Исторические формы работы с безнадзорными и беспризорными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 01:48, курсовая работа

Краткое описание

Россия, на данный момент, находится в культурном кризисе и одним из его проявлений является детская безнадзорность и беспризорность, причиной этому стали нерешенные социальные и экономические проблемы, атак же упадок духовной культуры общества. Детская беспризорность провоцирует рост преступности, алкоголизма, наркомании, ухудшает нравственные устои общества. Создание благоприятных условий для развития детей, недопущение ситуаций, подвергающих риску беспризорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми………………..……………………………………..6
1.1. Безнадзорность и беспризорность как социальное явление………………………………………………………………………….6
1.2. Исторический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности в России ………………………………………………………………………………….11

Глава 2. Проблема безнадзорности и беспризорности в современной России…………………………………………………………………………16
2.1. Статистический анализ проблемы детской и подростковой безнадзорности и беспризорности в России………………………………….............................................................16
2.2. Основные направления социальной работы по профилактике детской и подростковой безнадзорности и беспризорности………………………………………………………………..19
2.3. Органы, осуществляющие профилактику детской и подростковой безнадзорности и беспризорности………………………………………………………………..24
2.4. Деятельность НКО по оказанию помощи безнадзорным и беспризорным детям, общественный фонд «Содействие». Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Ярославской области…………………………………………...…………………………….29
Заключение…………………………………………………………………...35
Список литературы…..……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 93.14 Кб (Скачать)

"Ночлежка"

Цель программы: профилактика беспризорности и правонарушений, совершенных детьми, привлечение общественности и средств массовой информации к обсуждению и решению проблем беспризорных детей. Программа предусматривает создание приютов для беспризорных детей, оказание помощи уже существующим приютам, привлечение иностранных благотворительных организаций для реализации этой программы.

"Здоровье"

Целью программы является содействие поддержанию и укреплению физического и психического здоровья детей сирот, профилактика простудных заболеваний и гриппа в осенне-зимне-весенний период, пропаганда здорового образа жизни и привлечение детей сирот к занятиям физической культурой и спортом. Программа предусматривает приобретение для детей сирот профилактических средств (витаминные комплексы, пищевые добавки и т.д.), а так же оплата занятий в спортивных секциях и клубах.

"Помощь"

Целью программы являются оперативная материальная и другая помощь семьям опекунов детей–сирот и многодетным семьям. Привлечение общественного мнения, через средства массовой информации к проблемам детей-сирот и многодетных семей, помощь в поиске спонсоров для многодетных семей.

"Солнце для всех"

Цель программы оказание помощи опекунам детей сирот в организации отдыха детей-сирот в летних оздоровительных лагерях. Программа предусматривает приобретение для детей-сирот путевок в летние оздоровительные лагеря.

"Завтра в школу"

Цель программы помощь опекунам детей сирот в подготовке детей к новому учебному году. Программа предусматривает приобретение для детей-сирот школьных принадлежностей, учебников, спортивной формы и обуви.

"Праздник в каждой семье"

Цель программы создание атмосферы праздника для детей сирот в дни празднования Новогодних и Рождественских праздников, создания условий при которых ребенок сирота не чувствовал бы себя человеком второго сорта. Программа предусматривает вручение детям новогодних подарков и организацию праздничных мероприятий в дни зимних каникул.

"Соучастие"

Цель программы оказание психологической, юридической и материальной поддержки бывшим воспитанникам детских домов и школ-интернатов. Программа предусматривает помощь в приобретении специальности и трудоустройстве.

"День рождения – Праздник  детства"

Цель программы: оказание помощи опекунам детей сирот в организации празднования Дня рождения опекаемого ребенка. Программа предусматривает оказание опекунам детей сирот единовременной материальной помощи для организации праздника и приобретение подарка ко Дню рождения опекаемого ребенка.

«Центр реабилитации беспризорных детей»

Целью проекта является создание Центра реабилитации беспризорных детей, основной задачей которого является обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации беспризорных и безнадзорных детей.

«Скажи наркотикам – нет!»

Целью программы является профилактика подростковой наркозависимости и пропаганда здорового образа жизни. Программа предусматривает организацию семинаров и конференций по проблемам наркозависимости, издание информационной литературы и организация досуга молодежи.

Начиная с 2003 года Общественный фонд «Содействие» совместно с Санкт-Петербургским Союзом художников проводит Ежегодный городской Конкурс детских рисунков. Цель Конкурса: поиск и поддержка талантливых  детей, проживающих в детских домах, школах-интернатах, находящихся на попечении в семьях; оказание помощи в дальнейшем развитии  способностей, эстетическое и культурное воспитание детей сирот.

В декабре 2008 года  Совет директоров Общественного фонда «Содействие» утвердил новый благотворительный проект «Конкурс детского креатива». Целью Конкурса является  содействие развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем формирования креативного мышления.

В 2009 году Совет директоров Общественного фонда «Содействие» утвердил новый благотворительный проект «Детский литературный конкурс». Целями Конкурса являются: поиск и поддержка юных талантливых авторов; развитие творческого и интеллектуального потенциала участников конкурса; приобщение детей к творческому процессу постижения нравственных основ национальной культуры и духовного богатства народа.[24. дата обращения 15.12.2014]

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Ярославской области

         По данным УМВД по Ярославской области, на 1 января 2012 г. на учете состояло 2947 несовершеннолетних. Сотрудниками полиции в ходе целевых мероприятий, проведенных в 2011 г., выявлено 6563 (-10,5%) безнадзорных несовершеннолетних. Большинство из них (5528) переданы родителям, 383 подростка помещены в детские дома и интернаты, 322 - в учреждения социальной защиты, 238 - в детские и подростковые учреждения органов здравоохранения, 31 - направлен в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в связи с совершением противоправных действий. Несмотря на определенный успех в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в 2011 г. увеличилось количество несовершеннолетних, находящихся в местном и федеральном розыске, на территории области с 1184 до 1527, из них 759 несовершеннолетних ушли из семьи, 768 - из государственных учреждений. Большая роль в профилактике преступности несовершеннолетних должна отводиться спорту, развитию детского творчества, поездкам в оздоровительные лагеря и т. д. Но проблема в том, что даже такой важный канал социализации, как система образования, в настоящее время не справляется со своими основными функциями. Продолжается начатая еще в 2006 г. целенаправленная и систематическая работа межведомственных мобильных групп по проведению оперативно-поисковых мероприятий, в которых принимают участие сотрудники органов Управления Министерства внутренних дел по городу Ярославлю, Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Ярославской области, члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, представители общественности, народные дружинники МКУ "Центр охраны правопорядка" города Ярославля. Благодаря данной работе удалось снизить уровень правонарушений среди несовершеннолетних. [23. дата обращения 25.12.2014]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Положение детей в любом государстве — это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост беспризорности детей. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы. Растущая из года в год безнадзорность детей – следствие социальных и экономических потрясений в обществе. Проблема безнадзорности и беспризорности тесно смыкается с такими негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция. Инфекционные заболевания и психические расстройства. Волна детской беспризорности нарастает, она грозит приблизиться к той, которая сотрясала общество в 20-е гг. прошлого столетия. В данной работе была рассмотрена проблема беспризорности и безнадзорности с 11-21 век, поэтапно, начиная  с Древней Руси и заканчивая современным временем, отдельно были рассмотрены императорская Россия, Россия в  годы  правления династии Романовых, затем более подробно были рассмотрены 20-30 года, так как них пришелся  пик  числа  беспризорных и  безнадзорных,  ситуация  тех годов отражает ситуацию в настоящем времени. Так же  была  проанализирована проблема  беспризорности в годы ВОВ и послевоенное время, вплоть до 90х годов ХХ века. Наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г. «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером,

- дети подобных родителей тоже  считаются беспризорными» Беспризорность  социологи сегодня относят к  разновидности девиантного поведения, очевидно и грозно заявившей о себе в последние годы.

Корни социального сиротства в нашей стране уходят в ее историю. В XX веке Россия неоднократно переживала взлет беспризорности: во время Первой мировой и Гражданской войн; в результате голода и эпидемий 30-х годов; как последствия сталинских репрессий конца 1937-го и Второй

мировой войны . Угрожающие размеры беспризорность приняла в 1921-1925 гг. в результате хозяйственной разрухи, голода, эпидемий, вызванных Первой Мировой и последовавшей за ней гражданской войнами. По данным официальной статистики, общее число беспризорников и детей, лишенных средств к существованию, составляло 7 миллионов, реальное же количество

беспризорных в тот период было еще больше.

В Советской России борьба с беспризорностью стала политической задачей. После октябрьской революции 1917 г. система благотворительных учреждений была уничтожена. Заботу о детях-сиротах государство взяло на себя. Основной формой борьбы с беспризорностью было определение детей и подростков в учреждения интернатного типа. Создавались приемно-распределительные пункты, где дети находились под наблюдением педагогов и врачей до направления в детские учреждения постоянного пребывания (детские дома, детские городки, колонии и коммуны), трудоустройства, либо возвращения родителям или родственникам.

Решение проблем беспризорности потребовало специальных усилий со стороны государства. В 1928 был принят закон «Об организации дела борьбы с детской беспризорностью». Среди основных мероприятий, направленных на решение этой проблемы, необходимо упомянуть назначение опеки, передачу на договорных началах в крестьянские семьи, ремесленникам, направление подростков на производство в государственный сектор, развертывание внешкольной работы по месту жительства при активном содействии пионерских организаций и комсомола24. Следует признать, что даже в тяжелейших экономических условиях 1922-1926 гг. государство находило возможность решать наиболее острые проблемы беспризорности, выделять для этого немалые финансовые средства. Опыт ликвидации детской беспризорности в Советском Союзе представляет интерес и для настоящего времени, поскольку он помогает понять, как складывались современные подходы к решению проблемы беспризорности детей и подростков.

Беспризорные дети — это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

В Российской Федерации объектами первичной работы являются дети и подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время в социально-опасном положении. Объектом вторичной профилактики являются беспризорные дети и подростки различного возраста, начиная с дошкольного и заканчивая юношеским. Работа в отношении таких детей нацелена на развитие форм общественного и государственного воздействии с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска. Работа с детской беспризорностью на третьем уровне осуществляется исправительно-воспитательными учреждениями, а также специализированными социально-реабилитационными учреждениями, которые играют решающую роль в предупреждении преступности. Актуальность проблемы беспризорности усиливает статистика последних лет, свидетельствующая о сохранившейся в России негативной тенденции роста числа беспризорных детей. Ежегодно в РФ выявляется 120 000 детей, которые уходят из дома, бродяжничают, приобщаются к спиртным напиткам и наркотическим веществам, становятся участниками или жертвами уголовных преступлений. В 2008 г. было привлечено к уголовной ответственности 145 500 несовершеннолетних. На официальном учете в органах внутренних дел состоит 362 400 подростков, из них 6 300 не умеют читать и писать. Детская беспризорность — острое и масштабное социально опасное явление для национальной безопасности страны и региона. Существует потребность радикального повышения эффективности работы всех структур государства, ответственных за решение проблем беспризорного детства. Необходим поиск нестандартных путей снижения остроты и негативных последствий отклоняющегося поведения детей и подростков. Опасность беспризорности состоит в том, что она способствует формированию личности, не приспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставленной, самой себе, выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем, значительная часть молодого поколения совершение преступлений будет считать нормой и образом жизни, что негативно отразится на всем обществе. Нахождение подростка длительное время в беспризорной и криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь.

В настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Официальные материалы:
    2. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999, ст.1,14, 15.
    3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 24 июля 1998 г. Ст.1,4
    4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 79-р г. Москва

 

    1. Монографии, коллективные труды, справочные издания:

4. Большая Советская Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1930. С. 438.

5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Эксмо, 2002. С. 53.

    1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000слов. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык,1990. С. 14.
    2. Поучение или духовная князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим. М., 1996. С.55.
    3. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.-Л., 1966. С.180-185
    4. Ширшов В.Д. История социальной работы. Екатеринбург. 2002.С.118-119.

 

 

 

3. Статьи в  сборниках и периодических изданиях:

    1. Аналитический вестник Совета Федерации РФ. Взрослые – детям. Счастливые дети – достоинство страны // 2003 год, № 20 . C. 157
    2. Демина В.С. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения. // Аналитический  вестник. 2003. №14. С. 207.
    3. Камалдинова Э.Ш.  Безнадзорность и беспризорность  // Знание. Понимание. Умение, 2004.№1. С. 133-134.
    4. Кочеров С. Беспримерная беспризорность.  // Новая Газета. 2007. № 11. С.43
    5. Миньковский Г.М. Причины преступности несовершеннолетних и меры ее предупреждения.//Гос-во и право. 1996. № 5. С. 86.
    6. Нечаева А.М. Детская  беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право,  2001. №6.С. 59.
    7. Озеров В.А.Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России. // Аналитический  вестник. 2002. № 20. С. 176.
    8. Потепалов Д.В. Попечение о беспризорных и безнадзорных детях в период правления Екатерины II // «Вестник Томского государственного университета». Общенаучный периодический журнал. 2011, № 343. 216 с. С. 191-194
    9. Проблемы, пути решения. Детская беспризорность и безнадзорность //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 10 .C.156
    10. Рудов А. Беспризорная Россия // Индекс, 2002, № 17.С.118
    11. Слуцкий Е.С. Беспризорность в России вновь грозная реальность. // Социологические исследования. 1998. №2. С. 120.
    12. Стеркин. Ф. В России три миллиона беспризорных // Страна. Ru. 2002.№17. С. 98.
    13. Ханбекова. А.Э. социально-демографические аспекты проблемы безнадзорности и беспризорности детей и подростков //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2008, № 1 (9), с. 130
    14. Электронные ресурсы:

Информация о работе Исторические формы работы с безнадзорными и беспризорными детьми