Исторические формы работы с безнадзорными и беспризорными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 01:48, курсовая работа

Краткое описание

Россия, на данный момент, находится в культурном кризисе и одним из его проявлений является детская безнадзорность и беспризорность, причиной этому стали нерешенные социальные и экономические проблемы, атак же упадок духовной культуры общества. Детская беспризорность провоцирует рост преступности, алкоголизма, наркомании, ухудшает нравственные устои общества. Создание благоприятных условий для развития детей, недопущение ситуаций, подвергающих риску беспризорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми………………..……………………………………..6
1.1. Безнадзорность и беспризорность как социальное явление………………………………………………………………………….6
1.2. Исторический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности в России ………………………………………………………………………………….11

Глава 2. Проблема безнадзорности и беспризорности в современной России…………………………………………………………………………16
2.1. Статистический анализ проблемы детской и подростковой безнадзорности и беспризорности в России………………………………….............................................................16
2.2. Основные направления социальной работы по профилактике детской и подростковой безнадзорности и беспризорности………………………………………………………………..19
2.3. Органы, осуществляющие профилактику детской и подростковой безнадзорности и беспризорности………………………………………………………………..24
2.4. Деятельность НКО по оказанию помощи безнадзорным и беспризорным детям, общественный фонд «Содействие». Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Ярославской области…………………………………………...…………………………….29
Заключение…………………………………………………………………...35
Список литературы…..……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 93.14 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ярославский  государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

Кафедра  социальной педагогики и организации работы  с молодежью

Направление 040400.62 «Социальная работа»

 

 

 

Курсовая  работа

 

На тему: «Исторические  формы  работы  с безнадзорными и беспризорными детьми»

 

 

 

 

Работа выполнена студентом:

Кропиной Инной Олеговной

 

Научный руководитель:

к.п.н.,

доцент кафедры социальной педагогики

и организации работы с молодёжью

Макеева Татьяна Витальевна

 

 

 

Ярославль

2014г.

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический аспект социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми………………..……………………………………..6

1.1. Безнадзорность  и беспризорность как социальное  явление………………………………………………………………………….6

1.2. Исторический  анализ проблемы безнадзорности  и беспризорности в России  ………………………………………………………………………………….11

 

Глава 2. Проблема безнадзорности и беспризорности в современной России…………………………………………………………………………16

2.1. Статистический  анализ проблемы детской и подростковой безнадзорности и беспризорности в России………………………………….............................................................16

2.2. Основные направления социальной работы по профилактике детской и подростковой безнадзорности и беспризорности………………………………………………………………..19

2.3. Органы, осуществляющие профилактику детской и подростковой безнадзорности и беспризорности………………………………………………………………..24

2.4. Деятельность НКО по оказанию помощи безнадзорным и беспризорным детям, общественный фонд «Содействие». Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Ярославской области…………………………………………...…………………………….29

Заключение…………………………………………………………………...35

Список литературы…..……………………………………………………...40

 

Введение

Проблема детской беспризорности и безнадзорности является очень актуальной в современном обществе и имеет глубокие корни, незнание которых приводит к невозможности понять всю картину происходящего, а так же создаются сложности в нахождении оптимальных путей ее           решения.

Россия, на данный момент, находится в культурном кризисе и одним из его проявлений является детская безнадзорность и беспризорность, причиной этому стали нерешенные социальные и экономические           проблемы, атак же упадок духовной культуры общества. Детская          беспризорность провоцирует рост преступности, алкоголизма,                наркомании, ухудшает нравственные устои общества. Создание              благоприятных условий для развития детей, недопущение ситуаций,      подвергающих риску беспризорности - основные направления              профилактической работы, проводимой государством и обществом.         Государство и общество обязано уделять особое внимание беспризорным и безнадзорным детям.

Детская безнадзорность и беспризорность это явление, когда ребенок полностью оторван от семьи, не имеет постоянного места жительства,   места учебы, предоставлен сам себе. Именно категория детей                 беспризорников, больше других склонна к девиантному поведению,     бродяжничеству, попрошайничеству, к совершению правонарушений,    алкоголизму, наркомании, токсикомании, воровству, они имеют больший риск быть вовлеченными в преступную среду, в криминальные               группировки.

Помимо основных проблем роста и распространения                       беспризорности, таких как, отсутствие эффективной структуры               социализации и досуга детей, кризиса семьи, роста бедности и т.д., очень важными факторами, влияющими на рост беспризорности, являются:     

военные действия, революции, природные катаклизмы, миграция, серьезные государственные реформы.

Беспризорные и безнадзорные дети нуждаются в помощи и          поддержке со стороны государства. На данный момент, эта проблема    решается частично, внимание концентрируется на отдельных                   составляющих проблемы, выявляются причины, находятся выходы из   конкретных ситуаций, но нет целостного и комплексного подхода к       решению проблемы детской беспризорности и безнадзорности, не           известны до конца источники данной проблемы, не полностью изучена субкультура беспризорников, не известны последствия и масштаб         бедствия, приносимый обществу от распространения беспризорности и безнадзорности. Помощь беспризорникам – одна из основных задач        государства.

Несмотря на то, что над проблемой беспризорности и                          безнадзорности ведется работа уже много лет, ситуацию полностью не удалось стабилизировать до сих пор.                                                                Исследованиями беспризорности регионального и государственного масштаба занималсь Е.С. Лившиц, П.И. Люблинский и др., это происходило в 1920ые годы.      Впервые были рассмотрены причины беспризорности и ликвидация безнадзорноти и беспризорности, работы этих авторов имеют         практическую направленность. М.В.Фирсов, Н.В. Елфимова, Т.П. Папкова и другие  ученые занимались Изучением опыта работы  с  беспризорными и безнадзорными в 20е годы ХХ века.

В 90ые годы тема детской беспризорности становится одной из самых актуальных проблем, появляются работы посвященные профилактике детской  беспризорности (А.М. Нечаева, Б.П. Прудникова, О.П. Рыбалкина) 
Авторы  связывают детскую беспризорность с культурным кризисом в стране и с кризисом детства в России (А.В Гоголева, А.И. Кравченко, А.М. Нечаева, Ю.В. Овинова), называя ее социально-опасным явлением (Ю.П. Азаров, В.И. Матвиенко, А.М. Нечаева) 
Анализ понятия  безнадзорность и  беспризорность проводят П.И. Люблинский, А.М. Нечаева, В.В. Терехина. 
Работы этих годов имеют психолого-педагогическую направленность, изучаются психологические особенности беспризорников, их образ жизни (А.В. Гоголева, А.И. Кравченко, М.Ф. Фирсова, С.А. Стивенсон) 
Анализ субкультуры беспризорности проводится такими авторами, как Л.Г. Кураева, С.Н. Щеглова и В.Ф. Пирожкова.

 

Объект исследования: детская беспризорность и безнадзорность как социальный феномен.

Предмет исследования: процесс социально-педагогической помощи безнадзорным и беспризорным детям в России

Цель исследования: изучение исторических форм работы с безнадзорными и беспризорными детьми в России

Задачи исследования:  
1. Изучить исторический аспект проблемы детской безнадзорности и беспризорности в России. 

2. Рассмотреть факторы, формирующие  проблему детской безнадзорности и беспризорности и в России.

3. Рассмотреть основные направления  профилактики детской и подростковой безнадзорности и беспризорности в современной России.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми

    1. Безнадзорность и беспризорность как социальное явление

Явления безнадзорности и  беспризорности характерны  для  многих государств, в том  числе  и для России.

Проблема  беспризорности и безнадзорности детей  существует издавна, не было в  русской  истории времени, когда данной проблемы не существовало, но чаще  всего беспризорность имела огромные масштабы  во время войн, эпидемий, голода, революций. На современном этапе проблема  беспризорности не решена и является  очень актуальной. Данную проблему  должны решать множество  специалистов: социологи, социальные работники, юристы, психологи, педагоги  и  т.д. «Безнадзорность и беспризорность термины, характеризующие определенные социальные особенности несовершеннолетних, находящихся в  трудной  жизненной  ситуации»  [12.C.157]  
«Детская беспризорность - социальной  явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с  утратой  постоянного места  жительства»  [15.C.59]

Первое наиболее полное официальное определение беспризорности, было опубликовано в Большой Советской Энциклопедии: «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными» [4.C.438]

«Безнадзорный – лишенный надзора, беспризорный – лишенный присмотра»[6.С.14].

«Бесприютный, беспричальный, беспристанищный – бездомок, бездомный, бескровный, беспритинный, беспритульный. Бесприютник - (ница) – у кого нет приюта, пристанища; странник, чужедом, шатун» [5.C.53].

Термин «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью появился в официальных документах и законодательных актах только с 1935г. В годы Великой Отечественной Войны в постановлениях Правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было.

Определение терминов беспризорность и безнадзорность введены впервые в законодательстве в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В ст.1«Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль, над поведением которого отсутствует со стороны  родителей или законных представителей, либо должностных лиц; беспризорный-безнадзорный, не имеющий места  жительства или места пребывания»[1.ст1,14,15]. 
Хотя, определения беспризорный и безнадзорный  чаще  всего приравнивают друг к  другу, они - разные, но между ними есть связь, поскольку беспризорность - это крайняя стадия  безнадзорности, когда в  связи отсутствием над ребенком  контроля со стороны  взрослых, его основной проблемой становится отсутствие  постоянного места пребывания и  жительства.

Главной отличительной чертой  беспризорника от безнадзорного является не только отсутствие  постоянного места жительства, а полный разрыв связей с семьей, родителями, родственниками, опекунами.

Становясь беспризорным, ребенок находится в закрытом  социальном пространстве. Для него перестают  существовать  все законы. Беспризорные все  чаще  презирают государство, правительство, нормы и правила,  установленные обществом. Беспризорные живут по « законам  улицы» и несут угрозу для государства и граждан, живущих в  этом государстве. Помимо того, что беспризорные  являются  правонарушителями, они так же  являются «жертвами», им  требуется  помощь как со стороны  государства, так и со стороны общества.

Количество беспризорных и безнадзорных постоянно растет, и все меньше  удается этот рост контролировать. Так как у  беспризорных детей нет постоянного места жительства, средств  для  существования, элементарных, нужных вещей, они вынуждены искать пищу и одежду на свалках, попрошайничать, воровать, и все чаще  беспризорники бывают втянутыми в преступную среду. «Безнадзорность – постоянный  «спутник» преступлений  несовершеннолетних».[14.С.86] 
Беспризорники делятся на определенные типы: 
1. Оседлый беспризорник, проживает на одном месте, например,  в  подвале или на  вокзале 
2. Сезонный беспризорник. Отрыв от семьи  связан, с  какими-то сезонными факторами, например, со временем года. 
3. Кочующий беспризорник, постоянно меняющий  место своего пребывания. 
4. Случайный  беспризорник. Единичный  случай  отрыва от семьи, когда

 

 ребенок не по своей  вине уходит из дома. 
5. Семейный беспризорник. Отрыв от семьи  нескольких родственников. 
Преобладающий возраст беспризорников от 8-14 лет, все они имеют психологические  и физические отклонения и находятся в  группе риска. Реабилитация  детей-беспризорников очень сложна.

К причинам происхождения детской безнадзорности и беспризорности относятся экономические, политические  и социальные проблемы, а так же  проблемы психологического характера.

Одна из главных причин возникновения беспризорности – снижение  авторитета семейных ценностей (кризис семьи, увеличением разводов, утрата родителей, ухудшением климата в семье, грубое обращением с детьми, физические наказаниями)

 

 Число беспризорников  составляет от 400 тысяч до 2 миллионов человек.  У определенного числа  беспризорных нет родителей, у других родители лишены  жилья, многие родители-алкоголики, во многих семьях дети подвергаются  насилию со стороны  взрослых. В мире насчитывается около 100 млн. беспризорников, какое  количество  приходится на Россию неизвестно, так как в России нет системы  учета беспризорных.

Самой  актуальной  проблемой  беспризорность и безнадзорность становится в  крупных городах, туда стекается  большое  количество беспризорных из провинциальных городов.

Исследования, проведенные Московским городским  центром «Дети улиц» позволили разделить причины формирования  беспризорности на 5 групп.

1 группа: причиной  возникновения  беспризорности стала нелегальная  миграция семей из других стран. 4-6% от общего числа  беспризорников.

2 группа: причиной  стали  катастрофы, природные катаклизмы, революции, мятежи  и  т.д. 7-10% от общего числа.

3 группа: ребенок  совершил  уголовное  правонарушение и скрывается от правосудия. 0,6% от общего числа.

4 группа: дети, самовольно  покинувшие дом и разорвавшие  связь с  родителями. Самая  многочисленная  группа, 81-85% от общего числа.

5 группа: дети, сбежавшие  из специальных детских  учреждений, детских домов, интернатов и т.д. 4-7% от общего числа.

«Дети-беспризорники — это наша общая проблема, и только общими усилиями, возможно, реально снизить их число. Ведь от этого во многом зависит наше будущее» [10.С. 157]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Исторический анализ  проблемы безнадзорности и беспризорности в России

Информация о работе Исторические формы работы с безнадзорными и беспризорными детьми