Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:55, контрольная работа
1) Взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в налаживании социального контроля. Теоретически отношения общества и личности в условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности отношения усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а, следовательно возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся как контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность социальных институтов.
Рассмотрим
различные виды социальных отклонений.
1. Культурные и психические отклонения.
Социологов интересуют прежде всего культурные
отклонения, то есть отклонения данной
социальной общности от норм культуры.
Психологов же интересуют психические
отклонения от норм личностной организации:
психозы, неврозы и так далее. Люди часто
пытаются связывать культурные отклонения
с психическими. Например, сексуальные
отклонения, алкоголизм, наркомания и
многие другие отклонения в социальном
поведении связывают с личностной дезорганизацией,
иначе говоря с психическими отклонениями.
Однако личностная дезорганизация далеко
не единственная причина отклоняющегося
поведения. Обычно психически ненормальные
личности полностью выполняют все правила
и нормы, принятые в обществе, и, наоборот,
для личностей, психически вполне нормальных,
бывают характерны весьма серьезные отклонения.
Вопрос о том, почему это происходит, интересует
как социологов, так и психологов.
2. Индивидуальные и групповые отклонения.
- индивидуальные,
когда отдельный индивид отвергает нормы
своей субкультуры;
- групповое, рассматриваемое как конформное
поведение члена девиантной группы по
отношению к ее субкультуре (например,
подростки из трудных семей, проводящие
большую часть своей жизни в подвалах.
"Подвальная жизнь" кажется им нормальной,
у них существует свой "подвальный"
моральный кодекс, свои законы и культурные
комплексы. В данном случае налицо групповое
отклонение от доминирующей культуры,
так как подростки живут в соответствии
с нормами собственной субкультуры).
3. Первичное
и вторичное отклонения. Под первичным
отклонением подразумевается отклоняющееся
поведение личности, которое в целом соответствует
культурным нормам, принятым в обществе.
В данном случае совершаемые индивидом
отклонения так незначительны и терпимы,
что он социально не квалифицируется девиантом
и не считает себя таковым. Для него и для
окружающих отклонение выглядит просто
маленькой шалостью, эксцентричностью
или на худой конец ошибкой. Вторичным
отклонение называют отклонение от существующих
в группе норм, которое социально определяется
как девиантное.
4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся
поведение всегда оценивается с точки
зрения культуры, принятой в данном обществе.
Следует выделить необходимые качества
и способы поведения, которые могут привести
к социально одобряемым отклонениям
- сверхинтеллектуальность. Повышенная
интеллектуальность может рассматриваться
как способ поведения, приводящий к социально
одобряемым отклонениям лишь при достижении
ограниченного числа социальных статусов.
Интеллектуальная посредственность невозможна
при исполнении ролей крупного ученого
или культурного деятеля, в то же время
сверхинтеллектуальность менее необходима
для актера, спортсмена или политического
лидера;
- особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.
- сверхмотивация.
Многие социологи считают, что интенсивная
мотивация часто служит компенсацией
за лишения или переживания, перенесенные
в детстве или юности. Например, существует
мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию
к достижению успеха и власти в результате
одиночества, испытанного им в детстве,
или Никколо Паганини постоянно стремился
к славе и почету в результате перенесенных
в детстве нужды и насмешек сверстников;
-личностные качества - личностные черты
и свойства характера, которые помогают
достичь возвышения личности;
-счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
5. Культурно
осуждаемые отклонения. Большинство обществ
поддерживает и вознаграждает социальные
отклонения, проявляемые в форме экстраординарных
достижений и активности, направленной
на развитие общепринятых ценностей культуры.
Нарушение же нравственных норм и законов
в обществе всегда строго осуждалось и
наказывалось.
7)
Анализ конфликтов полезно
1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.);
2) потребности в безопасности;
3)
социальные потребности (
4)
потребности в достижении
5)
высшие потребности в
Все
поведение человека упрощенно можно
представить как ряд
Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия. Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление в ситуации фрустрации может быть двух видов:
сдерживание
- состояние, при котором индивид
отказывается от удовлетворения какой-либо
потребности из страха, для получения
благ в другой области или в
надежде удовлетворить
подавление - это уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация постоянно присутствует внутри индивида, но загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии при определенных благоприятных для этого условиях.
Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может быть направлено на другого человека или группу людей, если они явятся причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается социальный конфликт.
Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.
Однако
далеко не всякое состояние фрустрации
и связанное с ним
Анализ
содержания и особенностей протекания
социального конфликта целесообразно
проводить по трем основным стадиям: предконфликтная
стадия, непосредственно конфликт и стадия
разрешения конфликта.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Социология»