Исторические формы работы с безнадзорными и беспризорными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 01:48, курсовая работа

Краткое описание

Россия, на данный момент, находится в культурном кризисе и одним из его проявлений является детская безнадзорность и беспризорность, причиной этому стали нерешенные социальные и экономические проблемы, атак же упадок духовной культуры общества. Детская беспризорность провоцирует рост преступности, алкоголизма, наркомании, ухудшает нравственные устои общества. Создание благоприятных условий для развития детей, недопущение ситуаций, подвергающих риску беспризорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми………………..……………………………………..6
1.1. Безнадзорность и беспризорность как социальное явление………………………………………………………………………….6
1.2. Исторический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности в России ………………………………………………………………………………….11

Глава 2. Проблема безнадзорности и беспризорности в современной России…………………………………………………………………………16
2.1. Статистический анализ проблемы детской и подростковой безнадзорности и беспризорности в России………………………………….............................................................16
2.2. Основные направления социальной работы по профилактике детской и подростковой безнадзорности и беспризорности………………………………………………………………..19
2.3. Органы, осуществляющие профилактику детской и подростковой безнадзорности и беспризорности………………………………………………………………..24
2.4. Деятельность НКО по оказанию помощи безнадзорным и беспризорным детям, общественный фонд «Содействие». Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Ярославской области…………………………………………...…………………………….29
Заключение…………………………………………………………………...35
Список литературы…..……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 93.14 Кб (Скачать)

Государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей. Необходимо материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для исполнения законов на федеральном уровне.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

    • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
    • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
    • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
    • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним, с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.[1. Ст. 1,14,15]

Деятельность социального работника с родителями по предупреждению беспризорности может включать в себя следующие направления:

1.Помощь  в  осознании родителями ответственности за жизнеустройство ребенка, его воспитание, обучение и осуществление контроля над его жизнью.

2. Пропаганда  и реализация здорового образа  жизни, демонстрация и воспитание  семейных, нравственных ценностей. Чаще всего асоциальное  поведение  родителей, алкоголизм, токсикомания, наркомания, курение, насилие над  ребенком со стороны взрослых  способствует появлению и росту  безнадзорности и беспризорности, так же  сюда  входит развод, распад семьи.

3. Помощь  в организации досуга и занятости  детей. Очень многим семьям стали  недоступны кружки, секции, клубы  и другие учреждения культуры, досуга и спорта, из - за непомерной платы за их посещение. Но и в такой сложной современной ситуации при желании родителей и детей можно найти бесплатные кружки и секции в системе дополнительного образования – в домах и центрах детско-юношеского творчества, клубах по месту жительства.

4. Помощь  в профессиональном самоопределении  детей. Сотрудничество родителей с общеобразовательными учреждениями, где обучаются их дети. 

5. Помощь родителям  в обеспечение мотивации детей к социально-значимой деятельности.

Для реализации системы профилактики беспризорности и безнадзорности в социальной работе необходимо:

- обеспечить разработку  и реализацию образовательных  программ и методик, направленных  на оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним с проблемами в развитии, поведении, обучении и социальной адаптации, а также родителям (законным представителям), испытывающим затруднения в воспитании детей;

- обеспечить доступность  образования детям и подросткам  из малообеспеченных семей;

- разработать мероприятия  по организации занятости детей  во внеучебное время, досуга школьников и молодежи;

- организовать обучение  социальных работников – специалистов  учреждений и ведомств, работающих с детьми, в том числе с детьми-сиротами, методам и технологиям раннего вмешательства с целью сохранения кровных семей.

Таким образом, для предупреждения беспризорности главным направлением работы должна стать общесоциальная и индивидуальная профилактика, охватывающая не только родителей, но и их детей. Важно, чтобы такая работа реализовывалась во всех учреждениях дошкольного и школьного образования, центрах планирования семьи, учреждениях социальной защиты населения, социально-реабилитационных учреждениях и других социальных центрах.[11.С.207]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Органы государственной власти и политики, осуществляющие профилактику детской и подростковой безнадзорности и беспризорности

Перечень органов и учреждений, осуществляющих профилактику детской безнадзорности и беспризорности, установлен пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Органы управления социальной защитой населения.

3. Органы управления образованием.

4. Органы опеки и попечительства.

5. Органы по делам молодежи.

6. Органы управления здравоохранением.

7. Органы службы занятости.

8. Органы внутренних дел.

Основные задачи профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и включают в себя следующие мероприятия:

-  совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

-  осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время;

-  дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы;

-  создание и укрепление служб, осуществляющих лечение и реабилитацию детей и подростков, страдающих наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами;

-  проведение исследований проблем безнадзорности, девиантного поведения несовершеннолетних, разработкой и апробацией новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитацией несовершеннолетних, информационным и научно-методическим обеспечением развития новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

-  переподготовку и повышение квалификации специалистов по социальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии, наркологов.

-  стабилизацию показателя количества беспризорных детей и подростков;

-  увеличение количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых будут оказаны различные виды социальных услуг.

В структурах указанных органов могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 4).

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 4).

Центральным и координирующим органом в системе профилактики и безнадзорности несовершеннолетних является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при органе местного самоуправления (КДНЗП). К компетенции комиссии законодательством отнесен весь комплекс мероприятий по защите и восстановлению прав и законных интересов детей в возрасте до 18 лет, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. На комиссии возложена индивидуальная профилактическая работа и организация социальной реабилитации детей и подростков, оказавшихся в социально опасном положении. Помимо этого комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является специализированным государственным органом, обеспечивающим исправление несовершеннолетнего в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Согласно ст. ст. 20–23 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основным органом, непосредственно осуществляющим профилактические функции, являются органы внутренних дел и их структурные подразделения: подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП), подразделения криминальной полиции.

В государственную систему профилактики входят органы управления социальной защитой населения и социального обслуживания, которые осуществляют меры по профилактике безнадзорности и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных детей, предоставляют бесплатно социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, выявляют таких детей и семьи с такими детьми.

Органы управления образованием и образовательные учреждения, входящие в систему профилактики, призваны решать большой круг проблем и задач, поскольку помимо образовательного процесса, тесно связанного с воспитательным, они участвуют в организации досуга, летнего отдыха и занятости детей, выявляют детей с отклонениями в развитии или поведении, проводят их обследование, готовят рекомендации по оказанию им помощи и определяют форму их дальнейшего обучения. В структуру органов управления образованием законодательством также включены:

-  учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты и др.);

-  специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов.

Важную роль в системе органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выполняют органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения. К их ведению отнесено развитие сети учреждений для детей и подростков, оказывающих психиатрическую и наркологическую помощь, круглосуточный прием и содержание детей в возрасте до 4 лет, оставшихся без родительского попечения, а также дальнейшее выхаживание и воспитание таких детей в подведомственных учреждениях (Домах ребенка). Органы по делам молодежи и их учреждения в соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» участвуют:

-  в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

-  в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;

-  в защите их социально-правовых интересов;

-  оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, учреждениям и фондам.

Органы службы занятости населения входят в систему профилактики, участвуя в профессиональной ориентации и содействии в трудоустройстве несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Статьей 24 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены и другие органы и учреждения, осуществляющие профилактические меры в отношении несовершеннолетних правонарушителей и детей, находящихся в социально опасном положении.

К таким органам относятся:

1. Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма.

2. Уголовно-исполнительные инспекции.

3. Федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. [1. ст.4,6,7,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20]

 

 

 

 

 

2.4. Деятельность НКО по оказанию помощи безнадзорным и беспризорным детям, общественный фонд «Содействие». Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Ярославской области

Из российских одним из самых известных является Фонд «Содействия».

Санкт-Петербургский региональный общественный благотворительный фонд “Содействие” создан 18 декабря 1991г. группой граждан, обеспокоенных положением детей-сирот в Санкт-Петербурге. За время своей деятельности Общественным фондом «Содействие» была оказана помощь   более 12 300 детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В банке данных фонда «Содействие» находится информация о 800 детях сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях своих опекунов с низким уровнем жизни и нуждающихся в помощи.

Задачи Общественного фонда «Содействие»: 
-    содействие детям сиротам в получении образования, проведение отдыха, услуг по лечению; 
-    содействие в правовой защите детей сирот; 
-    организация поездок детей сирот для отдыха и лечения за пределы России; 
-    организация и проведение Конкурсов направленных на развитие творческого и интеллектуального  потенциала детей сирот; 
-    разработка и реализация благотворительных программ и проектов; 
-    содействие государственным организациям  в защите прав детей сирот; 
-    привлечение добровольных пожертвований; 
-    установление и развитие связей с аналогичными организациями в Российской Федерации и за ее пределами.     

 Целевая группа: дети сироты  и дети, оставшиеся без попечения  родителей, проживающие в детских  домах, приютах и других социальных  учреждениях, а так же в семьях  своих опекунов с низким уровнем  жизни.

Социальные программы Фонда “Содействие” являются:

"Правовая защита"

Целью программы является организация бесплатной правовой и юридической помощи детям-сиротам, опекунам детей, многодетным семьям, матерям одиночкам инвалидам с детства. Программа предусматривает создание Юридического представительства Фонда "СОДЕЙСТВИЕ" с привлечением к работе в нём профессиональных юристов.

"Поддержка"

Целью программы является оказание моральной, материальной, правовой и других видов помощи детям-сиротам, воспитанникам детских домов и детям, находящимся на попечении, а также привлечение внимания общественности к проблемам детей-сирот.

Информация о работе Исторические формы работы с безнадзорными и беспризорными детьми