Использование метода тестирования в исследовании многодетных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение метода тестирования и его использование в исследовании семей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и понятие теста;
Рассмотреть виды тестов;
Описать структуру метода тестирования;
Описать технологию исследования особенностей развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста на основе детского сада г. Набережные Челны;
В процессе выполнения данной работы был использован обширный ряд научной и учебной литературы.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Сущность и понятие теста. 2
Глава 2. Исследование особенностей развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2

Файлы: 1 файл

метод тестирования с многодетными семьями[1]Алсу МСИ.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

3. Никогда  не делится с другими детьми  игрушками и сладостями.

4. Не  оказывает помощь другим, даже  если его об этом просят.

5. Соглашается на второстепенные роли, никогда не высказывает желания быть главным в игре.

6. У  него нет друзей ни в детском  саду, ни во дворе.

7.  Избегает общения с другими детьми.

8. В  игре всегда стремится получить  значимую роль, если не получает, отказывается играть.

9. Не  проявляет интереса к коллективным  играм, играет один.

10. Часто  жалуется взрослым, что его обижают  другие дети.

     На  основе наблюдения по выше указанным  схемам все испытуемые были разделены  на две группы.

     В первую группу вошли 18 испытуемых: 9 девочек и 9 мальчиков. Сюда вошли испытуемые, которые не имеют проблем в сфере взаимоотношений с взрослыми и детьми: легко общаются с воспитателем или другими значимыми для них взрослыми, спокойно относятся к замечаниям, имеют друзей в детском саду и во дворе, в игре стремятся получить значимую роль.

     В первой группе испытуемых: 16 детей, в  семье которых имеются два  ребенка и 2 ребенка из многодетных  семей. В этой группе 10 детей являются первым ребенком в семье, 8 детей  являются вторым ребенком в семье.

     Во  вторую группу испытуемых вошло 20 человек: 12 девочек и 8 мальчиков. В эту группу вошли дети, у которых отмечаются проблемы в сфере взаимоотношений с взрослыми и детьми: разговаривают с воспитателем или другим значимым для них взрослым только тогда, когда находятся с ним наедине или после некоторых усилий "разговорить" их, тревожны, стараются устраниться от активного участия в игре, не проявляют дружелюбия и доброжелательности к другим детям, избегают общения.

     Во  второй группе испытуемых: 16 детей из семей, в которых имеются два ребенка, и 4 ребенка - из многодетных семей. В этой группе: 12 детей являются первым ребенком в семье, 5 детей - вторым ребенком и 3 ребенка - третьим ребенком в семье.

     Как было сказано выше, методологический блок исследования состоял из 3 методик.

1. Детская проективная методика Рене Жиля.

     Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

     Методика  является визуально-вербальной, состоит  из 42 картинок с изображением детей  или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

     Психологический материал, характеризующий систему  личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

     1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные  отношения ребенка: отношение  к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение  к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.

     2. Переменные, характеризующие самого  ребенка и проявляющиеся в  различных отношениях: общительность,  отгороженность, стремление к доминированию,  социальная адекватность поведения.

     Все авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:

     1. отношение к матери – взаимосвязь  с матерью,

     2. отношение к отцу – взаимосвязь  с отцом,

     3. отношение к матери и отцу  как семейной чете – взаимосвязь  с матерью и отцом как едином целым,

     4. отношение к братьям и сестрам  – взаимосвязь с братьями и  сестрами,

     5. отношение к бабушке и дедушке  – взаимосвязь с бабушкой и дедушкой,

     6. отношение к другу,

     7. отношение к воспитателю –  восприятие воспитателя как значимой, авторитетной личности,

     "Отношение (в психологии) – в самом общем виде – взаиморасположение объектов и их свойств… Различают… семейные отношения (на уровне социальных общностей)" [5, с. 258].

     "Система  отношений определяет характер  переживаний личности, особенности  восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия" [5, с. 258].

     "Межличностные  отношения – субъективно переживаемые  взаимосвязи между людьми, объективно  проявляющиеся в характере и  способах взаимных влияний, оказываемых  людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга" [5, с. 206].

     "Межличностных  выборов мотивация (мотивационное ядро выборов) – система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочтительности. Анализ мотивов межличностных выборов позволяет определить психологические причины, по которым индивид готов осуществить эмоциональный и деловой контакт с одними членами группы и отвергает других" [5, с. 206].

     Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного  лица, исходя из максимального числа  заданий, направленных на выявление  соответствующего отношения.

     8. любознательность – интерес к новым знаниям, желание научиться чему–то новому.

     "Любознательность. 1.Стремление к приобретению все  новых знаний… 2. Живой интерес  ко всему тому, что может обогатить  жизненный опыт, дать новые впечатления"  [6, т.II, с. 105]

     9. стремление к доминированию – стремление к лидерству в межличностных отношениях.

"Доминировать. 1. Преобладать, господствовать, быть  основным…" [6, т.I, с. 762]

     10.  общительность – легкое вступление в контакт с людьми.

     "Общительный.  Легко входящий в общение с  людьми, разговорчивый, не замкнутый" [6, т.II, с. 783]

     11. отгороженность – замкнутость  в общении.

     "Отгородиться…  2. Отстраниться от чего – нибудь, кого – нибудь, изолировать себя  от чего – нибудь, кого - нибудь" [6, т.II, с. 911]

     12. адекватность поведения – соответствие  поведения моральным критериям норм.

2. Диагностическая  методика для детей  5 – 8 лет "Оцени  поведение"

     Диагностическая направленность: социальные переживания  ребенка старшего дошкольного - младшего школьного возраста, оцениваемые  на основании его способности  оценивать поведение по заданным моральными критериями нормам.

3. Анкета – опросник для родителей "Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка".

     Анкета-опросник предназначена для выявления  представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребенка по следующим показателям:

Эмоциональный опыт ребенка.

     Под эмоциональным опытом ребенка понимается эмоциональное проживание конкретного  события или ситуации различного модального содержания (радостного, печального, страшного и пр.). Учитываются события, вызвавшие у ребенка эмоции высокой интенсивности, т.е. эмоциональные реакции на высоком пороге реагирования. Имеются в виду: эмоциональное возбуждение, полная или частичная заторможенность, различного рода депрессии, дисфории и эйфории, шоковые и коматозные состояния.

Присутствие у ребенка фактора  эмоциональной напряженности.

     Под фактором эмоциональной напряженности  понимается проявление в повседневном поведении симптомов эмоциональной  возбудимости, эмоциональной заторможенности  или ситуативной реактивности как негативных показателей эмоционального развития ребенка.

Наличие у ребенка знаний и представлений  о чувствах, эмоциях.

     Знания  и представления о чувствах, эмоциях  у ребенка формируются в дошкольном детстве и составляют часть его  общего когнитивного развития. В норме ребенок должен интересоваться содержанием и проявлением различных эмоциональных состояний.

Эмоциональное поле ребенка.

     Под эмоциональным полем понимается комплекс особенностей эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, людьми и самим собой. Этот комплекс включает: эмотивность, эмоциональную пластичность, эмоциональную реактивность и др. В совокупности эти особенности дают представление об общей эмоциональности личности.

Эмоциональный (модальный) стиль ребенка.

     Эмоциональный стиль ребенка определяется на основе преобладающих эмоциональных состояний, их знака и модальности. Знак эмоциональных  состояний дифференцирует эмоциональный  фон ребенка: положительный, отрицательный, нейтральный. Положительный эмоциональный фон характеризуется достаточно стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей действительности (позитивное отражение). Отрицательный фон характеризуется деконструктивным отношением к себе или окружающей действительности (негативное отражение), также достаточно стабильным. Нейтральный фон характеризуется отсутствием выраженного отношения к себе и окружающей действительности (нарушенное отражение).

Экспрессивность (мимическая выразительность) ребенка.

     Под экспрессивностью понимается мимическая выразительность ребенка при эмоциональном реагировании.

     А также некоторые вопросы выявляют позицию родителей по отношению  к ребенку, особенности их эмоционального взаимодействия, а также степень  достоверности ответов.

     Описание  и обработка результатов исследования методами математической статистики

     Проведя диагностические исследования, были получены следующие результаты:

1. Детская проективная  методика Рене  Жиля

     Для изучения социальной приспособленности  ребенка, а также взаимоотношений с окружающими использована детская проективная методика Рене Жиля.

     Проанализировали  результаты исследования по каждому  признаку. Для этого использовали Q – критерий Розенбаума, который  используется для оценки различий между  двумя выборками по уровню какого – либо признака, количественно измеренного [8, с. 42].

     Результаты  исследования межличностных отношений  ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений по методике Рене Жиля позволили  сделать вывод о том, что дети первой группы превосходят детей  второй группы по следующим переменным: отношение к воспитателю, любознательности и социальной адекватности поведения. То есть дети первой группы воспринимают воспитателя как авторитетное, значимое лицо. Их интересуют новые знания, желание научиться чему-либо. Поведение детей первой группы соответствует осознанным моральным критериям норм. Они хорошо социализированные, умеют выстраивать и регулировать и свое поведение в соответствии со сложившейся ситуацией.

2. Диагностическая  методика для детей  5 – 8 лет "Оцени  поведение"

     Для изучения социальных переживаний ребенка  старшего дошкольного — младшего школьного возраста, оцениваемые  на основании его способности  оценивать поведение по заданным моральными критериями нормам использовалась диагностическая методика "Оцени  поведение".

При оценке результатов методики воспользовались  тем, что обоснование оценки, даваемая ребенком поступку, может быть построено  на нескольких основаниях:

• внешнее  — оценка ориентирована на внешний  вид героя картинки;

• поведенческое  — оценка ориентирована на содержание действия, совершаемого персонажем;

Информация о работе Использование метода тестирования в исследовании многодетных семей