Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:55, контрольная работа
1) Взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в налаживании социального контроля. Теоретически отношения общества и личности в условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности отношения усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а, следовательно возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся как контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность социальных институтов.
Контрольная
работа
по дисциплине
«Социология»
Выполнил: студентка группы Юв-10
Проверила:
преподаватель
Волгоград
2012
1)
Взаимоотношений индивида и
При анализе взаимодействия общества и личности с точки зрения социального контроля можно выявить внутреннюю противоречивость взаимодействия. С одной стороны человек обретает социальные качества и социально обусловленную индивидуальность только под воздействием социальной системы, а с другой - не сможет развить индивидуальность и самореализоваться, если будет слепо копировать предлагаемые системой образцы культуры. Вызревание и постоянное разрешение противоречий осуществляется в процессе социализации индивида, когда происходит сознательное усвоение им социальных норм и ценностей и исполнение ролевых требований и ожиданий. Именно в ходе социализации реализуется социальный контроль в различных формах.
Социальный контроль осуществляется посредством реакции общества, социальной общности на индивидуальное поведение личности. Общество использует различные санкции. Санкции - это способы реагирования окружающих на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения и наказания. Отсюда возникают позитивные (поощрения за действия желательные обществу) и негативные (наказания за нежелательные действия) санкции. Конкретное содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных догм, политических концепций, законодательства определенной общественной, государственной системы и т.п. Характер общественной реакции (санкции) определяет и характер воспроизводства индивидуального акта: его повторение, изменение или прекращение. Регулятивную роль играют не только санкции за совершенные действия, но и ожидания применения санкций за еще не совершенные действия.
Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.
Квазигруппы можно подразделить на следующие виды:
аудитория – объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). 3десь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;
фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;
толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.
Основными свойствами квазигруппы являются:
анонимность.
«Индивид в толпе приобретает, благодаря
только численности, сознание непреодолимой
силы, и это сознание позволяет
ему поддаваться таким
внушаемость.
Члены квазигруппы более
социальная заражаемость квазигруппы. Она заключается в быстрой передаче эмоций, настроений, а также быстрой их перемене;
бессознательность квазигруппы. Индивиды как бы «растворяются» в толпе и «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе вытекают скорее из подсознания, чем из сознания, и носят иррациональный и непредсказуемый характер.
Умение противодействовать толпе – важное качество любого управленца. Основные правила усмирения толпы можно сформулировать следующим образом:
необходимо структурировать толпу (выделить лидеров, определить отдельные части толпы, их лидеров и структуру);
предложить
толпе какую-нибудь значимую цель и
программу ближайших действий, чтобы
ее поведения стало более
показать наличие социального контроля (назвать несколько фамилий, имен членов толпы);
если не удается рассеять толпу, разделить ее на колонны, шеренги, ряды и развести по частям;
постоянно поддерживать связь и контролировать лидеров частей;
постоянно
давать толпе позитивную информацию,
отсутствие которой ведет к смене
настроения толпы на негативное, к
панике.
2) Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс
социализации продолжается всю жизнь,
поскольку человек за это время осваивает
множество социальных ролей.
Этапы социализации
|
Социализация
охватывает все процессы включения
инди вида в систему общественных
отношений, складывания у него социальных
качеств, т.е. формирует способность участвовав
в социальной жизни.
Все,
что влияет на процесс социализации,
обозначается понятием «агенты социализации».
К ним относятся: нацио нальные
традиции и обычаи; государственная
политика, средства массовой информации;
социальное окружение; обра зование; самовоспитание.
Расширение и углубление социализации происходит:
- в сфере деятельности — расширение ее видов; ориен тировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.
- в сфере общения — обогащение круга общения, углу^ ление его содержания, развитие навыков общения.
-
в сфере самосознания — формирование
образа собсъ венного «Я» («Я»-концепция)
как активного субъекта де ятельности,
осмысление своей социальной принадлежности
социальной роли и др.
3)
Семья – самый фундаментальный
универсальный социальный
Семья – это социальная группа, характеризующаяся: общим местожительством, экономической кооперацией, воспроизводством.
Таким образом, для социологии характерно рассматривать семью как социальный институт и как социальную группу.
Как
социальный институт семья характеризуется
совокупностью социальных норм, санкций
и образцов поведения, регламентирующих
взаимоотношения между
При рассмотрении семьи как социального института изучаются:
общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений;
образцы семейного поведения;
ролевые отношения в семье;
эффективность реализации институтом семьи своих основных функций;
социальный механизм изменения норм и ценностей.
Как
малую социальную группу семью можно
определить как общность, складывающуюся
на основе брака или кровного родства,
члены которой связаны
При рассмотрении семьи как социальной группы изучаются:
условия формирования и этапы развития семьи;
динамика
супружеских отношений и
распределение обязанностей в семье;
причины и мотивы разводов;
структура и функции семьи.
Говоря о семье, нельзя еще раз не подчеркнуть, что ее основу составляет брак.
Брак – это совокупность социальных норм, а также система взаимных обязанностей и прав, определяющих взаимоотношения женщины и мужчины, необходимых для функционирования семьи.
В браке и супружеских отношениях находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Именно поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию сексуальных отношений. Так, если в биологическом, сексуальном инстинкте влечение к другому полу по существу деперсонализировано, то в любви оно направлено всегда на конкретного человека, физические черты и весь облик которого воспринимаются и оцениваются не сами по себе, а в единстве с морально-этическими качествами. Таким образом, в любви половой инстинкт приобретает уже нравственно-эстетический характер.
Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру: оно включает и экономическую, и психологическую сторону. Экономическая сторона – это следствие половозрастного разделения труда в производстве и домашнем хозяйстве. Психологическая сторона брака имеет своим источником как особенности социально-экономической и культурной жизни общества, так и половое влечение, оказывающие влияние на потребности, чувства, черты характера и даже на способности и вкусы мужчины и женщины.
Брачные отношения имеют и юридическую сторону. Если на ранних стадиях развития общества отношения между мужчиной и женщиной регулировались племенными и родовыми обычаями, то с возникновением нравственности, религии и государства регулирование этих отношений приобрело соответственно нравственный, религиозный и правовой характер. Это позволило еще более усилить социальный контроль над браком.
Право оказало сильнейшее влияние на моральные устои брака. Оно ускорило преодоление пережитков отношений и увеличило ответственность родителей за воспитание детей. Такие правовые обязанности, как супружеская верность и взаимопомощь, способствовали формированию и развитию у людей соответствующих нравственных качеств, оказали общее облагораживающее воздействие на мораль, наконец, юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на власть, санкционировавшую их союз. И если брак нуждался в поддержке и защите, то люди, состоявшие в нем, могли апеллировать как к общественному мнению, так и к закону.
Социальная сущность семьи выражается через систему категорий, таких как условия жизни семьи, образ мыслей семьи, успешность брачно-семейных отношений и этапы жизненного цикла семьи. Эти категории отражают основные аспекты брака и семьи, важнейшие стороны их функционирования.
Условия жизни семьи – это совокупность факторов макросреды (общих социальных условий) и микросреды (ближайшего социального окружения). При рассмотрении данной категории мы должны иметь в виду как объективные, так и субъективные условия жизни. Объективные подразделяются на естественные (географические, биологические, экологические и т. п.) и социальные (социально-экономические, социально-политические, социально-культурные, идеологические). Субъективные условия жизни семьи можно разделить на внешнесубъективные и внутреннесубъективные. Это означает, что каждая семья, обладая определенной самостоятельностью, в то же время через комплекс опосредованных связей подчинена общим закономерностям явлений и процессов общественной жизни. Данные связи в зависимости от условий жизни воздействуют в целом на взаимоотношения в семье и способствуют или ее стабилизации, или дестабилизации.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Социология»