Использование метода тестирования в исследовании многодетных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение метода тестирования и его использование в исследовании семей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и понятие теста;
Рассмотреть виды тестов;
Описать структуру метода тестирования;
Описать технологию исследования особенностей развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста на основе детского сада г. Набережные Челны;
В процессе выполнения данной работы был использован обширный ряд научной и учебной литературы.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Сущность и понятие теста. 2
Глава 2. Исследование особенностей развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2

Файлы: 1 файл

метод тестирования с многодетными семьями[1]Алсу МСИ.doc

— 205.00 Кб (Скачать)
СПОСОБНОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ  СЛОЖНЫЕ
ОБЩИЕ присущие  всем людям основные формы психического отражения способности :

ощущать  
воспринимать  
запоминать  
переживать  
мыслить

в большей или меньшей  степени присущие всем людям способности к общечеловеческим видам деятельности :

игре  
учению  
труду  
общению

ЧАСТНЫЕ присущие  не всем людям способности :

музыкальный слух  
точный глазомер  
настойчивость  
смысловая память

присущие  не всем людям способности :

профессиональные  
специфические  
особенные

     Критерием наличия способностей можно считать  уровень успешности в какой-либо деятельности по сравнению с другими, например, меньшая затрата сил, быстрота. Если уровень успешности в какой-либо деятельности одинаков у двух людей, то более способным из них к этой деятельности будет тот, кто обладает оригинальностью приемов, своеобразием способов действий.

     Способность характеризуется успешностью в  приобретении знаний, умений и навыков  и их перенос с одного класса задач на другой.

     Способность по сути не есть одно единственное качество, а составляет целостный комплекс качеств. Например, изобразительную  способность составляют хорошая  зрительная память, острота зрительного  восприятия и др.

     В тестировании способностей выделяют тесты специальных способностей, тесты общих способностей (тесты интеллекта), комплексные батареи способностей.

     Тесты специальных способностей направлены на измерение способностей к определенным видам деятельности. Используются при  решении задач в области профотбора и профориентации.

     В зарубежной литературе принято квалифицировать  специальные способности по двум основаниям:

  1. по видам психических функций (моторные, сенсорные),
  2. по видам деятельности (технические и профессионализированные, то есть соответствующие той или иной профессии: артистические, художественные). В соответствии с этими группами разрабатываются методы диагностики.

     Комплексные батареи способностей направлены на измерение относительно независимых  способностей. Используются при решении задач в области образования и профориентации, особенно при консультировании по вопросам выбора специализации в образовании или профессии.

Тесты достижений [18]

     Если "тесты способностей служат для  предсказания последующего выполнения той или иной деятельности и применяются для оценки целесообразности прохождения индивидом того или иного курса специального обучения или для предсказания уровня его достижений в новой ситуации, например, в освоении профессии, то тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени".

     Выделяют  две группы тестов достижений: широкоориентированные тесты достижений , тесты достижений по конкретным учебным предметам.

Широкоориентированные тесты достижений ориентированы  на оценку навыков по основным целям  обучения (например, тесты на понимание  научных принципов).

     Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы  на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными).

     Такие тесты выполняют несколько функций:

  • выступают как средство оценки знаний,
  • выявляют недостатки обучения,
  • подсказывают направление последующего обучения,
  • обеспечивают мотивацию учащегося,
  • помогают приспособить обучение к потребностям индивида,
  • дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.
 

Тесты личности [19]

В психологии выделяют следующие направления  исследования личности:

L – данные

(Life record data)

информация  о личности может быть получена путем  регистрации реального поведения  человека в повседневной жизни;
Q – данные

(questionnaire data)

информация  о личности может быть получена с  помощью опросников и др. методов  самооценок (см. Тема 4);
T – данные

(Tests data)

информация  о личности может быть получена с  помощью объективных тестов.

     Следует также отметить проективный метод  исследования личности, речь о котором  пойдет в Теме 5.

     Тесты личности делятся на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты действия представляют собой процедуры, ориентирующие респондента на выполнение какой-либо задачи. То есть ему дается целевая задача что-то выполнить, и его не просят описать привычный способ поведения (как, например, в опросниках). Цель этих тестов замаскирована, индивид не осознает, какой аспект его действий оценивается. Задачи, предъявляемые испытуемому, структурированы: в этом их принципиальное отличие от задач, используемых в проективных методиках. Большинство тестов воспринимается испытуемым как проверка способностей, при которой он должен стараться дать "правильный" ответ (в отличие от проективных методик, в которых любой ответ "хорош").

     Существует  несколько подходов в рамках тестов действия: исследование когнитивного стиля (типичных способов восприятия, решения проблемных ситуаций, мышления, запоминания), исследование эстетических вкусов, юмора, оценка пословиц, оценка интересов и установок.

     Ситуационные  тесты предполагают помещение испытуемого  в ситуацию, очень близкую к  реальной жизни или имитирующую ее. Например, испытуемому предлагают ряд заданий, вызывающих тревожность, и объективно регистрируют выполнение этих заданий (в тестах на стресс).

Критериально-ориентированные  тесты (КОТ) [20]

     Критериально-ориентированные  тесты отличаются от традиционных тестов тем, что в традиционных оценка осуществляется путем соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на статистическую норму), а в критериально-ориентированных – оценка осуществляется путем соотнесения индивидуальных результатов с некоторым критерием. В качестве такого критерия выступает уровень владения навыком, умениями, знаниями.

     КОТ используются в образовании. Цель тестирования с помощью КОТ – оценка владения навыком. Итоговый показатель фиксирует  степень владения навыком и не включает в себя индивидуальные различия, что является слабым местом КОТ. Поэтому их использование возможно для оценки элементарных навыков.

     Отечественным примером КОТ является Школьный Тест Умственного Развития – ШТУР1.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Исследование особенностей развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

 

Цель  исследования: выявить особенности развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Объект  исследования: дети 6 - 7 лет.

Предмет исследования: социально – эмоциональная компетентность ребенка 6 - 7 лет, тип воспитания.

Гипотеза  исследования:

предполагаем, что семейная дисгармония и неправильное воспитание отразится на социально-эмоциональном  развитии детей старшего дошкольного возраста, особенностями которого будут затруднения в социальной приспособленности ребенка.

Задачи  исследования:

1. Выявить  социальную приспособленность ребенка  и особенности взаимоотношений  с окружающими.

2.Определить  социальные переживания ребенка дошкольного возраста.

3.Определить  типы воспитания в семье.

4.Выявить  представления родителей об особенностях  эмоционального развития ребенка.

5.Разработать  систему коррекционно-развивающих  занятий, способствующих улучшению  характеристик межличностных отношений воспитанников.

Методики  исследования. В качестве инструментария для исследования проблемы использовались следующие методики:

1. Детская  проективная методика Рене Жиля  [1, с. 176]

2. Диагностическая  методика для детей 5 – 8 лет  "Оцени поведение" [2, с 226]

3. Анкета – опросник для родителей "Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка" [2, с. 192]

Характеристика  выборки, базы и методов исследования: Исследование проводилось на базе детского сада города Набережные Челны.

     В выборку испытуемых вошли 38 воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и их родители- 38 человек (мамы).

     В исследовании использованы следующие  методы: наблюдение, тестирование, методы математической обработки данных.

Исследование  проходило в несколько этапов.

     На  первом этапе была осуществлена выборка детей на основе наблюдения.

     Второй  этап исследования включил в себя подбор адекватных методик с учетом алгоритма исследования и непосредственно проведение самого исследования.

     Третий этап включил в себя анализ полученных результатов исследования с использованием методов математической статистики.

     На  четвертом этапе исследования были сделаны обобщающие выводы на основании результатов проведенного исследования. Описание методик и результатов исследования. Обработка результатов методами математической статистики.

     Исследование  началось с наблюдения за испытуемыми. Использовались две схемы наблюдения.

Схема 1. "Отношение ребенка  к взрослому" [4, с. 99]

Схема включает в себя наблюдение следующих  особенностей поведения ребенка в привычных для него ситуациях:

1. Разговаривает  с воспитателем или другим  значимым для него взрослым  только тогда, когда находится  с ним наедине или после  некоторых усилий "разговорить"  его.

2. Лжет  из боязни.

3. Очень  бурно переживает, плачет, обижается, если ему делают замечание.

4. Слишком  тревожен, чтобы быть непослушным.

5. Любит,  чтобы к нему проявляли симпатию, но не просит о ней.

6. Никогда  не приносит взрослому и не  показывает найденных им вещей.

7. Здоровается  с воспитателем только тогда, когда тот обратит на него внимание.

8. Не  подходит к взрослому по собственной  инициативе.

9. Никогда  не просит о помощи.

10. Легко  становится "нервным", краснеет, если  ему задают вопрос.

Оценка: Если особенность поведения характерна для ребенка, то соответствующее утверждение оценивается в 1 балл, если нет – 0 баллов.

Схема 2. "Отношение ребенка  к сверстникам" [4, с. 103]

Оценка: Если отмеченная особенность поведения свойственна ребенку, соответствующее утверждение оценивается в 1 балл, если нет — 0 баллов.

1. Старается  устраниться от активного участия  в игре.

2. Не  проявляет дружелюбия и доброжелательности  к другим детям.

Информация о работе Использование метода тестирования в исследовании многодетных семей