Государством создана нормативно-правовая 
база по профилактике и борьбе с безнадзорностью 
несовершеннолетних, а также социальной 
помощи, но необходима поддержка всех 
ведомств, которые несут ответственность 
за благополучие и интересы детей. Необходимо 
материально-техническое обеспечение 
и финансирование мероприятий для исполнения 
законов на федеральном уровне.
Основными задачами деятельности по 
профилактике безнадзорности и правонарушений 
несовершеннолетних являются:
  - предупреждение безнадзорности, беспризорности, 
  правонарушений и антиобщественных действий 
  несовершеннолетних, выявление и устранение причин и 
  условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов 
  несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация 
  несовершеннолетних, находящихся в социально опасном 
  положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения 
  несовершеннолетних в совершение преступлений 
  и антиобщественных действий.
Деятельность по профилактике безнадзорности 
и правонарушений несовершеннолетних 
основывается на принципах законности, 
демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, 
поддержки семьи и взаимодействия с ней, 
индивидуального подхода к несовершеннолетним, 
с соблюдением конфиденциальности полученной 
информации, государственной поддержки 
деятельности органов местного самоуправления 
и общественных объединений по профилактике 
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, 
обеспечения ответственности должностных 
лиц и граждан за нарушение прав и законных 
интересов несовершеннолетних.[1. Ст. 1,14,15]
Деятельность 
социального работника с родителями по 
предупреждению беспризорности может 
включать в себя следующие направления:
1.Помощь 
в  осознании родителями ответственности 
за жизнеустройство ребенка, его воспитание, 
обучение и осуществление контроля над 
его жизнью.
2. Пропаганда 
и реализация здорового образа 
жизни, демонстрация и воспитание 
семейных, нравственных ценностей. 
Чаще всего асоциальное  поведение  
родителей, алкоголизм, токсикомания, 
наркомания, курение, насилие над 
ребенком со стороны взрослых 
способствует появлению и росту  
безнадзорности и беспризорности, 
так же  сюда  входит развод, 
распад семьи.
3. Помощь 
в организации досуга и занятости 
детей. Очень многим семьям стали 
недоступны кружки, секции, клубы 
и другие учреждения культуры, 
досуга и спорта, из - за непомерной 
платы за их посещение. Но и в такой сложной 
современной ситуации при желании родителей 
и детей можно найти бесплатные кружки 
и секции в системе дополнительного образования 
– в домах и центрах детско-юношеского 
творчества, клубах по месту жительства.
4. Помощь 
в профессиональном самоопределении 
детей. Сотрудничество родителей с общеобразовательными 
учреждениями, где обучаются их дети. 
5. Помощь родителям 
в обеспечение 
мотивации детей к социально-значимой 
деятельности.
Для реализации системы профилактики 
беспризорности и безнадзорности в социальной 
работе необходимо:
- обеспечить разработку 
и реализацию образовательных 
программ и методик, направленных 
на оказание комплексной психолого-педагогической 
и медико-социальной помощи несовершеннолетним 
с проблемами в развитии, поведении, обучении 
и социальной адаптации, а также родителям 
(законным представителям), испытывающим 
затруднения в воспитании детей;
- обеспечить доступность 
образования детям и подросткам 
из малообеспеченных семей;
- разработать мероприятия 
по организации занятости детей 
во внеучебное время, досуга школьников 
и молодежи;
- организовать обучение 
социальных работников – специалистов 
учреждений и ведомств, работающих с детьми, 
в том числе с детьми-сиротами, методам 
и технологиям раннего вмешательства 
с целью сохранения кровных семей.
Таким образом, для предупреждения 
беспризорности главным направлением 
работы должна стать общесоциальная и 
индивидуальная профилактика, охватывающая 
не только родителей, но и их детей. Важно, 
чтобы такая работа реализовывалась во 
всех учреждениях дошкольного и школьного 
образования, центрах планирования семьи, 
учреждениях социальной защиты населения, 
социально-реабилитационных учреждениях 
и других социальных центрах.[11.С.207]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3. Органы государственной 
власти и политики, осуществляющие профилактику 
детской и подростковой безнадзорности 
и беспризорности
Перечень органов и учреждений, 
осуществляющих профилактику детской 
безнадзорности и беспризорности, установлен 
пунктом 1 статьи 4 Федерального закона 
от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы 
профилактики безнадзорности и правонарушений 
несовершеннолетних»:
1. Комиссии по делам несовершеннолетних 
и защите их прав, образуемые в порядке, 
установленном законодательством Российской 
Федерации и законодательством субъектов 
Российской Федерации.
2. Органы управления социальной 
защитой населения.
3. Органы управления образованием.
4. Органы опеки и попечительства.
5. Органы по делам молодежи.
6. Органы управления здравоохранением.
7. Органы службы занятости.
8. Органы внутренних дел.
Основные задачи профилактики 
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 
и включают в себя следующие мероприятия:
-  совершенствование правовых, 
организационных, финансово-экономических 
механизмов, обеспечивающих эффективное 
взаимодействие учреждений профилактики 
безнадзорности несовершеннолетних;
-  осуществление мер общей профилактики 
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, 
содействующих развитию позитивных интересов 
детей, их полезной деятельности во внеучебное 
время;
-  дальнейшее развитие специализированных 
учреждений, занимающихся профилактикой 
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, 
укрепление их материально-технической 
базы;
-  создание и укрепление служб, 
осуществляющих лечение и реабилитацию 
детей и подростков, страдающих наркоманией, 
токсикоманией, психическими расстройствами;
-  проведение исследований проблем 
безнадзорности, девиантного поведения 
несовершеннолетних, разработкой и апробацией 
новых коррекционно-реабилитационных 
технологий и программ социальной, медицинской, 
психолого-педагогической, трудовой реабилитацией 
несовершеннолетних, информационным и 
научно-методическим обеспечением развития 
новых форм семейного устройства детей, 
оставшихся без попечения родителей;
-  переподготовку и повышение 
квалификации специалистов по социальной 
работе, коррекционно-развивающей педагогике 
и психологии, наркологов.
-  стабилизацию показателя количества 
беспризорных детей и подростков;
-  увеличение количество специализированных 
учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся 
в социальной реабилитации, в которых 
будут оказаны различные виды социальных 
услуг.
В структурах указанных органов 
могут создаваться учреждения, осуществляющие 
отдельные функции по профилактике безнадзорности 
и правонарушений несовершеннолетних 
в порядке, установленном законодательством 
Российской Федерации и законодательством 
субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 4).
Участие в деятельности по профилактике 
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 
других органов, учреждений и организаций 
осуществляется в пределах их компетенции 
в порядке, установленном законодательством 
Российской Федерации и (или) законодательством 
субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 4).
Центральным и координирующим 
органом в системе профилактики и безнадзорности 
несовершеннолетних является комиссия 
по делам несовершеннолетних и защите 
их прав при органе местного самоуправления 
(КДНЗП). К компетенции комиссии законодательством 
отнесен весь комплекс мероприятий по 
защите и восстановлению прав и законных 
интересов детей в возрасте до 18 лет, по 
выявлению и устранению причин и условий, 
способствующих безнадзорности беспризорности, 
правонарушениям и антиобщественным действиям 
несовершеннолетних. На комиссии возложена 
индивидуальная профилактическая работа 
и организация социальной реабилитации 
детей и подростков, оказавшихся в социально 
опасном положении. Помимо этого комиссия 
по делам несовершеннолетних и защите 
их прав является специализированным 
государственным органом, обеспечивающим 
исправление несовершеннолетнего в случаях 
и в порядке, предусмотренном действующим 
законодательством. Согласно ст. ст. 20–23 
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности 
и правонарушений несовершеннолетних» 
основным органом, непосредственно осуществляющим 
профилактические функции, являются органы 
внутренних дел и их структурные подразделения: 
подразделения по делам несовершеннолетних 
(ПДН), Центры временного содержания для 
несовершеннолетних правонарушителей 
(ЦВСНП), подразделения криминальной полиции. 
В государственную систему 
профилактики входят органы управления 
социальной защитой населения и социального 
обслуживания, которые осуществляют меры 
по профилактике безнадзорности и организуют 
индивидуальную профилактическую работу 
в отношении безнадзорных и беспризорных 
детей, предоставляют бесплатно социальные 
услуги несовершеннолетним, находящимся 
в социально опасном положении или трудной 
жизненной ситуации, выявляют таких детей 
и семьи с такими детьми.
Органы управления образованием 
и образовательные учреждения, входящие 
в систему профилактики, призваны решать 
большой круг проблем и задач, поскольку 
помимо образовательного процесса, тесно 
связанного с воспитательным, они участвуют 
в организации досуга, летнего отдыха 
и занятости детей, выявляют детей с отклонениями 
в развитии или поведении, проводят их 
обследование, готовят рекомендации по 
оказанию им помощи и определяют форму 
их дальнейшего обучения. В структуру 
органов управления образованием законодательством 
также включены:
-  учреждения для детей-сирот 
и детей, оставшихся без попечения родителей 
(детские дома, школы-интернаты и др.);
-  специальные учебно-воспитательные 
учреждения открытого и закрытого типов.
Важную роль в системе органов 
и учреждений профилактики безнадзорности 
и правонарушений несовершеннолетних 
выполняют органы управления здравоохранением 
и учреждения здравоохранения. К их ведению 
отнесено развитие сети учреждений для 
детей и подростков, оказывающих психиатрическую 
и наркологическую помощь, круглосуточный 
прием и содержание детей в возрасте до 
4 лет, оставшихся без родительского попечения, 
а также дальнейшее выхаживание и воспитание 
таких детей в подведомственных учреждениях 
(Домах ребенка). Органы по делам молодежи 
и их учреждения в соответствии со статьей 
17 Федерального закона «Об основах системы 
профилактики безнадзорности и правонарушений 
несовершеннолетних» участвуют:
-  в организации отдыха, досуга 
и занятости несовершеннолетних;
-  в индивидуальной профилактической 
работе с несовершеннолетними, находящимися 
в социально опасном положении;
-  в защите их социально-правовых 
интересов;
-  оказывают содействие детским 
и молодежным общественным объединениям, 
учреждениям и фондам.
Органы службы занятости населения 
входят в систему профилактики, участвуя 
в профессиональной ориентации и содействии 
в трудоустройстве несовершеннолетних, 
нуждающихся в помощи государства. Статьей 
24 Федерального закона «Об основах системы 
профилактики безнадзорности и правонарушений 
несовершеннолетних» определены и другие 
органы и учреждения, осуществляющие профилактические 
меры в отношении несовершеннолетних 
правонарушителей и детей, находящихся 
в социально опасном положении.
К таким органам относятся:
1. Органы и учреждения культуры, 
досуга, спорта и туризма.
2. Уголовно-исполнительные инспекции.
3. Федеральные органы исполнительной 
власти, в которых законодательством Российской 
Федерации предусмотрена военная служба. 
[1. ст.4,6,7,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20]
 
 
 
 
 
2.4. Деятельность 
НКО по оказанию помощи безнадзорным и 
беспризорным детям, общественный фонд 
«Содействие». Профилактика безнадзорности 
и правонарушений среди несовершеннолетних 
на территории Ярославской области
Из российских одним из самых известных 
является Фонд «Содействия». 
Санкт-Петербургский региональный общественный 
благотворительный фонд “Содействие” 
создан 18 декабря 1991г. группой граждан, 
обеспокоенных положением детей-сирот 
в Санкт-Петербурге. За время своей деятельности 
Общественным фондом «Содействие» была 
оказана помощь   более 12 300 детям сиротам 
и детям, оставшимся без попечения родителей. 
В банке данных фонда «Содействие» находится 
информация о 800 детях сиротах и детях, 
оставшихся без попечения родителей, проживающих 
в семьях своих опекунов с низким уровнем 
жизни и нуждающихся в помощи.
Задачи Общественного фонда «Содействие»: 
-    содействие детям сиротам в получении 
образования, проведение отдыха, услуг 
по лечению; 
-    содействие в правовой защите детей сирот; 
-    организация поездок детей сирот для 
отдыха и лечения за пределы России; 
-    организация и проведение Конкурсов 
направленных на развитие творческого 
и интеллектуального  потенциала детей 
сирот; 
-    разработка и реализация благотворительных 
программ и проектов; 
-    содействие государственным организациям  
в защите прав детей сирот; 
-    привлечение добровольных пожертвований; 
-    установление и развитие связей с аналогичными 
организациями в Российской Федерации 
и за ее пределами.     
 Целевая группа: дети сироты 
и дети, оставшиеся без попечения 
родителей, проживающие в детских 
домах, приютах и других социальных 
учреждениях, а так же в семьях 
своих опекунов с низким уровнем 
жизни.
Социальные программы Фонда “Содействие” 
являются:
"Правовая защита"
Целью программы является организация 
бесплатной правовой и юридической помощи 
детям-сиротам, опекунам детей, многодетным 
семьям, матерям одиночкам инвалидам с 
детства. Программа предусматривает создание 
Юридического представительства Фонда 
"СОДЕЙСТВИЕ" с привлечением к работе 
в нём профессиональных юристов.
"Поддержка"
Целью программы является оказание моральной, 
материальной, правовой и других видов 
помощи детям-сиротам, воспитанникам детских 
домов и детям, находящимся на попечении, 
а также привлечение внимания общественности 
к проблемам детей-сирот.