Государством создана нормативно-правовая
база по профилактике и борьбе с безнадзорностью
несовершеннолетних, а также социальной
помощи, но необходима поддержка всех
ведомств, которые несут ответственность
за благополучие и интересы детей. Необходимо
материально-техническое обеспечение
и финансирование мероприятий для исполнения
законов на федеральном уровне.
Основными задачами деятельности по
профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности,
правонарушений и антиобщественных действий
несовершеннолетних, выявление и устранение причин и
условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения
несовершеннолетних в совершение преступлений
и антиобщественных действий.
Деятельность по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
основывается на принципах законности,
демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними,
поддержки семьи и взаимодействия с ней,
индивидуального подхода к несовершеннолетним,
с соблюдением конфиденциальности полученной
информации, государственной поддержки
деятельности органов местного самоуправления
и общественных объединений по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
обеспечения ответственности должностных
лиц и граждан за нарушение прав и законных
интересов несовершеннолетних.[1. Ст. 1,14,15]
Деятельность
социального работника с родителями по
предупреждению беспризорности может
включать в себя следующие направления:
1.Помощь
в осознании родителями ответственности
за жизнеустройство ребенка, его воспитание,
обучение и осуществление контроля над
его жизнью.
2. Пропаганда
и реализация здорового образа
жизни, демонстрация и воспитание
семейных, нравственных ценностей.
Чаще всего асоциальное поведение
родителей, алкоголизм, токсикомания,
наркомания, курение, насилие над
ребенком со стороны взрослых
способствует появлению и росту
безнадзорности и беспризорности,
так же сюда входит развод,
распад семьи.
3. Помощь
в организации досуга и занятости
детей. Очень многим семьям стали
недоступны кружки, секции, клубы
и другие учреждения культуры,
досуга и спорта, из - за непомерной
платы за их посещение. Но и в такой сложной
современной ситуации при желании родителей
и детей можно найти бесплатные кружки
и секции в системе дополнительного образования
– в домах и центрах детско-юношеского
творчества, клубах по месту жительства.
4. Помощь
в профессиональном самоопределении
детей. Сотрудничество родителей с общеобразовательными
учреждениями, где обучаются их дети.
5. Помощь родителям
в обеспечение
мотивации детей к социально-значимой
деятельности.
Для реализации системы профилактики
беспризорности и безнадзорности в социальной
работе необходимо:
- обеспечить разработку
и реализацию образовательных
программ и методик, направленных
на оказание комплексной психолого-педагогической
и медико-социальной помощи несовершеннолетним
с проблемами в развитии, поведении, обучении
и социальной адаптации, а также родителям
(законным представителям), испытывающим
затруднения в воспитании детей;
- обеспечить доступность
образования детям и подросткам
из малообеспеченных семей;
- разработать мероприятия
по организации занятости детей
во внеучебное время, досуга школьников
и молодежи;
- организовать обучение
социальных работников – специалистов
учреждений и ведомств, работающих с детьми,
в том числе с детьми-сиротами, методам
и технологиям раннего вмешательства
с целью сохранения кровных семей.
Таким образом, для предупреждения
беспризорности главным направлением
работы должна стать общесоциальная и
индивидуальная профилактика, охватывающая
не только родителей, но и их детей. Важно,
чтобы такая работа реализовывалась во
всех учреждениях дошкольного и школьного
образования, центрах планирования семьи,
учреждениях социальной защиты населения,
социально-реабилитационных учреждениях
и других социальных центрах.[11.С.207]
2.3. Органы государственной
власти и политики, осуществляющие профилактику
детской и подростковой безнадзорности
и беспризорности
Перечень органов и учреждений,
осуществляющих профилактику детской
безнадзорности и беспризорности, установлен
пунктом 1 статьи 4 Федерального закона
от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»:
1. Комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав, образуемые в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
2. Органы управления социальной
защитой населения.
3. Органы управления образованием.
4. Органы опеки и попечительства.
5. Органы по делам молодежи.
6. Органы управления здравоохранением.
7. Органы службы занятости.
8. Органы внутренних дел.
Основные задачи профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
и включают в себя следующие мероприятия:
- совершенствование правовых,
организационных, финансово-экономических
механизмов, обеспечивающих эффективное
взаимодействие учреждений профилактики
безнадзорности несовершеннолетних;
- осуществление мер общей профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
содействующих развитию позитивных интересов
детей, их полезной деятельности во внеучебное
время;
- дальнейшее развитие специализированных
учреждений, занимающихся профилактикой
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
укрепление их материально-технической
базы;
- создание и укрепление служб,
осуществляющих лечение и реабилитацию
детей и подростков, страдающих наркоманией,
токсикоманией, психическими расстройствами;
- проведение исследований проблем
безнадзорности, девиантного поведения
несовершеннолетних, разработкой и апробацией
новых коррекционно-реабилитационных
технологий и программ социальной, медицинской,
психолого-педагогической, трудовой реабилитацией
несовершеннолетних, информационным и
научно-методическим обеспечением развития
новых форм семейного устройства детей,
оставшихся без попечения родителей;
- переподготовку и повышение
квалификации специалистов по социальной
работе, коррекционно-развивающей педагогике
и психологии, наркологов.
- стабилизацию показателя количества
беспризорных детей и подростков;
- увеличение количество специализированных
учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации, в которых
будут оказаны различные виды социальных
услуг.
В структурах указанных органов
могут создаваться учреждения, осуществляющие
отдельные функции по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 4).
Участие в деятельности по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
других органов, учреждений и организаций
осуществляется в пределах их компетенции
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и (или) законодательством
субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 4).
Центральным и координирующим
органом в системе профилактики и безнадзорности
несовершеннолетних является комиссия
по делам несовершеннолетних и защите
их прав при органе местного самоуправления
(КДНЗП). К компетенции комиссии законодательством
отнесен весь комплекс мероприятий по
защите и восстановлению прав и законных
интересов детей в возрасте до 18 лет, по
выявлению и устранению причин и условий,
способствующих безнадзорности беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям
несовершеннолетних. На комиссии возложена
индивидуальная профилактическая работа
и организация социальной реабилитации
детей и подростков, оказавшихся в социально
опасном положении. Помимо этого комиссия
по делам несовершеннолетних и защите
их прав является специализированным
государственным органом, обеспечивающим
исправление несовершеннолетнего в случаях
и в порядке, предусмотренном действующим
законодательством. Согласно ст. ст. 20–23
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
основным органом, непосредственно осуществляющим
профилактические функции, являются органы
внутренних дел и их структурные подразделения:
подразделения по делам несовершеннолетних
(ПДН), Центры временного содержания для
несовершеннолетних правонарушителей
(ЦВСНП), подразделения криминальной полиции.
В государственную систему
профилактики входят органы управления
социальной защитой населения и социального
обслуживания, которые осуществляют меры
по профилактике безнадзорности и организуют
индивидуальную профилактическую работу
в отношении безнадзорных и беспризорных
детей, предоставляют бесплатно социальные
услуги несовершеннолетним, находящимся
в социально опасном положении или трудной
жизненной ситуации, выявляют таких детей
и семьи с такими детьми.
Органы управления образованием
и образовательные учреждения, входящие
в систему профилактики, призваны решать
большой круг проблем и задач, поскольку
помимо образовательного процесса, тесно
связанного с воспитательным, они участвуют
в организации досуга, летнего отдыха
и занятости детей, выявляют детей с отклонениями
в развитии или поведении, проводят их
обследование, готовят рекомендации по
оказанию им помощи и определяют форму
их дальнейшего обучения. В структуру
органов управления образованием законодательством
также включены:
- учреждения для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
(детские дома, школы-интернаты и др.);
- специальные учебно-воспитательные
учреждения открытого и закрытого типов.
Важную роль в системе органов
и учреждений профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
выполняют органы управления здравоохранением
и учреждения здравоохранения. К их ведению
отнесено развитие сети учреждений для
детей и подростков, оказывающих психиатрическую
и наркологическую помощь, круглосуточный
прием и содержание детей в возрасте до
4 лет, оставшихся без родительского попечения,
а также дальнейшее выхаживание и воспитание
таких детей в подведомственных учреждениях
(Домах ребенка). Органы по делам молодежи
и их учреждения в соответствии со статьей
17 Федерального закона «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» участвуют:
- в организации отдыха, досуга
и занятости несовершеннолетних;
- в индивидуальной профилактической
работе с несовершеннолетними, находящимися
в социально опасном положении;
- в защите их социально-правовых
интересов;
- оказывают содействие детским
и молодежным общественным объединениям,
учреждениям и фондам.
Органы службы занятости населения
входят в систему профилактики, участвуя
в профессиональной ориентации и содействии
в трудоустройстве несовершеннолетних,
нуждающихся в помощи государства. Статьей
24 Федерального закона «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» определены и другие
органы и учреждения, осуществляющие профилактические
меры в отношении несовершеннолетних
правонарушителей и детей, находящихся
в социально опасном положении.
К таким органам относятся:
1. Органы и учреждения культуры,
досуга, спорта и туризма.
2. Уголовно-исполнительные инспекции.
3. Федеральные органы исполнительной
власти, в которых законодательством Российской
Федерации предусмотрена военная служба.
[1. ст.4,6,7,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20]
2.4. Деятельность
НКО по оказанию помощи безнадзорным и
беспризорным детям, общественный фонд
«Содействие». Профилактика безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних
на территории Ярославской области
Из российских одним из самых известных
является Фонд «Содействия».
Санкт-Петербургский региональный общественный
благотворительный фонд “Содействие”
создан 18 декабря 1991г. группой граждан,
обеспокоенных положением детей-сирот
в Санкт-Петербурге. За время своей деятельности
Общественным фондом «Содействие» была
оказана помощь более 12 300 детям сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей.
В банке данных фонда «Содействие» находится
информация о 800 детях сиротах и детях,
оставшихся без попечения родителей, проживающих
в семьях своих опекунов с низким уровнем
жизни и нуждающихся в помощи.
Задачи Общественного фонда «Содействие»:
- содействие детям сиротам в получении
образования, проведение отдыха, услуг
по лечению;
- содействие в правовой защите детей сирот;
- организация поездок детей сирот для
отдыха и лечения за пределы России;
- организация и проведение Конкурсов
направленных на развитие творческого
и интеллектуального потенциала детей
сирот;
- разработка и реализация благотворительных
программ и проектов;
- содействие государственным организациям
в защите прав детей сирот;
- привлечение добровольных пожертвований;
- установление и развитие связей с аналогичными
организациями в Российской Федерации
и за ее пределами.
Целевая группа: дети сироты
и дети, оставшиеся без попечения
родителей, проживающие в детских
домах, приютах и других социальных
учреждениях, а так же в семьях
своих опекунов с низким уровнем
жизни.
Социальные программы Фонда “Содействие”
являются:
"Правовая защита"
Целью программы является организация
бесплатной правовой и юридической помощи
детям-сиротам, опекунам детей, многодетным
семьям, матерям одиночкам инвалидам с
детства. Программа предусматривает создание
Юридического представительства Фонда
"СОДЕЙСТВИЕ" с привлечением к работе
в нём профессиональных юристов.
"Поддержка"
Целью программы является оказание моральной,
материальной, правовой и других видов
помощи детям-сиротам, воспитанникам детских
домов и детям, находящимся на попечении,
а также привлечение внимания общественности
к проблемам детей-сирот.