Этносоциология как научная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:27, доклад

Краткое описание

Этническая социология – сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия. Как и всякая область научных исследований, этносоциология развивается, отвечая одновременно потребностям изменяющейся социальной практики и предметной дифференциации фундаментальной науки.

Файлы: 1 файл

Этносоциология как научная дисциплина.docx

— 55.51 Кб (Скачать)

Этносоциология  как научная дисциплина

Этническая социология – сравнительно молодая отрасль  научного знания,  формирование которой  происходит на протяжении ХХ столетия.  Как и всякая область научных  исследований, этносоциология развивается, отвечая одновременно потребностям  изменяющейся социальной практики и  предметной дифференциации фундаментальной  науки.

     Объектом этносоциологии, как и этнологии, этнографии и культурной антропологии является этническая общность. Но предметные области каждая из этих наук в этом объекте выделяет свои. Предметом этносоциологии является изучение специфического преломления социальных процессов в разной культурной среде и влияния этнического фактора на протекание общесоциальных процессов и функционирование социальных институтов. 

     В уточняющем определении – «этническая  социология» – достаточно точно  указывается,  с чем мы имеем  дело – это часть фундаментальной науки социологии, которая по характеристике  современных ученых и сама «неприлично молода». Как область позитивной науки, связанной с разработкой инструментария, экспериментальных исследований, системы верификации, практического использования полученных результатов, она ведет свое начало лишь с 30–х гг. XIX в. Это короткое время жизни науки было наполнено драматическими и кризисными событиям, сопряженными как с поиском адекватных методов познания столь сложного объекта, каким   является общество, так и с определением самого объекта. Переопределение учеными предмета изучения тотчас же потребовало изменения методов его анализа. Изменения взглядов на предмет сопряжены со спецификой социально-гуманитарного знания в целом: здесь невозможно добиться  полного избавления от ценностных позиций познающего субъекта. Ученый  влияет на процесс познания даже не собственными оценками или расстановкой акцентов, а уже самим выбором предмета анализа. В социологии таковыми могут выступать макросоциальные процессы, структуры и институты (взаимодействие основных элементов общественной системы, крупных социальных групп, трансформация социальных институтов и пр.) или микросоциальные процессы – малые группы,  социализация личности, отклоняющееся поведение (девиация).

     Первый  подход требует рассмотрения общества в целом,  его системной целостности, которую невозможно обнаружить при  близком рассмотрении (опросы общественного  мнения, интервью, отслеживание событий  конкретной  истории и пр.): здесь  требуется выход на высокий уровень  теоретического абстрагирования от конкретно наблюдаемых явлений  и процессов. Второй подход к определению  предмета, напротив, требует  приближения  к нему: включенного наблюдения, интервьюирования специалистов-экспертов  и массовых опросов населения, анализа  статистических данных,  описывающих  динамику конкретных процессов и  явлений. Сближение этих двух уровней  исследования – теоретического и  эмпирического – стало наблюдаться  в начале ХХ в. когда ученые подошли  к необходимости анализировать  развитие социальных процессов, явлений  и структур локального уровня. В  центр внимания  стали попадать не только глобальные явления (например, мир как целое, урбанизация и  модернизация современного общества и  др.)  и не только микрогруппы (например, семья), но и локальные сообщества – городское или сельское поселенческие  сообщества,  национальное (государственное) сообщество.  К числу таких  локальностей относится и этнос. Исследование локальных сообществ  потребовало использования как  методов теоретической социологии, так и эмпирических методик. Такой  сплав позволял, с одной стороны, выйти на уровень теоретических  обобщений накопленных фактов, а  с другой –  вносить коррективы в теоретические построения, описывающие  макросоциологические процессы. Так  в социологии возникли теории среднего уровня, одной из которых является этносоциология. 

     Иными словами, этносоциология представляет собой социологическую теорию среднего уровня, объектом рассмотрения которой является этническая общность.

     Этнос – это большая социальная группа, возникшая и развивающаяся на основе общности языка,  моделей поведения и групповой идентичности, которые транслируются через поколения.

     Специфику всех форм культуры таких социальных общностей описывала этнография, она же разработала и принципы систематизации накопленного материала  – географический и  лингвистический, группируя народы по географическим ареалам их расселения (народы Западной Европы, Африки, Юго-Восточной Азии и др.), языковой близости, обусловленная  сходством их культур. В языковых единицах сохранялся след былой территориальной  и культурной близости. Стремление перейти от накопления и систематизации эмпирического описательного материала  к его теоретическому осмыслению привело к формированию в этнографии культурологического подхода, поскольку  одним из базовых понятий этнографии было понятие «культуры»

       Этносоциология отличается от  этнографии прежде всего тем,  что не изучает формирование  и содержание культурных, лингвистических  отличий народов, а кладет их  в основу образования этнических  общностей. В этом отношении  этносоциология опирается на  результаты этнографических исследований, исходит из них как из предпосылки  выделения своей предметной области.

     Другим  источником эмпирического материала  для   этносоциологического анализа  являются результаты исторических исследований, в которых зафиксированы и интерпретированы исторические этапы трансформации этноса, предстающего в исторической науке в категории «народ». В ХХ столетии  на базе этнографии, истории и культурологии сложились еще две близких области научных исследований – культурная антропология и этнология, в центре их внимания также находится этнос. Культурная антропология делает акцент на описание  культурной самобытности народов, специфики культурной социализации, символике, межкультурном взаимодействии и др.  А в поле зрения этнологии находятся также проблемы этногенеза, этничности, расселения народов, демографические процессы, а также специфические этнические процессы,  «изменение этнической принадлежности, возникновение, слияние и разделение этносов, вхождение одних этносов в состав других».

     Но  наиболее важное отличие этнологии  состоит в том, что она генерирует «объяснительные модели и теории для других наук»  изучающих этнос. В частности, она систематизирует, обобщает и истолковывает этнографический  материал, выступая тем самым в  роли  теории по отношению к этнографии и разрабатывая для нее концептуальный аппарат. Цель такой работы – выявление  и анализ специфических этнических закономерностей, которые наслаиваются «поверх закономерностей исторических, социальных, экономических процессов». Для выполнения данной функции этнология  оперирует многими общесоциологическими понятиями, такими как «стратификация», «процесс», «традиция», «роль» и др. Так же как и социология, этнология использует ценностный подход, хотя  применяется он  в другом  ракурсе, большей частью для исследования формирования этнической картины мира и динамики традиционной культуры.

     Таким образом, можно отметить, что предметные области исследований этнологии  и этносоциологии пересекаются. Это  объясняется в первую очередь  тем, что этнология стремится  интерпретировать этнос в социумных  характеристиках и поэтому широко использует и социологические методы анализа и категориальный аппарат  социологии.

     Вместе  с тем этносоциология существенно  отличается от этнологии. Предмет ее интереса – этнические общности, которые  представляют часть общества. Выделенные по критерию специфических культурных отличий, этносы являются устойчивыми  во времени социальными ассоциациями. Культурное своеобразие не только выступает отличительной чертой таких общностей, но и во многом определяет протекание в них общесоциальных процессов. Этносоциология и анализирует своеобразие социальных процессов в этнокультурных общностях. Поэтому представляется удачным  афористичное определение предмета этносоциологии, которое дали авторы  первого отечественного учебника по этой дисциплине, указав, что она изучает «социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах».

Проблема выделения  предметной области «пограничных»,  интегративных дисциплин, к числу  которых можно отнести этносоциологию,  вызывает научные дискуссии. В частности, этносоциологию  ряд ученых рассматривает  не столько как специальную социологическую  теорию, сколько как научную дисциплину, возникшую в рамках этнографии. Ее формирование объясняется необходимостью понять этнические процессы,  «протекающие уже в качественно ином, индустриальном обществе», для чего и потребовалось  использовать понятия и методы  эмпирической социологии.

     Развитие  этнической социологии

     Выделение предметного поля науки непосредственно  связано с моментом и причинами  ее возникновения. В зарубежной науке  ее возникновение приурочено к выходу в свет работы У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и  Америке». В 20–30-х гг. ХХ в. известный  американский ученый Р.Парк совместно  с коллегами  (впоследствии ставшие  известными как основатели Чикагской  школы социологии) предпринял одно из первых исследований сложного полиэтничного  локального сообщества, каким являлся  в то время Чикаго, население которого почти на 80% составляли иммигранты. Предметом исследования ученых стали  анализ характера межэтнических  отношений и  социальная мобильность  мигрантов в обществе на основе экономических  и политических резервов этнической группы.

    Очередной всплеск интереса к социологическим  методам изучения этнических процессов  возникает после второй мировой  войны. В 50-е гг., время крушения мировой  колониальной системы, обнаружилось, что  многие примитивные народы, по определению  антропологов («племена» или «аборигены»), оказались вовлечены в национально-освободительное движение и этнические конфликты. Немало людей из таких племенных «трайбовых» (от англ. «triba – племенной») групп мигрировали в Европу или Северную Америку, создавая, тем самым, там проблему взаимоотношений и контактов народов Европы и представителей Африки, Азии.

     В отечественной науке этносоциология стала развиваться в 60-70-е гг., когда в политических условиях сближения  различных народов, потребовавших  исследования оптимальных условий  его развития. Этносоциологические  исследования в России особенно активизировались в 90-е гг., вследствие политической нестабильности на почве разрушенных межэтнических  отношений, зафиксированной почти  во всех бывших республиках СССР.

Из всего сказанного следует, что этносоциология  как  особое направление научных исследований развивается в условиях, когда  этнокультурные группы  проявляются  как субъекты активной социальной деятельности в современном обществе.  Это  явление наблюдается при непосредственном контакте организованных на основе внутриэтнических принципов трайбовых групп с  большинством населения полиэтничного  общества, утративших эти принципы. Постепенная утрата обществом традиционных норм регуляции жизнедеятельности  была вызвана технологическими и  политическими революциями XVII – XX вв., обусловивиших становление принципиально новых форм социальной организации и новых общественных связей (рынок, политическая демократия, социальная мобильность и пр.).

     Иными словами, проявление этносов как  субъектов социальной  деятельности требует от социологии,  анализирующей  социальные процессы и деятельность социальных субъектов, обращения к этнографическим, этнологическим и антропологическим знаниям, в результате чего и конституируется новая специальная область теоретических и эмпирических исследований. Однако этносы в качестве таких субъектов проявляются только в ХХ в. Почему?

     Социологи предлагают ряд гипотез, объясняющих  это явление. Одна из них связана  с акцентом на процессе глобализации мира, ставшей возможной благодаря  резким темпам развития промышленности, транспорта и коммуникаций (концепции  З.Бжезинского, И.Валлерштайна, Э.Гидденса и др.). В этих условиях формируются  мировые рынки, транснациональные  производства, требующие перемещения  больших потоков людей.  Адаптация  мигрантов к новой социокультурной  среде эффективнее протекает  на групповом уровне, особенно для  представителей традиционных культур. Групповая этническая солидарность выступает механизмом социальной защиты. Поэтому этническая группа становится субъектом социальной активности.

     Другая  гипотеза акцентирует внимание на том, что в условиях унификации и стандартизации культур, вызванных общемировыми социальными  процессами,  у ряда этнических групп  возникает потребность к  сохранению собственной специфики и уникальности. Одним из способов реализации этой потребности является обращение  к истокам – этнокультурной традиции. Поэтому возрождение и усиление влияния первичных (примордиальных) структур (этнической общности, семьи) –  явление повсеместное, свидетельствующее  о возникновении новых закономерностей  социального развития.

     В отечественной науке этносоциология появляется сравнительно поздно, что  объясняется скорее политическими, чем гносеологическими причинами. Долгое время в нашей стране господствовала концепция,  объясняющая  организованность ассоциаций по этнокультурным признакам  своеобразным атавизмом исторического  развития, архаизмом, который активно вытесняется другими объединениями, прежде всего классовой солидарностью трудящихся.  С 1917 г. начался период государственного строительства в России, в течение которого новые политические силы столкнулись с проблемой  активного влияния этнического фактора на политическую жизнь страны. Ответной реакцией представителей государственной власти стали эксперименты в области нивелировки  этнокультурной специфики различных социальных групп: от формирования специальных этнотерриториальных административных единиц, наделенных специальными управленческими полномочиями, до жестких репрессивных мер, направленных на разрушение этнокультурной солидарности людей.

Информация о работе Этносоциология как научная дисциплина