Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:27, доклад
Этническая социология – сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия. Как и всякая область научных исследований, этносоциология развивается, отвечая одновременно потребностям изменяющейся социальной практики и предметной дифференциации фундаментальной науки.
Этносоциология как научная дисциплина
Этническая социология – сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия. Как и всякая область научных исследований, этносоциология развивается, отвечая одновременно потребностям изменяющейся социальной практики и предметной дифференциации фундаментальной науки.
Объектом
этносоциологии, как и этнологии, этнографии
и культурной антропологии является этническая
общность. Но предметные области каждая
из этих наук в этом объекте выделяет свои.
Предметом этносоциологии является
изучение специфического преломления
социальных процессов в разной культурной
среде и влияния этнического фактора на
протекание общесоциальных процессов
и функционирование социальных институтов.
В уточняющем определении – «этническая социология» – достаточно точно указывается, с чем мы имеем дело – это часть фундаментальной науки социологии, которая по характеристике современных ученых и сама «неприлично молода». Как область позитивной науки, связанной с разработкой инструментария, экспериментальных исследований, системы верификации, практического использования полученных результатов, она ведет свое начало лишь с 30–х гг. XIX в. Это короткое время жизни науки было наполнено драматическими и кризисными событиям, сопряженными как с поиском адекватных методов познания столь сложного объекта, каким является общество, так и с определением самого объекта. Переопределение учеными предмета изучения тотчас же потребовало изменения методов его анализа. Изменения взглядов на предмет сопряжены со спецификой социально-гуманитарного знания в целом: здесь невозможно добиться полного избавления от ценностных позиций познающего субъекта. Ученый влияет на процесс познания даже не собственными оценками или расстановкой акцентов, а уже самим выбором предмета анализа. В социологии таковыми могут выступать макросоциальные процессы, структуры и институты (взаимодействие основных элементов общественной системы, крупных социальных групп, трансформация социальных институтов и пр.) или микросоциальные процессы – малые группы, социализация личности, отклоняющееся поведение (девиация).
Первый
подход требует рассмотрения общества
в целом, его системной целостности,
которую невозможно обнаружить при
близком рассмотрении (опросы общественного
мнения, интервью, отслеживание событий
конкретной истории и пр.): здесь
требуется выход на высокий уровень
теоретического абстрагирования от
конкретно наблюдаемых явлений
и процессов. Второй подход к определению
предмета, напротив, требует приближения
к нему: включенного наблюдения,
интервьюирования специалистов-экспертов
и массовых опросов населения, анализа
статистических данных, описывающих
динамику конкретных процессов и
явлений. Сближение этих двух уровней
исследования – теоретического и
эмпирического – стало
Иными словами, этносоциология представляет собой социологическую теорию среднего уровня, объектом рассмотрения которой является этническая общность.
Этнос – это большая социальная группа, возникшая и развивающаяся на основе общности языка, моделей поведения и групповой идентичности, которые транслируются через поколения.
Специфику
всех форм культуры таких социальных
общностей описывала
Этносоциология отличается от
этнографии прежде всего тем,
что не изучает формирование
и содержание культурных, лингвистических
отличий народов, а кладет их
в основу образования
Другим источником эмпирического материала для этносоциологического анализа являются результаты исторических исследований, в которых зафиксированы и интерпретированы исторические этапы трансформации этноса, предстающего в исторической науке в категории «народ». В ХХ столетии на базе этнографии, истории и культурологии сложились еще две близких области научных исследований – культурная антропология и этнология, в центре их внимания также находится этнос. Культурная антропология делает акцент на описание культурной самобытности народов, специфики культурной социализации, символике, межкультурном взаимодействии и др. А в поле зрения этнологии находятся также проблемы этногенеза, этничности, расселения народов, демографические процессы, а также специфические этнические процессы, «изменение этнической принадлежности, возникновение, слияние и разделение этносов, вхождение одних этносов в состав других».
Но
наиболее важное отличие этнологии
состоит в том, что она генерирует
«объяснительные модели и теории
для других наук» изучающих этнос.
В частности, она систематизирует,
обобщает и истолковывает
Таким
образом, можно отметить, что предметные
области исследований этнологии
и этносоциологии пересекаются. Это
объясняется в первую очередь
тем, что этнология стремится
интерпретировать этнос в социумных
характеристиках и поэтому
Вместе
с тем этносоциология существенно
отличается от этнологии. Предмет ее
интереса – этнические общности, которые
представляют часть общества. Выделенные
по критерию специфических культурных
отличий, этносы являются устойчивыми
во времени социальными
Проблема выделения
предметной области «пограничных»,
интегративных дисциплин, к числу
которых можно отнести
Развитие этнической социологии
Выделение предметного поля науки непосредственно связано с моментом и причинами ее возникновения. В зарубежной науке ее возникновение приурочено к выходу в свет работы У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». В 20–30-х гг. ХХ в. известный американский ученый Р.Парк совместно с коллегами (впоследствии ставшие известными как основатели Чикагской школы социологии) предпринял одно из первых исследований сложного полиэтничного локального сообщества, каким являлся в то время Чикаго, население которого почти на 80% составляли иммигранты. Предметом исследования ученых стали анализ характера межэтнических отношений и социальная мобильность мигрантов в обществе на основе экономических и политических резервов этнической группы.
Очередной
всплеск интереса к социологическим
методам изучения этнических процессов
возникает после второй мировой
войны. В 50-е гг., время крушения мировой
колониальной системы, обнаружилось, что
многие примитивные народы, по определению
антропологов («племена» или «аборигены»),
оказались вовлечены в
В
отечественной науке
Из всего сказанного
следует, что этносоциология как
особое направление научных
Иными словами, проявление этносов как субъектов социальной деятельности требует от социологии, анализирующей социальные процессы и деятельность социальных субъектов, обращения к этнографическим, этнологическим и антропологическим знаниям, в результате чего и конституируется новая специальная область теоретических и эмпирических исследований. Однако этносы в качестве таких субъектов проявляются только в ХХ в. Почему?
Социологи
предлагают ряд гипотез, объясняющих
это явление. Одна из них связана
с акцентом на процессе глобализации
мира, ставшей возможной благодаря
резким темпам развития промышленности,
транспорта и коммуникаций (концепции
З.Бжезинского, И.Валлерштайна, Э.Гидденса
и др.). В этих условиях формируются
мировые рынки, транснациональные
производства, требующие перемещения
больших потоков людей. Адаптация
мигрантов к новой
Другая
гипотеза акцентирует внимание на том,
что в условиях унификации и стандартизации
культур, вызванных общемировыми социальными
процессами, у ряда этнических групп
возникает потребность к сохранению
собственной специфики и
В
отечественной науке