Исторические формы работы с безнадзорными и беспризорными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 01:48, курсовая работа

Краткое описание

Россия, на данный момент, находится в культурном кризисе и одним из его проявлений является детская безнадзорность и беспризорность, причиной этому стали нерешенные социальные и экономические проблемы, атак же упадок духовной культуры общества. Детская беспризорность провоцирует рост преступности, алкоголизма, наркомании, ухудшает нравственные устои общества. Создание благоприятных условий для развития детей, недопущение ситуаций, подвергающих риску беспризорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми………………..……………………………………..6
1.1. Безнадзорность и беспризорность как социальное явление………………………………………………………………………….6
1.2. Исторический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности в России ………………………………………………………………………………….11

Глава 2. Проблема безнадзорности и беспризорности в современной России…………………………………………………………………………16
2.1. Статистический анализ проблемы детской и подростковой безнадзорности и беспризорности в России………………………………….............................................................16
2.2. Основные направления социальной работы по профилактике детской и подростковой безнадзорности и беспризорности………………………………………………………………..19
2.3. Органы, осуществляющие профилактику детской и подростковой безнадзорности и беспризорности………………………………………………………………..24
2.4. Деятельность НКО по оказанию помощи безнадзорным и беспризорным детям, общественный фонд «Содействие». Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Ярославской области…………………………………………...…………………………….29
Заключение…………………………………………………………………...35
Список литературы…..……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 93.14 Кб (Скачать)

В Киевской и Московской  Руси главными факторами появления  беспризорности были войны, стихийные бедствия, голод, эпидемии, но до конца XVII в. отсутствуют какие – либо документы, свидетельствующие о проявлении заботы о беспризорных детях, единственным источником, где говорится о помощи сиротам является «Поучение» Владимира Мономаха «Насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте…».[7.С.55]

После принятия христианства с конца X в. определенную помощь обездоленным людям оказывала церковь.

Семьи на Руси были  большие и состояли  из нескольких поколения, поэтому  осиротевшие дети, могли найти приют и пропитание у  родственников или  соседей. [8.С.185]

В 1681 г., в царствование  Федора Алексеевича, появляется первый в истории России документ, говорящий о необходимости оказания помощи «нищенским детям». Указом царя предписывалось воспитывать «робяток и девок» в специальных учреждениях, «дворах», где обучать ремеслам и наукам.[9.С.118-119] 
Но вскоре царь умирает, его планы остаются невыполненными, и начинается эпоха  Императорской Руси.

Первым в России учреждением, созданным специально для беспризорников, был приют, построенный в 1706 г. митрополитом Иовом в Холмово-Успенском монастыре близ Новгорода.

Меры, принимаемые Софьей Алексеевной и Петром I, имели  силовой характер. Отловленных детей помещали в монастырские хозяйства, отправляли в приписанные государству села, а при Петре - на фабрики и в потешные полки. Первую специальную службу - Приказ общественного призрения, ведавший всеми делами касавшихся обнищавших и убогих, взрослых и детей, - создает, под влиянием Ивана Ивановича Бецкого, императрица Екатерина II.[17.С.191-194]

После ухода из жизни И.И. Бецкого и Екатерины II, ведущая роль в деле участия благотворительных учреждений перешла ко второй супруге императора Павла I – Марии Федоровне. В Воспитательные дома кроме незаконнорожденных детей стали приниматься и дети родителей неспособных их содержать по причине бедности или болезни. При Марии Федоровне складывается, так называемая, приютско-патронажная система попечения над неблагополучными детьми.

Учреждение в 1864 г. земских, а в1870 г. городских органов местного самоуправления помогало решать проблему беспризорности. На земства возлагались местные хозяйственно-административные функции: устройство и содержание школ, больниц, приютов и т.п.

Николай I создает «Комитет по разбору просящих милостыню», действовавший по принципу сословного разделения, но после  отмены  крепостного права Александром II, данный комитет становится бесполезным.

В 1879 году создается  общество Призрения детей, в 1885 году  создается Городской совет по призрению беспризорных, в состав которого входят многие видные общественные деятели и меценаты. Совет вырабатывает основные принципы помощи беспризорным детям, систему мониторинга и поручает инициативной группе разработку системы помощи детям. К 1911 году система работы относительно отлаживается, и появляется четкая программа дальнейших действий по искоренению беспризорности.[22.С.130]

С первых лет Советской власти вся работа по защите прав детей, включая и борьбу с беспризорностью, была возложена на Совет защиты детей при Народном комиссариате просвещения, созданный 30 января 1919 года Постановлением СНК. В него входят представители наркоматов труда, социальной защиты и продовольствия.

 К 1920-1922 году количество  беспризорных имеет максимальную  величину, в  связи с Первой  Мировой  войной и Октябрьской  революцией. 10 февраля 1921 г. создается Деткомиссия ВЦИК, которую возглавил которую Феликс Дзержинский.26 января 1924 года при ЦИК СССР создается Специальный фонд им. Ленина, организованный для помощи голодающим и беспризорным детям. На борьбу с беспризорностью вступает пресса, выпускаются плакаты и листовки.

31 мая 1931 года выходит Постановление  СНК СССР и ЦК ВКП (б) "О ликвидации детской беспризорности", в котором предлагается усилить меры ответственности родителей и опекунов, ужесточить исполнение законодательства и ввести меры материальной ответственности за действия детей.

В 1940 число беспризорных сократилось, но решение  проблемы так и не было достигнуто в  связи  с  ВОВ.

С первых дней ВОВ проблема  беспризорности и  безнадзорности вновь набирает обороты. 23 января 1942 г. СНК СССР принимает постановление № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Общество активно помогает сиротам и  детям, оставшимся без попечения родителей, в  связи,   с  чем создается движение «Патриоты Родины берут на воспитание осиротевших детей!»

15 июня 1943 г. выходит постановление  СНК СССР № 659 «Об усилении  мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». Этим постановлением НКВД СССР было разрешено наряду с уже действующими трудовыми колониями организовать новые трудовые воспитательные колонии для беспризорных и безнадзорных детей, уличённых в мелком хулиганстве или в незначительном преступлении. Самым главным в  борьбе с  беспризорностью в то время, было возвращение  ребенка в  семью. 21 июня 1943 г. издаётся инструкция НКВД, Наркомюста СССР и Прокуратуры СССР № 326/52/45 «О порядке направления и сроках содержания несовершеннолетних в трудовых воспитательных колониях НКВД СССР». По инструкции задержанные беспризорные дети направлялись в детские приёмники-распределители. Срок, в течение которого ребёнок мог находиться в детском приёмнике, не должен был превышать двух недель. После этого он направлялся к родителям или опекуну, в детский дом или в ремесленное училище, в школу ФЗО или на трудоустройство, а также в трудовую воспитательную колонию.

В марте 1944 г. выявлением и устройством беспризорных детей в спецпоселениях занимается новый Отдел спецпоселений НКВД СССР, так же  в 1944 году создается детская комната  милиции.

В 1945 г. Прокуратура обязана осуществлять надзор за исполнением законов о борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, а также с детской преступностью в целом.

14 февраля 1946 г. принимается  Директива Народного комиссара  внутренних дел СССР № 37 «Об  улучшении работы отделов НКВД / УНКВД по борьбе с детской  беспризорностью, безнадзорностью  и преступностью».

8 апреля 1952 г. Совет Министров  СССР принимает постановление  № 1708 «О мерах ликвидации детской  беспризорности в РСФСР». На государственном  уровне открыто признавалось, что  «в РСФСР всё ещё имеются факты беспризорности детей» [19.С.118]

С 1960 года термин «Беспризорность» не встречается ни в документах, ни в  прессе,  считается,  что проблема массовой беспризорности решена, остались только единичные случаи. Но детские приёмники МВД не пустуют и собирают не только потерявшихся детей и «путешественников», но и тех, кто живет, где придётся и зарабатывал нищенством, проституцией, кражами и т. п.

Проблема  беспризорности становится  вновь актуальной в 1990 году, в  связи  с разрушением государственной  инфраструктуры  социализации и воспитания детей. Начинается  криминализация общества, беспризорники становятся  в большинстве преступниками, разрушаются нравственные ценности общества, институт семьи  и брака. [20.С.120]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблема безнадзорности и беспризорности в современной России

2.1. Статистический анализ  проблемы детской и подростковой безнадзорности и беспризорности в России

В Росси, к сожалению, до сих пор нет  официальной  статистики  относительно количества беспризорных. Прочитав несколько статей в интернете, мы пришли к  выводу, что сложилось два абсолютно противоположных мнения относительно количества беспризорных, и для каждого есть свои подтверждения. Первая версия:

В свободном доступе лежит только одна цифра из официального документа  «По сравнению с 2003 годом в 2005 году количество беспризорных детей сократилось на 3,2 тыс. человек (4,27 тыс. против 7,5 тыс.)» [3. раздел I]

Доклад «Дети в России» ЮНИСЕФ от 2009 года сообщает, что в 2009 году в учреждениях временного содержания несовершеннолетних правонарушителей побывало 13’500 беспризорных и безнадзорных детей. Предположим, что беспризорный попадается больше одного раза в  год, и, зная то, что среди безнадзорных есть правонарушители, можно сделать вывод—общее число беспризорников в России никак не может превышать несколько тысяч человек.

Люди, придерживающиеся этого мнения, считают, что на самом деле, в России сейчас около 5 тысяч беспризорников. В основном, это дети, которые недавно сбежали из детских домов, и которых ещё не успела отловить полиция.

Мифы о сотнях тысяч и миллионов беспризорников в России берут своё начало из некомпетентности журналистов и политиков. Они регулярно путают беспризорников и сирот (живущих у опекунов или в детских домах) — тогда звучит цифра в 700 тысяч детей. В других случаях, беспризорных детей путают с безнадзорными, то есть детей оторванных от семьи, живущих вне дома, путают с детьми, над которыми нет контроля  со стороны  взрослых. Отсюда берут начало  мифы  про миллионы бездомных детей, живущих на вокзалах и в  подвалах.

Вторая  версия:

По данным ООН, на сегодняшний день в мире насчитывается 150 млн. несовершеннолетних, которые лишены родительской заботы и живут на улицах. По экспертным оценкам, чуть больше 3% от этого количества (около 5 млн. человек) приходится на Россию.

«Хотите знать, сколько сейчас в России беспризорников? Так вот знайте — 730 тысяч. Это только по официальным данным. По неофициальным, куда более точно отражающим реальное положение дел, число российских беспризорников давно уже зашкалило за миллион.

Страшно?! Это еще не самое страшное! Самое страшное то, что 95% этих беспризорников — так называемые социальные сироты. То есть, дети, ставшие беспризорными при живых родителях. Сопоставляем эти цифры и выводим, что около миллиона российских семей не желают заботиться о своих детях. И дети попадают на улицу. Или в детские дома». [13.С.43]

По оценкам МВД, «в последнее время число беспризорников возрастает, и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, то есть более чем каждый 50-й ребёнок в России – беспризорник»

Получается: в России сегодня   до 5 -7 миллионов беспризорных детей. Так же из числа беспризорников, так называемых «социальных сирот» - 90%, не ходят в школу 3 млн. детей, около 5 млн. живут на улице.

Основная причина  ухода ребенка из дома – развод родителей. Ежедневно в Российской Федерации регистрируются более1500 разводов, а в результате распада таких семей ежедневно без одного родителя остаются более 1 200 детей, в дом ребенка передаются около 30 детей, за один день.

Авторы, придерживающиеся мнения, что беспризорных в России миллионы, считают, что количество беспризорных детей на данный момент, превышает количество беспризорных детей после Гражданской  войны.

«В настоящее время по данным всех заинтересованных министерств и ведомств в стране число беспризорных детей более 100 тысяч, безнадзорных около 1 миллиона».[11.С.207]

«Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных мальчишек и девчонок. Даже государственной статистики о количестве беспризорных детей на сегодняшний день не имеется. По разным подсчётам, в нашей стране количество беспризорников составляет от 2 до 5 млн. человек». [16.С.176]

«По официальным данным, в нашей стране 700 тысяч беспризорных детей, однако эксперты полагают, что эта цифра в 3-4,5 раза выше. Об этом 20 февраля в Госдуме сообщил генеральный прокурор РФ Владимир Устинов». [21.С.98]

Можно сделать общий  вывод, что количество беспризорных не известно на данный момент, но так же становится понятно, что огромные, пугающие  многотысячные и миллионные  цифры, не являются «чистыми», не отражают точное количество беспризорных, а  состоят так, же из безнадзорных детей, детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей попавших в группу риска и  т.д.

 

 

 

2.2. Основные направления социальной работы по профилактике детской и подростковой безнадзорности и беспризорности

Решение проблемы детской  беспризорности, безнадзорности напрямую связано и зависит от обеспечения  комплексного подхода и взаимодействия  всех органов, ведомств, организаций, осуществляющих проведение  воспитательной и профилактической работы с детьми и их родителями. Основную роль в решении этих проблем и проведении работ занимает социальный работник, так как это его сфера деятельности. Необходимо совершенствование системы  социальной работы по профилактике детской  беспризорности, детской  безнадзорности, выявлению семейного неблагополучия. Так как именно внутрисемейные проблемы имеют огромное  влияние и способствуют  росту  детской  безнадзорности, требуется  должным образом  обеспечить внутрисемейное  взаимодействие  всех членов семьи, усилить ответственность родителей за  воспитание, обучение своих детей, так же  требуется совершенствование законодательства в  области защиты  прав детей[18.С.156]

Главным нормативным актом, регулирующим профилактическую деятельность в отношении несовершеннолетних, является федеральный закон от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Данный акт не только создал правовую основу деятельности, направленной на предупреждение преступлений и правонарушений лиц, не достигших восемнадцати лет, но и явился первым федеральным законом, регулирующим предупредительную деятельность в целом.

Так же одним из основных законов в  отношении детей и  их жизнеустройства  является: Закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, вводит понятие социальных служб для детей - это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. [2.ст.1,4]

Информация о работе Исторические формы работы с безнадзорными и беспризорными детьми