Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение метода тестирования и его использование в исследовании семей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и понятие теста;
Рассмотреть виды тестов;
Описать структуру метода тестирования;
Описать технологию исследования особенностей развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста на основе детского сада г. Набережные Челны;
В процессе выполнения данной работы был использован обширный ряд научной и учебной литературы.
Введение 2
Глава 1. Сущность и понятие теста. 2
Глава 2. Исследование особенностей развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2
• промежуточное — оценка сочетает в себе обе составляющие.
Результаты данной методики помогли отследить социальные переживания ребенка старшего дошкольного школьного возраста, оцениваемые на основании его способности оценивать поведение по заданным моральными критериями нормам.
В ходе исследования выявлено, что дети первой группы оценивают поведение персонажей методики по поведенческому основанию – 14 человек (78%); по промежуточному основанию – 4 человека (22%).
Дети второй группы оценивают поведение персонажей, используя поведенческое основание – 7 человек, что составляет 35%; промежуточное основание - 6 человек (30%), внешнее основание – 7 детей (35%).
Большинство детей первой группы (78 %) - дети с высоким уровнем развития социальной нормативности, хорошо социализированные, умеющие выстраивать и регулировать и свое и чужое поведение. В ответах этих детей оценивается только поведение героев. Для детей этой группы характерны развернутые речевые дополнения и аргументация сделанной ими оценки, что доказывает, что эта оценка не случайна.
У детей второй группы нет устойчивых предпочтений в оценках поведения героев картинок. Несмотря на то, что эталоны, по которым оценивается поведение персонажей, достаточно осознаны ребенком, это, скорее, знаемые, а не реально действующие социальные переживания, так как в реальном поведении самих детей и в их оценке деятельности других эти знания не присутствуют; они изолированы от тех оценок, которые дети применяют в жизни к своим и чужим поступкам. В то же время эти дети временами, особенно при помощи психолога, могут вспоминать о существующих нормах оценки, особенно если поступок (добрый или злой), совершаемый героем на картинке, близок самому ребенку.
Таким образом, оценки поведения, которые дали дети этой группы героям картинок, непостоянны и зависили не столько от их знаний и развитых оценочных норм, сколько от житейского опыта и симпатий.
3. Анкета – опросник для родителей "Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка"
С помощью анкеты - опросника выявлялись представления родителей об особенностях эмоционального развития ребенка по следующим показателям:
- эмоциональный
опыт ребенка (вопросы 9, 10);
- присутствие у ребенка фактора эмоциональной
напряженности (вопрос 8);
- наличие у ребенка знаний и представлений
о чувствах, эмоциях (вопрос 16);
- эмоциональное поле ребенка (вопросы
3, 13, 14);
- эмоциональный (модальный) стиль ребенка
(вопросы 4, 5, 15);
- экспрессивность (мимическая выразительность)
ребенка (вопросы 11, 12).
По результатам ответов на вопросы 3, 6, 7, 14, 16, 17 выявили позицию родителей по отношению к ребенку, особенности их эмоционального взаимодействия, а также степень достоверности ответов. Проведение данной анкеты осуществлялось в сочетании с беседой для прояснения некоторых позиций родителей, а также для того, чтобы инициировать наблюдение за эмоциональными проявлениями ребенка.
Качественный анализ полученных ответов осуществлялся в следующем направлении — особенности эмоционального развития ребенка.
Ответы родителей первой группы на вопрос о печальном, страшном событии в жизни ребенка отрицательны. Возможно, родители сознательно скрывали пережитые ребенком те или иные события, связанные с трагическими обстоятельствами. В своих ответах матери первой группы детей чаще всего отражали эмоциональное проживание ребенком конкретного радостного события (получение желанного подарка, поездка на море, к бабушке, цирковое представление). Эмоциональное "застревание" ребенка на данной ситуации, предметах вызвано эмоциональным переживанием чувства радости, удивления.
Повышенный фон эмоциональной возбудимости родители (матери) первой группы связывают с конкретной ситуацией, которые часто сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью, переходящей в навязчивые двигательно-речевые комплексы.
Большинство из родителей отмечали при собеседовании, что, хотя и нечасто, но в некоторых случаях (наказание ребенка, повышенный поучительный тон авторитетного взрослого) вызывает эмоциональную заторможенность ребенка в виде отказа от речевого общения, уход из помещения, в котором происходит данная ситуация. Эмоциональная заторможенность (частичная) выражает скрытую агрессию и сопровождается немотивированными негативными действиями ребенка. Это позволяет сделать вывод о том, что ситуативная реактивность проявляется в ярком и относительно кратковременном эмоциональном реагировании ребенка на конкретные ситуации, связанные с его негативными переживаниями.
Анализ результатов ответов на вопрос 16а позволил выяснить следующее, что
- рассказывают
ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях
между людьми
часто – 6 из 18 (33%),
по ситуации – 6 из 18 (33%),
если спрашивает – 6 из 18 (33%).
- В своих беседах с ребенком стараются научить его понимать эмоциональные состояния других и своих собственных и правильно на них реагировать. Для этого используют чтение сказок, просмотр мультфильмов и детских фильмов, конкретные жизненные ситуации. Оказывает помощь многим матерям (11) в данном вопросе чтение специальной литературы (духовно-нравственной, психологической и др.)
Эмоционально развитым ребенком считают все родители первой группы. Все родители отмечают, что в их семье принято открыто выражать свои эмоции и чувства, что способствует, по их мнению, развитию эмоциональной сферы ребенка. Но в тоже время пять матерей не связывают это со своей личностью.
У 39% детей первой группы развита способность эмоционального сопереживания и "заражения", отмечается гибкость перехода из одного эмоционального состояния в другое. 61% матерей затруднились ответить о развитии эмпатии у своих детей, об их эмоциональной пластичности.
Все переживаемые
эмоции, по мнению родителей, носят
ситуативный характер. Положительный
эмоциональный фон детей
У большинства детей первой группы (83%) мимическая выразительность ребенка при эмоциональном реагировании носит непроизвольный характер, то есть происходят непроизвольные экспрессивные реакции.
Таким
образом, по результатам анкетирования,
все дети первой группы эмоционально
развиты. Им присущ положительный эмоциональный
фон, который характеризует
Эмоциональная заторможенность (частичная) выражает скрытую агрессию и сопровождается немотивированными негативными действиями ребенка.
У третьей части детей первой группы развита способность эмоционального сопереживания и "заражения", отмечается гибкость перехода из одного эмоционального состояния в другое.
Все переживаемые эмоции, по мнению родителей, носят ситуативный характер.
Во всех семьях первой группы принято открыто выражать свои эмоции и чувства, что способствует, по мнению родителей, развитию эмоциональной сферы ребенка.
Родители первой группы часто рассказывают ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми. В своих беседах с ребенком стараются научить его понимать эмоциональные состояния других и своих собственных и правильно на них реагировать. Для этого используют чтение сказок, просмотр мультфильмов и детских фильмов, конкретные жизненные ситуации. Оказывает помощь матерям в данном вопросе чтение специальной литературы (духовно-нравственной, психологической и др.)
Проанализировали представления родителей об эмоциональных особенностей детей второй группы.
Провели качественный анализ полученных ответов с целью выявления особенностей эмоционального развития ребенка.
Ответы родителей второй группы на вопрос о печальном, страшном событии в жизни ребенка отрицательны. Возможно, родители сознательно скрывают пережитые ребенком те или иные события, связанные с трагическими обстоятельствами. В своих ответах 40 % (8 из 20) матерей второй группы детей отражают эмоциональное проживание ребенком конкретного радостного события Эмоциональное "застревание" ребенка на данной ситуации, предметах вызвано эмоциональным переживанием чувства радости, удивления. Остальные родители затрудняются ответить при оценке эмоционального опыта своего ребенка. 60% (12 из 20) матерей не могут дать оценку эмоциональной напряженности ребенка. 4 матери (20%) оценили своего ребенка как эмоционально возбудимым и такое же количество матерей – как эмоционально заторможенным.
При повышенном фоне эмоциональной возбудимости родители (матери) отмечают постоянную двигательную и вербальную активность.
Эмоциональная
заторможенность детей второй группы
проявляется в частичном
Большинство из родителей отмечают при собеседовании, что, наказание и поощрение ребенка не вызывает адекватных эмоциональных реакций.
Анализ результатов ответов на вопрос 16а позволил выяснить следующее, что
- рассказывают ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми
часто – 4 из 20 (20%),
по ситуации – 6 из 20 (30%),
если спрашивает – 7 из 20 (35%),
остальные родители – 3 (15%) затруднились
ответить на поставленный вопрос.
В своих беседах с ребенком стараются научить его понимать эмоциональные состояния других и своих собственных и правильно на них реагировать. На вопрос о том, какие слова вы используете для объяснения проявлений чувств (эмоций) в жизни большинство родителей затруднились ответить, часть родителей 25% (5 из 20) ответили, что для этого используют чтение сказок, просмотр мультфильмов, конкретные жизненные ситуации. Эмоционально развитым ребенком считают 65% родителей второй группы. 35% родителей отмечают, что в их семье принято открыто выражать свои эмоции и чувства. Остальные родители затруднились ответить на поставленный вопрос. На вопрос о том, похож ли ребенок на вас в выражении своих чувств и эмоций 90% матерей не нашли ответа. На вопрос о наличии способности эмоционального сопереживания все матери выбрали ответ "не могу сказать". То есть родители затрудняются в оценке общей эмоциональности их ребенка.
Не знают 85% родителей второй группы причин проявления хорошего или плохого настроения ребенка. Возможно, родители сознательно скрывают пережитые ребенком те или иные события, связанные с трагическими или иными обстоятельствами, или не стремятся вникать в состояние ребенка, не анализируют причин поведения ребенка. Хотя 45% матерей отмечают эмоциональную выразительность лица своего ребенка.
Таким образом, ответы родителей второй группы не дают полной объективной оценки эмоциональных особенностей детей. По результатам анкетирования о представлениях родителей второй группы об эмоциональных особенностях детей трудно отследить особенности эмоционального развития детей второй группы.
Количественный анализ полученных ответов осуществлялся по двум направлениям:
- степень участия родителей в эмоциональном развитии ребенка;
- особенности детско-родительских отношений на эмоциональном уровне.
Оценивался каждый ответ родителей в соответствии с представленными в таблице методики баллами. В результате набранное количество баллов дифференцировалось по следующим значениям:
- высокая степень участия — от 22 до 27 баллов (самое высокое количество баллов при однозначных ответах на все 18 вопросов);
Информация о работе Использование метода тестирования в исследовании многодетных семей