История социологии: Социология Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 00:11, реферат

Краткое описание

Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3


Штрихи к портрету……………………………………………………………………………....4


Марксизм, марксизмы и социология Маркса…………………………………………….…7


Идейно-теоретические истоки………………………………………………………………...9


Философская антропология. Человек и общество……………………………………….12


Материалистическое понимание истории…………………………………………………13


Методология……………..……………………………………………………………………..16


Теория социальных систем…………………………………………………………………..17


Теория социального развития. Социальная революция………………………………..21


Теория классов и классовой борьбы……………………………………………………….24


Социология познания………….………………………………………………………………27


Заключение……………………………………………………………………………………..28


Литература………………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

социология marksa.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

  В процессе анализа разнообразных идеологических конструкций Маркс добился значительных успехов. Его подход открывал плодотворные пути изучения взаимосвязей социальных и познавательных процессов и закладывал основы важной социологической дисциплины. Но, к сожалению, Маркс так увлекся разоблачением идеологий, что стал воспринимать как иллюзии, маскирующие классовые интересы, любые идеи нерадикального характера или отличающиеся от его собственных.

  «Социолог познания» в таком понимании  превращался в своего рода «срывателя масок», «разоблачителя» и «разгребателя грязи», действительной или мнимой. При этом, разоблачая классовые иллюзии различных мыслителей, Маркс забывал применить «социологию познания» к своей собственной доктрине.

  Уверовав  в то, что ее связь с интересами самого «прогрессивного» класса, пролетариата, гарантирует ей свободу от идеологических предрассудков, истинность и необычайную действенность, он всерьез не задумывался над тем, как его учение будет реально функционировать в различных социальных средах (в том числе в пролетарской среде), как оно будет пониматься и применяться. Ему представлялось это вполне очевидным: достаточно одержать теоретические победы над оппонентами, чтобы учение понималось и применялось так, как это представляется ему самому. Между тем, учение было многозначным, противоречивым и незавершенным. А оказываясь впоследствии на разной социальной почве, в различных обществах, социальных классах и слоях, оно истолковывалось и функционировало поразному и далеко не так, как это представлялось Марксу.

 

  Заключение. 

  В творчестве Маркса научные и политико-практические аспекты переплелись теснейшим образом. Хотя сам он считал себя ученым и был им в действительности, наука в его глазах была прежде всего не целью, а средством революционного преобразования общества. Поэтому при рассмотрении его социологии необходимо постоянно различать научные и вненаучные стороны его творчества, взаимовлияние которых очень велико. В целом творчество Маркса носит чрезвычайно многозначный, противоречивый и незавершенный характер, что породило множество разнообразных и взаимоисключающих его интерпретаций. Вместе с тем, несмотря на эти черты его творчества, а отчасти благодаря им, оно оказало стимулирующее воздействие на самые разные стороны социологического знания. Хотя Маркс не использовал термин «социология», он разрабатывал синтетическую науку об обществе, которая в действительности соответствует признакам социологии как науки.

  В онтологическом аспекте Маркс внес важный вклад  в открытие социальной реальности, рассматривая общество как систему  связей и отношений между индивидами, как фактор и результат трудовой деятельности людей, которые одновременно формируют социальные системы и формируются ими. Общество, по Марксу, не просто «включено» в природу; оно находится с ней в сложных отношениях взаимообмена благодаря труду, который связывает его с природой и вместе с тем противопоставляет его ей.

  Хотя  главные постулаты материалистического  понимания истории недоказуемы  и неопровержимы и носят метафорический характер, в нем содержалась очень  важная для социологии установка на изучение глубинных социальных структур, скрытых за теми представлениями, которые общества и группы создают о себе. Маркс подходил к изучению общества как к системе; системное ведение общества было воплощено у него, в частности, в понятии «общественная формация». В его теории присутствовала тенденция к экономическому редукционизму, но вместе с тем он рассматривал экономику как подсистему социальной системы и исследовал взаимодействие этой подсистемы с другими.

  Как и  Конт, Маркс не проводил четкого различия между обществом и человечеством, рассматривая последнее как просто расширенное до предела общество. Все общества в его представлении в принципе развиваются по одним и тем же законам. Как и Конт, Маркс верил в социальный прогресс. Но его представление о социальном развитии было менее упрощенным, чем у Конта. Он исходил из многолинейного характера социальной эволюции, так как улавливал специфику отдельных обществ. Он внес важный вклад в исследование социального изменения, социальной и политической революции. Вместе с тем он недооценивал позитивное значение социальной преемственности и склонен был смешивать социальную революцию с политической. Его трактовка социальных классов и социальных конфликтов стала парадигмальной: в противовес контовской «консенсуальной» парадигме общества она вместе с социальным дарвинизмом заложила основы «конфликтной» парадигмы социального развития. С Маркса начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.

  На  понимание Марксом социальной реальности сильнейшее влияние, оказали его радикализм, социально-политическая утопия, провиденциалистская вера в повсеместное торжество коммунизма и в освободительную миссию пролетариата. Его научные исследования были прежде всего средством обосновать post festum эти уже сформировавшиеся ранее идеалы. Отсюда деление на «предысторию» и «подлинную» историю, перерастание исследования революций в тезис о необходимости непрерывной революционизации общества, превращение изучения классовой борьбы в ее восхваление. В итоге пролетариат, устанавливающий, по Марксу, свою диктатуру, выступает уже не в роли «могильщика», а в роли «убийцы» господствующих классов.

  В эпистемологическом аспекте важное значение имеет сочетание  у Маркса теоретического анализа  с опорой на большой эмпирический материал. Как и Конт, Маркс исходит из представления о существовании законов исторического развития и исторической необходимости, что нередко приводит его к историческому провиденциализму и фатализму. В его методологии всегда присутствует стремление к выявлению всякого рода противоречий и конфликтов, к объяснению ими различных социальных процессов. На Маркса как на одного из своих предшественников ссылаются две противоположные традиции социологической методологии: «позитивистской» и «объясняющей», с одной стороны, «антипозитивистской» и «понимающей» - с другой. Ряд отраслей социологического знания уходит своими корнями в его теории: социология познания, экономическая социология, социология политики и т. д. В работах Маркса можно найти применение разнообразных социологических методов: историко-генетического, историко-сравнительного, структурно-функционального и др.

  Научная этика Маркса носила двойственный характер. Вообще профессиональная этика социолога  предполагает, что он как ученый всегда готов поставить под вопрос существующие социальные институты. В этом отношении профессиональная этика Маркса, безусловно, была социологической. Эта этика бескомпромиссного поиска истины, основанная на признании преходящего характера существующих институтов, бесконечно возвышала его над теми учеными-консерваторами, которые просто из-за страха потерять должность доказывали, что, выражаясь гегелевскими словами, «все действительное разумно».

  Поиск социологической истины неотделим  от социальной критики, и этот элемент в марксовой социологии несомненно присутствовал. Но величина этого элемента у Маркса была чрезмерной, и отмеченное преимущество незаметно перерастало в серьезный изъян. Его радикализм и экстремизм, стремление революционизировать все и вся приводили к тому, что из социолога, изучающего и, естественно, критикующего общество, он превращался в политика, разрушающего объект своего изучения. Наука для Маркса была скорее средством изменить мир, чем объяснить его. Он был нетерпим к своим научным оппонентам. Поэтому этика политического революционера в нем часто одерживала верх над этикой ученого.

 

  Литература.

  1. Маркс  К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

  2. Энгельс  Ф. Письмо Конраду Шмидту 5 августа  1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37.

  3. Грамши  А. Наш Маркс // Грамши А. Избр. произведения. М., 1980.

  4. Энгельс  Ф. Письма из Лондона // Маркс  К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.

  5. Маркс  К. Восемнадцатое брюмера Луи  Бонапарта // Там же. Т. 8.

  6. Маркс  К. Капитал. Т. Ill // Там же. Т. 25, ч. I, II.

  7. Маркс  К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Там же. Т, 46, ч. I.

  8. Маркс  К. Оправдание мозельского корреспондента // Там же. Т. 1.

  9. Маркс  К. Экономическая рукопись 1861-1863 годов // Там же. Т. 47.

  10. Энгельс  Ф. Происхождение семьи, частной  собственности и государства // Там же. Т 21.

  11. Маркс  К. К критике политической экономии // Там же. Т.13.

  12. Маркс  К. Введение (Из экономических  рукописей 1857-1858 годов) //Там же. Т. 12.

  13. Маркс  К. Капитал. Т. I // Там же. Т. 23.

  14. Маркс  К. Наемный труд и капитал // Там же. Т. 6.

Информация о работе История социологии: Социология Маркса