Контрольная работа по дисциплине «Социология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:55, контрольная работа

Краткое описание

1) Взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в налаживании социального контроля. Теоретически отношения общества и личности в условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности отношения усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а, следовательно возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся как контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность социальных институтов.

Файлы: 1 файл

социология .doc

— 190.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа  

по дисциплине «Социология» 
 
 
 
 
 

                                             

                                                                                

              Выполнил: студентка группы Юв-10

              Проверила: преподаватель        
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Волгоград 2012 

      1) Взаимоотношений индивида и общества  занимает основное место в  налаживании социального контроля. Теоретически отношения общества  и личности в условиях социального  контроля выглядят довольно просто: подгонка индивидуальных качеств  под социальный стандарт. В действительности отношения усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а, следовательно возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся как контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность социальных институтов. Субъектом контролирующего действия выступает не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура и т.п.

      При анализе взаимодействия общества и  личности с точки зрения социального  контроля можно выявить внутреннюю противоречивость взаимодействия. С  одной стороны человек обретает социальные качества и социально обусловленную индивидуальность только под воздействием социальной системы, а с другой - не сможет развить индивидуальность и самореализоваться, если будет слепо копировать предлагаемые системой образцы культуры. Вызревание и постоянное разрешение противоречий осуществляется в процессе социализации индивида, когда происходит сознательное усвоение им социальных норм и ценностей и исполнение ролевых требований и ожиданий. Именно в ходе социализации реализуется социальный контроль в различных формах.

      Социальный  контроль осуществляется посредством  реакции общества, социальной общности на индивидуальное поведение личности. Общество использует различные санкции. Санкции - это способы реагирования окружающих на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения и наказания. Отсюда возникают позитивные (поощрения за действия желательные обществу) и негативные (наказания за нежелательные действия) санкции. Конкретное содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных догм, политических концепций, законодательства определенной общественной, государственной системы и т.п. Характер общественной реакции (санкции) определяет и характер воспроизводства индивидуального акта: его повторение, изменение или прекращение. Регулятивную роль играют не только санкции за совершенные действия, но и ожидания применения санкций за еще не совершенные действия.

      Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним  или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

      Квазигруппы можно подразделить на следующие  виды:

      аудитория – объединение людей во главе  с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). 3десь имеет  место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;

      фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;

      толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

      Основными свойствами квазигруппы являются:

      анонимность. «Индивид в толпе приобретает, благодаря  только численности, сознание непреодолимой  силы, и это сознание позволяет  ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один». Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в толпе, не ощущает социального контроля и ответственности;

      внушаемость. Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами;

      социальная  заражаемость квазигруппы. Она заключается  в быстрой передаче эмоций, настроений, а также быстрой их перемене;

      бессознательность квазигруппы. Индивиды как бы «растворяются» в толпе и «пропитываются»  коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе вытекают скорее из подсознания, чем из сознания, и носят иррациональный и непредсказуемый характер.

      Умение  противодействовать толпе – важное качество любого управленца. Основные правила усмирения толпы можно  сформулировать следующим образом:

      необходимо  структурировать толпу (выделить лидеров, определить отдельные части толпы, их лидеров и структуру);

      предложить  толпе какую-нибудь значимую цель и  программу ближайших действий, чтобы  ее поведения стало более осознанным, цели и алгоритмы действий для отдельных частей толпы;

      показать  наличие социального контроля (назвать  несколько фамилий, имен членов толпы);

      если  не удается рассеять толпу, разделить  ее на колонны, шеренги, ряды и развести по частям;

      постоянно поддерживать связь и контролировать лидеров частей;

      постоянно давать толпе позитивную информацию, отсутствие которой ведет к смене  настроения толпы на негативное, к  панике. 
 
 

      2)  Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

      Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей. 

      Этапы социализации

      Этап       Его содержание
      Начальный       Социализация  ребенка, преимущественно в семье
      Средний       Обучение  в школе
      Завершающий       Социализация  взрослого человека, осваивающего новые  роли: супруга, родителя,

дедушки и т. п.


 

 

      Социализация  охватывает все процессы включения  инди вида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.  

      Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: нацио нальные  традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; обра зование; самовоспитание.   

      Расширение и углубление социализации происходит:

      - в сфере деятельности — расширение ее видов; ориен тировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

      - в сфере общения — обогащение круга общения, углу^ ление его содержания, развитие навыков общения.

      - в сфере самосознания — формирование образа собсъ венного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де ятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др. 
 
 
 

      3) Семья – самый фундаментальный  универсальный социальный институт. Ученые изучают семью много  десятилетий. Социологи дают свое  определение понятия «семья».  Например, Джордж Мердок, ис-следовав формы семей в 250 культурах (1949), предложил следующее определение:

      Семья – это социальная группа, характеризующаяся: общим местожительством, экономической кооперацией, воспроизводством.

      Таким образом, для социологии характерно рассматривать семью как социальный институт и как социальную группу.

      Как социальный институт семья характеризуется  совокупностью социальных норм, санкций  и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

      При рассмотрении семьи как социального  института изучаются:

      общественное  сознание в сфере брачно-семейных отношений;

      образцы семейного поведения;

      ролевые отношения в семье;

      эффективность реализации институтом семьи своих  основных функций;

      социальный механизм изменения норм и ценностей.

      Как малую социальную группу семью можно  определить как общность, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью  быта, взаимопомощью и взаимной моральной  ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.

      При рассмотрении семьи  как социальной группы изучаются:

      условия формирования и этапы развития семьи;

      динамика  супружеских отношений и характер отношений между родителями и  детьми;

      распределение обязанностей в семье;

      причины и мотивы разводов;

      структура и функции семьи.

      Говоря  о семье, нельзя еще раз не подчеркнуть, что ее основу составляет брак.

      Брак  – это совокупность социальных норм, а  также система  взаимных обязанностей и прав, определяющих взаимоотношения  женщины и мужчины, необходимых для функционирования семьи.

      В браке и супружеских отношениях находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Именно поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию сексуальных отношений. Так, если в биологическом, сексуальном инстинкте влечение к другому полу по существу деперсонализировано, то в любви оно направлено всегда на конкретного человека, физические черты и весь облик которого воспринимаются и оцениваются не сами по себе, а в единстве с морально-этическими качествами. Таким образом, в любви половой инстинкт приобретает уже нравственно-эстетический характер.

      Социальное  содержание брака неоднородно по своему характеру: оно включает и экономическую, и психологическую сторону. Экономическая сторона – это следствие половозрастного разделения труда в производстве и домашнем хозяйстве. Психологическая сторона брака имеет своим источником как особенности социально-экономической и культурной жизни общества, так и половое влечение, оказывающие влияние на потребности, чувства, черты характера и даже на способности и вкусы мужчины и женщины.

      Брачные отношения имеют и юридическую  сторону. Если на ранних стадиях развития общества отношения между мужчиной и женщиной регулировались племенными и родовыми обычаями, то с возникновением нравственности, религии и государства регулирование этих отношений приобрело соответственно нравственный, религиозный и правовой характер. Это позволило еще более усилить социальный контроль над браком.

      Право оказало сильнейшее влияние на моральные  устои брака. Оно ускорило преодоление  пережитков отношений и увеличило  ответственность родителей за воспитание детей. Такие правовые обязанности, как супружеская верность и взаимопомощь, способствовали формированию и развитию у людей соответствующих нравственных качеств, оказали общее облагораживающее воздействие на мораль, наконец, юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на власть, санкционировавшую их союз. И если брак нуждался в поддержке и защите, то люди, состоявшие в нем, могли апеллировать как к общественному мнению, так и к закону.

      Социальная  сущность семьи выражается через  систему категорий, таких как условия жизни семьи, образ мыслей семьи, успешность брачно-семейных отношений и этапы жизненного цикла семьи. Эти категории отражают основные аспекты брака и семьи, важнейшие стороны их функционирования.

      Условия жизни семьи – это совокупность факторов макросреды (общих социальных условий) и микросреды (ближайшего социального окружения). При рассмотрении данной категории мы должны иметь в виду как объективные, так и субъективные условия жизни. Объективные подразделяются на естественные (географические, биологические, экологические и т. п.) и социальные (социально-экономические, социально-политические, социально-культурные, идеологические). Субъективные условия жизни семьи можно разделить на внешнесубъективные и внутреннесубъективные. Это означает, что каждая семья, обладая определенной самостоятельностью, в то же время через комплекс опосредованных связей подчинена общим закономерностям явлений и процессов общественной жизни. Данные связи в зависимости от условий жизни воздействуют в целом на взаимоотношения в семье и способствуют или ее стабилизации, или дестабилизации.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Социология»