Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 01:48, курсовая работа
Россия, на данный момент, находится в культурном кризисе и одним из его проявлений является детская безнадзорность и беспризорность, причиной этому стали нерешенные социальные и экономические проблемы, атак же упадок духовной культуры общества. Детская беспризорность провоцирует рост преступности, алкоголизма, наркомании, ухудшает нравственные устои общества. Создание благоприятных условий для развития детей, недопущение ситуаций, подвергающих риску беспризорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми………………..……………………………………..6
1.1. Безнадзорность и беспризорность как социальное явление………………………………………………………………………….6
1.2. Исторический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности в России ………………………………………………………………………………….11
Глава 2. Проблема безнадзорности и беспризорности в современной России…………………………………………………………………………16
2.1. Статистический анализ проблемы детской и подростковой безнадзорности и беспризорности в России………………………………….............................................................16
2.2. Основные направления социальной работы по профилактике детской и подростковой безнадзорности и беспризорности………………………………………………………………..19
2.3. Органы, осуществляющие профилактику детской и подростковой безнадзорности и беспризорности………………………………………………………………..24
2.4. Деятельность НКО по оказанию помощи безнадзорным и беспризорным детям, общественный фонд «Содействие». Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Ярославской области…………………………………………...…………………………….29
Заключение…………………………………………………………………...35
Список литературы…..……………………………
"Ночлежка"
Цель программы: профилактика беспризорности и правонарушений, совершенных детьми, привлечение общественности и средств массовой информации к обсуждению и решению проблем беспризорных детей. Программа предусматривает создание приютов для беспризорных детей, оказание помощи уже существующим приютам, привлечение иностранных благотворительных организаций для реализации этой программы.
"Здоровье"
Целью программы является содействие поддержанию и укреплению физического и психического здоровья детей сирот, профилактика простудных заболеваний и гриппа в осенне-зимне-весенний период, пропаганда здорового образа жизни и привлечение детей сирот к занятиям физической культурой и спортом. Программа предусматривает приобретение для детей сирот профилактических средств (витаминные комплексы, пищевые добавки и т.д.), а так же оплата занятий в спортивных секциях и клубах.
"Помощь"
Целью программы являются оперативная материальная и другая помощь семьям опекунов детей–сирот и многодетным семьям. Привлечение общественного мнения, через средства массовой информации к проблемам детей-сирот и многодетных семей, помощь в поиске спонсоров для многодетных семей.
"Солнце для всех"
Цель программы оказание помощи опекунам детей сирот в организации отдыха детей-сирот в летних оздоровительных лагерях. Программа предусматривает приобретение для детей-сирот путевок в летние оздоровительные лагеря.
"Завтра в школу"
Цель программы помощь опекунам детей сирот в подготовке детей к новому учебному году. Программа предусматривает приобретение для детей-сирот школьных принадлежностей, учебников, спортивной формы и обуви.
"Праздник в каждой семье"
Цель программы создание атмосферы праздника для детей сирот в дни празднования Новогодних и Рождественских праздников, создания условий при которых ребенок сирота не чувствовал бы себя человеком второго сорта. Программа предусматривает вручение детям новогодних подарков и организацию праздничных мероприятий в дни зимних каникул.
"Соучастие"
Цель программы оказание психологической, юридической и материальной поддержки бывшим воспитанникам детских домов и школ-интернатов. Программа предусматривает помощь в приобретении специальности и трудоустройстве.
"День рождения – Праздник детства"
Цель программы: оказание помощи опекунам детей сирот в организации празднования Дня рождения опекаемого ребенка. Программа предусматривает оказание опекунам детей сирот единовременной материальной помощи для организации праздника и приобретение подарка ко Дню рождения опекаемого ребенка.
«Центр реабилитации беспризорных детей»
Целью проекта является создание
Центра реабилитации беспризорных детей,
основной задачей которого является обеспечение
социальной защиты, медико-психолого-
«Скажи наркотикам – нет!»
Целью программы является профилактика подростковой наркозависимости и пропаганда здорового образа жизни. Программа предусматривает организацию семинаров и конференций по проблемам наркозависимости, издание информационной литературы и организация досуга молодежи.
Начиная с 2003 года Общественный фонд «Содействие» совместно с Санкт-Петербургским Союзом художников проводит Ежегодный городской Конкурс детских рисунков. Цель Конкурса: поиск и поддержка талантливых детей, проживающих в детских домах, школах-интернатах, находящихся на попечении в семьях; оказание помощи в дальнейшем развитии способностей, эстетическое и культурное воспитание детей сирот.
В декабре 2008 года Совет директоров Общественного фонда «Содействие» утвердил новый благотворительный проект «Конкурс детского креатива». Целью Конкурса является содействие развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем формирования креативного мышления.
В 2009 году Совет директоров Общественного фонда «Содействие» утвердил новый благотворительный проект «Детский литературный конкурс». Целями Конкурса являются: поиск и поддержка юных талантливых авторов; развитие творческого и интеллектуального потенциала участников конкурса; приобщение детей к творческому процессу постижения нравственных основ национальной культуры и духовного богатства народа.[24. дата обращения 15.12.2014]
Положение детей в любом государстве — это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост беспризорности детей. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы. Растущая из года в год безнадзорность детей – следствие социальных и экономических потрясений в обществе. Проблема безнадзорности и беспризорности тесно смыкается с такими негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция. Инфекционные заболевания и психические расстройства. Волна детской беспризорности нарастает, она грозит приблизиться к той, которая сотрясала общество в 20-е гг. прошлого столетия. В данной работе была рассмотрена проблема беспризорности и безнадзорности с 11-21 век, поэтапно, начиная с Древней Руси и заканчивая современным временем, отдельно были рассмотрены императорская Россия, Россия в годы правления династии Романовых, затем более подробно были рассмотрены 20-30 года, так как них пришелся пик числа беспризорных и безнадзорных, ситуация тех годов отражает ситуацию в настоящем времени. Так же была проанализирована проблема беспризорности в годы ВОВ и послевоенное время, вплоть до 90х годов ХХ века. Наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г. «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером,
- дети подобных родителей тоже
считаются беспризорными»
Корни социального сиротства в нашей стране уходят в ее историю. В XX веке Россия неоднократно переживала взлет беспризорности: во время Первой мировой и Гражданской войн; в результате голода и эпидемий 30-х годов; как последствия сталинских репрессий конца 1937-го и Второй
мировой войны . Угрожающие размеры беспризорность приняла в 1921-1925 гг. в результате хозяйственной разрухи, голода, эпидемий, вызванных Первой Мировой и последовавшей за ней гражданской войнами. По данным официальной статистики, общее число беспризорников и детей, лишенных средств к существованию, составляло 7 миллионов, реальное же количество
беспризорных в тот период было еще больше.
В Советской России борьба с беспризорностью стала политической задачей. После октябрьской революции 1917 г. система благотворительных учреждений была уничтожена. Заботу о детях-сиротах государство взяло на себя. Основной формой борьбы с беспризорностью было определение детей и подростков в учреждения интернатного типа. Создавались приемно-распределительные пункты, где дети находились под наблюдением педагогов и врачей до направления в детские учреждения постоянного пребывания (детские дома, детские городки, колонии и коммуны), трудоустройства, либо возвращения родителям или родственникам.
Решение проблем беспризорности потребовало специальных усилий со стороны государства. В 1928 был принят закон «Об организации дела борьбы с детской беспризорностью». Среди основных мероприятий, направленных на решение этой проблемы, необходимо упомянуть назначение опеки, передачу на договорных началах в крестьянские семьи, ремесленникам, направление подростков на производство в государственный сектор, развертывание внешкольной работы по месту жительства при активном содействии пионерских организаций и комсомола24. Следует признать, что даже в тяжелейших экономических условиях 1922-1926 гг. государство находило возможность решать наиболее острые проблемы беспризорности, выделять для этого немалые финансовые средства. Опыт ликвидации детской беспризорности в Советском Союзе представляет интерес и для настоящего времени, поскольку он помогает понять, как складывались современные подходы к решению проблемы беспризорности детей и подростков.
В настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних.
Информация о работе Исторические формы работы с безнадзорными и беспризорными детьми