрозами, слухами, шантажом). Внушение всегда вербализовано. Оно - сознательная деятельность со стороны субъектов воздействия. В самом общем виде психическое заражение представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенным психическим состояниям, возникающим в толпе в результате воздействия неречевых и речевых средств общения. В связи с тем, что схожие психические состояния (гнев, испуг и т.д.) и настроения возникают у большинства участников толпы, срабатывает механизм многократного взаимного усиления, ускорения эмоционального воздействия. Это приводит к образованию общего психического настроя и решимости.
В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда психическое состояние, настроение и поведение личности или группы резонируют, усиливаются путем многократного отражения по моделям (образцу) цепной реакции, разгоняются, как частицы в ускорителе, и тонизируют группу [1]. Нагляднее всего природа психического заражения проявляется в эффекте «снежного кома». Заражение проявляется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников толпы. Здесь существенную роль играют традиции, обычаи. Заражение передается через речевые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т. д. Толпа не всегда возникает случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или она создается умышленно. В этих случаях используются иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, попытка самосожжения, блокирование общественного транспорта.
Функции, аналогичные внушению, выполняют разъяснение и убеждение. Но между ними есть и различия. Внушение действует путем непосредственного «прививания» сообщения, не нуждаясь в доказательстве и логике. Разъяснение и убеждение основаны на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от личности, принимающей информацию. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие. При анализе различных способов психического воздействия на развитие толпы следует иметь в виду, что на участников толпы оказывает влияние не только информационное значение речевых сообщений. Большую роль играют сила шума, выражаемого, как правило, в форме междометий, частота звуковых колебаний, рев большой массы людей. Все это воздействует на эмоциональное состояние.
Подражание также является одним из способов психологического воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания поведение другого человека или массовое психическое состояние не только принимается, но и воспроизводится, тиражируется.
Для того чтобы собрать толпу, прибегают к различным необычным, зрелищным, эффектным приемам. Например, в Москве на Красной площади не один раз совершались попытки самосожжения, приковывания себя цепями и т.п., что всегда собирало толпу.
Популярным в последнее время катализатором толпы являются блокирование общественного транспорта, групповая голодовка. Участники толпы могут использовать в качестве способов психологического воздействия пикетирование, «штурм» административных зданий, ультиматум, «живое кольцо» и захват заложников. Использование данных способов не самоцель, а средство достижения целей.
Информация о работе Контрольная работа по "Социальная психология"