История и теории лидерства и командообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Лидерство и командообразование – важнейший компонент эффективного руководства. Они встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…С. 3
Глава I История и теория лидерства……………………………………………С. 6
§ 1. Теории лидерства…………………………………………………..…….С. 6
Вывод………………………………………………………………………….С. 11
Глава II.История и теория командообразования…………………….....С. 13
§ 1. Этапы командообразования и методы формирования команд….........С. 14
§ 2. Эффективность команды………………………………………….……С. 15
§ 3. Методы формирования команд………………………………………..С. 17
Вывод……………………………………………………………………………..С. 24
Список использованной литературы и источников…………………………….С. 27

Файлы: 1 файл

История и теории лидерства и командообразования.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

История и теории

лидерства

и

командообразования

2011

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..…С. 3

Глава I История и теория лидерства……………………………………………С. 6 

§ 1. Теории лидерства…………………………………………………..…….С. 6

Вывод………………………………………………………………………….С. 11

Глава II.История и теория командообразования…………………….....С. 13

§ 1. Этапы командообразования и методы формирования команд….........С. 14

§ 2. Эффективность  команды………………………………………….……С. 15

§ 3.  Методы формирования команд………………………………………..С. 17

Вывод……………………………………………………………………………..С. 24

Список использованной литературы и источников…………………………….С. 27 
 
 
 

Введение

     Лидерство и командообразование – важнейший компонент эффективного руководства. Они встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

     Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

     Людей, имеющих власть в организации, можно  разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и  формальный лидер. Формальный лидер  имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший  шанс на успех.

     Анализ  природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории.

     Теория  черт объясняет феномен лидерства  выдающимися качествами человека, такими как ум, воля, целеустремленность, организаторские способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства последователи испытывают вдохновение от лидера и стремятся во всем ему подражать. В факторно-аналитической теории вводится понятие целей и задач, связанных с конкретной ситуацией, которые формируют стиль поведения лидера. Разработчики ситуационной теории исходили из того, что конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение. Теория конституентов признает роль последователей решающей в феномене лидерства. Психологические теории описывают, как внутренние побуждения человека к занятию руководящих позиций влияют на становление, характер и направленность лидера.

     Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. Выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров.

     Важная  роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.

     Эффективность лидерства непосредственно связана  со способностью лидеров руководить организационной и межличностной  коммуникацией, воздействуя на ее характер.

     Роль  лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных  претендентов на членство в рабочей  группе, он должен направлять групповую  энергию на решение организационных  целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом. Может выбирать роль посредника или судьи.

     Стратегия развития организации и эффективность  лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями  лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.

     Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

            А что же можно сказать о командообразовании. Вообще понятие «команда» очень общее. Если обратиться к электронному  словарю терминов1, то мы увидим, что существительное «команда» трактуется как «группа людей, работающая сообща, сотрудничающая».

    Нельзя  путать «команду» с «группой». Слово  «группа» означает объединение людей  по целям или интересам. Примером тому может служить клуб футбольных фанатов или группа театралов.

    Команда – это не просто группа людей. Это  группа, действующая сообща с целью  достижения результатов, к которым  стремится каждый человек из группы. Потенциал команды гораздо выше потенциала групповых или индивидуальных усилий. Благодаря этому потенциалу самый заурядный проект, находящийся на грани краха, может дать блестящие результаты.

     Работа  в команде позволяет использовать усилия, навыки, способности и творческие возможности всех, кто участвует  в проекте. Команда дает возможность работать сообща, действуя при этом гибко и эффективно. Именно поэтому для достижения успеха при реализации проекта следует разобраться, как подобрать хорошую команду и как правильно руководить ею.

           В своей работе я использовал литературу таких авторов как Агеев. В.С. «Психология межгрупповых отношений», Андреева Г.М. «Социальная психология», Шапиро В. Д.  «Управление проектами» и многих других. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. История и теория лидерства

      В связи со сложностью самого понятия «лидер», существованием разных типов лидерства и разным отношением к тем, кто воплощает в себе это понятие, есть несколько определений, что такое лидерство. В чем – то они похожи, а чем-то различаются. Для  индустрии гостеприимства наиболее актуально звучит следующее:

        Лидерство – это  процесс, посредством  которого люди  с идеями способны  давать желаемое  направление деятельности  других людей.

      Лидеры  знают. Что они хотят и почему они хотят этого, и они способны передать это другим и добиться их сотрудничества и поддержки.

      Если  смотреть на историю ХХ в. как на историю замены одних лидеров  другими, в ней можно увидеть  четыре периода:

  • 1900 – 1945: влияние теории, согласно которой историей управляют великие личности;
  • 1930 – 1970: влияние теории бихевиоризма: лидер как образец и организатор определенного поведения.
  • 1970 – 1980: влияние теории случайностей – ситуационное лидерство;
  • 1990-е: лидер – менеджер.
 
 

§ 1. Теории лидерства.

Теория  врожденного величия.

      Научное изучение лидерства начинается трактатом  «Государь», написанным в 1517г. Н. Макиавелли. В 1869г. Френсис Гэлтон предложил свою теорию, согласно которой черты величия являются врожденными. Всю первую половину ХХ в. историки акцентировали «черты величия», анализируя поступки известных политических лидеров. Считалось само собой разумеющимся, что для достижения успеха необходимо иметь черты характера, общие для всех великих людей. В дополнение к умственным и физическим способностям, подчеркивались личностные характеристики, такие, как самоуверенность, жажда власти, потребность в успехе, в самореализации, потребность доминировать. Приводились примеры великих людей прошлого, обладающих этими характеристиками:

  • Королева Елизавета 1
  • Махатма Ганди
  • Наполеон Бонапарт
  • Франклин Д. Рузвельт
  • Джордж Вашингтон
  • Мао Дзедун
  • Абрахам Линкольн
  • Голда Меир
  • Уинстон Черчилль
  • Мартин Лютер Кинг
  • Адольф Гитлер и т.д.
 

Бихевиоризм и лидерство.

          Теория врожденного величия доминировала в исследованиях по психологии лидерства до тех пор, пока работы Стогдилла не доказали, что никаких четких закономерностей проявления «черт величия» в личности всех известных науке людей нет. Другие исследователи пришли к заключению, что все характеристики, ассоциирующиеся с «величием», являются приобретенными, а не врожденными. Поэтому изучение психологии лидерства сместилось на изучение поведения лидеров.

      С 1945 по 1960-е годы бихевиористский  подход к лидерству подчеркивал  межличностные отношения. Абрахам  Маслоу, известный своими работами по психологии потребностей, объяснял поведение людей стремлением удовлетворять пять фундаментальных потребностей: от более насущных к менее насущным. Наиболее насущными Маслоу считает психологические потребности, за ними следуют в порядке убывания их значимости для человека потребность самосохранения, потребность в обществе, потребность в признании и потребность в самовыражении.

      Приоритетное  удовлетворение этих потребностей обычно совпадают с жизненными циклами  человека: в первые годы жизни самыми главными являются психологические  потребности, годы юности и молодости посвящается в основном потребности в обществе других людей и любви, зрелость и старость – удовлетворению потребности в самовыражении и призвании. 

Теория  «икс» и Теория «игрек.

            Дуглас Макгрегор – автор теории человеческих отношений в плане их эффективности и научного контроля. 

      Теория  «икс» исходит из предпосылок:

  1. Средний человек изначально не любит работать и поэтому всегда пытается увильнуть от нее.
  2. большинство людей по причине их врожденного отвращения к труду надо постоянно уговаривать, контролировать, направлять или угрожать наказанием, прежде чем они предпримут какие-либо действия, направленные на выполнение целей, стоящих перед коллективом.
  3. Средний человек предпочитает, чтобы его направляли, стремится избегать ответственности, практически лишен честолюбия и считает покой – прежде всего.
 

      Теория  «игрек» исходит из предпосылок:

  1. Физические и умственные усилия для человека так же естественны, как игра и отдых. Средний человек не имеет врожденного отвращения к работе.
  2. внешний контроль и угрозы наказания – не единственные способы направлять усилия коллектива на выполнение общих целей. Люди способны на самоуправление и самоконтроль, служа цели, за достижение которой они чувствуют свою ответственность.
  3. Ответственность за поставленную цель является закономерной предпосылкой чувства радости, связанного с достижением ее. Самое большое удовлетворение – удовлетворение потребности в самовыражении – может быть прямым следствием усилий, направленных на достижение общей цели.
  4. Уклонение от ответственности, недостаток честолюбия и стремление к самосохранению – не врожденные свойства человека. При определенных условиях человек учится не только увиливать от ответственности, но и принимать ее на себя.
  5. Воображение, творческий подход, изобретательность и способность использовать, эти свойства на благо своей организации широко распространены среды людей.

Информация о работе История и теории лидерства и командообразования