Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:27, доклад
Этническая социология – сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия. Как и всякая область научных исследований, этносоциология развивается, отвечая одновременно потребностям изменяющейся социальной практики и предметной дифференциации фундаментальной науки.
Далеко не все из перечисленных этносов обладают какими-либо формами государственной самоорганизации. Можно выделить народы, давшие названия национально-государственным образованиям России: по своей численности они охватывают 93,6% всего населения страны. Остальная же часть населения (86 национальностей) по разным причинам не имеет каких-либо собственных государственных форм. Среди таких народов можно выделить тех, что имеют государственность за пределами России (украинцы, белорусы, казахи и др. – 7,8 млн чел.) или за пределами стран СНГ (немцы, корейцы, поляки, греки, финны и др. – 1,3 млн чел.). Но есть большая группа народов России, которые вообще нигде не имеют собственной государственности (цыгане, ассирийцы, курды и др.) и среди них – коренные народы России (в основном народности Севера).
Однако
структурированность
Этническая ситуация в России
С позиции
методологии, предложенной в предшествующем
изложении, народы, населяющие Россию
по уровню социально-экономического развития
можно объединить в три группы
– традиционные, индустриальные и
переходные (от традиционности к индустриальному
типу развития). Отнесение этноса к
той или иной группе предполагает
его характеристику по ряду индикаторов,
которые фиксируют протекание социальных
процессов, изменяющих их социально–экономический
облик. В первую очередь нас должны
интересовать те социальные процессы,
что воздействуют на внутриэтнические
связи. Перемены, претерпеваемые этносом,
вызываются социально–экономическими
факторами, но проявляются в демографических
и поселенческих
Рассмотренная с точки зрения количественных показателей численность населения РФ за 30 послевоенных лет (1959-1989) свидетельствует, что темпы роста численности у разных народов страны были различны. По этому параметру можно выделить две группы народов: имеющих прирост выше среднего показателя по стране (1,25), и тех, у кого этот показатель ниже среднего. К последним относятся русские и белорусы, а также поволжские народы угро-финской языковой группы: они имеют тот же показатель, либо еще ниже. Целая группа угро-финских народов (мордва, карелы, вепсы) даже уменьшилась в своей численности. Прирост населения несколько выше среднего уровня (в 1,3 - 1,5 раза) характерен для татар, башкир, хакасов, удыге, каряков, нанайцев, эскимосов. И, наконец, высоким приростом (от 1,6 до 2 и более раз) характеризовались алтайцы, якуты, тувинцы, эвенки и народы Северного Кавказа. Комментируя эти цифры, демографы связывают их со способом расселения народов. Падение численности свойственно прежде всего дисперсно расселенным народам. При компактном расселении налицо высокий уровень рождаемости. Однако даже подробное описание демографами миграционных и демографических процессов у различных народов не объясняет количественную неоднородность данных процессов.
Одним
из важных факторов, определяющих прирост
населения, является рождаемость. Безусловно,
этот фактор зависит от степени распространения
в обществе религии, которая
посредством традиционных и культурных
норм закрепляет свои установки на
брачность, отношение к рождаемости
и ее регулированию. Широко известна
установка любой мировой
Представляется,
что в значительно большей
степени уровень рождаемости
связан с распространенным в данном
обществе типом семьи. Последний же
непосредственно зависит от доминирующей
формы труда - аграрной или индустриальной.
Важнейшей
основой формирования этноса как
социокультурной целостной
Территориальные конфликты, как правило, двухслойные: в них можно выделить символический и экономический компоненты. Символика связана с историей народа, экономический компонент – с ресурсами, заложенными в территории (запасы полезных ископаемых, сельскохозяйственное качество земли, экономически выгодное расположение территории и пр.). Поэтому конфликтная ситуация, вызванная территориальными претензиями сторон, имеет одновременно эмоциональную насыщенность и содержит рациональные способы обоснования.
Этнотерриториальные
конфликты можно свести в две
группы в зависимости от характера
конфликтующих сторон. В первую группу
можно отнести конфликты, возникшие
между этносами внутри одного государства
(межэтнические) или между различными
государствами (межнационациональные),
при которых за государством признается
право контролировать территорию. Вторую
группу составляют конфликты, где государству
в этом праве отказывает какая-либо
часть населения. Эти конфликты,
связанные с разделом территории
самого государства по внутренним причинам,
характеризуются как
Конфликты
первой группы, затрагивая территорию
как объективную сторону
Иной
характер имеют сецессионные конфликты,
конфликты второй группы. Они созревают
как политическое движение какой-либо
этнической или этноконфессиональной
группы населения, выдвигающей требования
отделения территории проживания этой
группы от целостного государства. Данный
конфликт затрагивает не только территорию,
но и саму суть государственности, поскольку
в этом случае разрушается единство
населения (какой-то его части) и
государственной власти. Сама государственность
трактуется сепаратистами как
Если
территориальные конфликты
.
В.А.Авксентьев на основе
1)
«речь должна идти не об
искоренении этого феномена (сепаратизма),
а о его локализации,
2)
необходимо признание со
3)
наиболее адекватный путь
4)
на исход сепаратистского
Успешное
урегулирование этнических конфликтов
предполагает нахождение нового и компромиссного
для всех участников конфликта баланса
властных полномочий. При этом наиболее
трудным для разрешения является
этнотерриториальный конфликт, к
какому бы типу он не относился. Трудность
его урегулирования объясняется
сакральным восприятием территории
этногенеза и стремительным переводом
целе-рациональной формы обсуждения
претензий в эмоционально-
Крупнейший
немецкий мыслитель современности,
К.Манхейм, отмечал в качестве важнейшей
задачи демократической политики -
«смягчение» конфликтов, которое
возможно, если политика «стремится
к достижению согласованности оценок
по основным вопросам». Демократическое
общество, допускающее и поощряющее
культурный и социальный плюрализм
постоянно сталкивается с «разномыслием»
и разнообразием социальных позиций.
«Местные группы, группы по интересам,
религиозные секты, профессиональные
и возрастные группы имеют различные
подходы к оценкам; эти различия
нуждаются в механизме
Исходя
из этой позиции, можно с
уверенностью сказать, что в
урегулировании
Наш подход к
национализму, изложенный в книге "Демократизация
и образы национализма в Российской
Федерации 90-х годов" (авторы - Л.М.
Дробижева, А.Р. Аклаев, В.В. Коротеева,
Г.У. Солдатова), состоял в том, чтобы
на основе изучения деклараций, институциональных
решений и практического
1. Национализм
классический, выражающий стремление
к полной независимости (
2. Национализм
паритетный с ярко выраженным
стремлением к возможно
3. Экономический
национализм, при котором
4. Защитный национализм,
при котором доминируют идеи
зашиты культуры, языка, территории,
демографического