Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 02:27, реферат
В социологии существует множество направлений личности, которые можно свести в несколько групп, соответствующих основным социологическим направлениям.
Одно из них интеракционистское направление, которое опирается на методологическую установку, согласно которой личность есть результат участия человека в социальных группах. Личность человека понимается как совокупность шаблонов поведения, формирующихся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими людьми.
Взаимодействие с другими людьми отражается в личности в виде такого самосознания, посредством которого личность трактует себя как объект рассмотрения другого человека. Социальное поведение личности в таком контексте предстаёт как результат взаимных приспособлений людей друг к другу, а человеческая природа и социальный порядок – как продукт коммуникации.
Введение
1. Исходные посылки интеракционистского направления
2.Символический интеракционализм
3. Ролевые теории
4.Референтная группа
5.Заключение
6. Список используемой литературы
Известный американский социолог Р. Мертон
внес существенный вклад в разработку
проблемы референтной группы в своей
работе 1950 г., которая была посвящена
результатам исследования социальных
установок и поведения
В теориях референтной группы нет четкой их классификации, однако всеми признается, что в качестве референтной группы могут выступать самые разнообразные группы: внешние группы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и т. д.
Каждый индивид имеет
Эти стандарты поведения называют
групповыми нормами, поэтому он обозначил
эту функцию референтной группы
как нормативную.
Вторая функция референтной группы заключается
в том, что она является тем эталоном или
отправной точкой для сравнения, с помощью
которых индивид может оценивать себя
и других, поэтому она и выступает в качестве
сравнительно-оценочной функции.
Келли отмечает, что обе функции
часто носят интегрированный
характер в том смысле, что они
могут выполняться одной и
той же группой: как группой членства,
так и внешней группой, членом
которой индивид стремится
Для подтверждения этого положения Г. Келли ссылается на приведенный Р. Мертоном пример исследования социальных установок солдат - фронтовиков и солдат - новичков, прибывших в подразделение фронтовиков. Исследование показало, что социальные установки многих новичков после пребывания в этом подразделении значительно изменились в сторону большего сходства с установками фронтовиков.
Одно из проявлений различия между
нормативной и сравнительно-
группы, то здесь мнение той группы, с которой
индивид сравнивает себя или других, не
имеет для него значения хотя бы уже потому,
что сравнительная референтная группа
вообще может не иметь о нем никакого представления.
В этой ситуации, в отличие от нормативной
референтной группы, индивид является
как бы «самосанкционирующим», т. е. он
дает оценку себе и другим на основе определенного
эталона, служащего для него отправным
пунктом для сравнения. Р. Мертон выделил
условия, при которых индивид скорее выберет
в качестве нормативной референтной группы
не группу членства,
а внешнюю группу:
1) если группа не обеспечивает достаточного
престижа своим членам, то в этих условиях
они будут склонны выбирать в качестве
референтной группы внешнюю, которая обладает
большей престижностью, чем их собственная;
2) чем больше изолирован индивид в своей
группе, чем ниже его статус в ней, тем
более вероятно, что в качестве референтной
группы он выберет внешнюю группу;
3) чем больше социальная мобильность в
обществе и, следовательно, больше возможностей
у индивида изменить свой социальный статус
и групповую принадлежность, тем более
вероятно, что в качестве референтной
группы он будет выбирать группу с более
высоким социальным статусом.
Заключение
Символический интеракционизм и ролевые теории имеют много общего, поэтому они и включены в интеракционистскую ориентацию, но границы между ними весьма размыты и некоторые авторы заговорили о возможных перспективах их интеграции. Наиболее обстоятельно этот вопрос был исследован американскими авторами Ш. Страйкером и Э. Они очень тщательно анализируют символический интеракционизм и социологические ролевые теории в отдельности, сравнивают их и находят в них общие моменты.
Эти общие моменты заключаются
прежде всего в том, что и в
символическом интеракционизме, и
в ролевых теориях
Оба направления используют понятие театра как метафору социальной жизни, где понятие «роль» является одним из центральных. Что касается различий, то в ролевых теориях социальное взаимодействие рассматривается как поведение актеров, играющих роли, сформировавшиеся в ходе социальной эволюционной адаптации. Интересуясь прежде всего вопросами социальной организации, представители ролевых теорий используют понятие роли как основополагающее в своих рассуждениях относительно функционирования социальных структур.
Представители символического интеракционизма
трактуют театральную метафору применительно
к обществу по-иному. Они не считают,
что ролевые предписания
Для ролевых теорий главная концептуальная
единица – роль, а для символического
интеракционизма – личность. Эти
различия определяют сильные и слабые
стороны данных направлений. Сильная
сторона символического интеракционизма
– наличие в ней концепции
творческой активной личности, которая
может повлиять на изменение социальных
условий, а его слабость – в
превалировании абстрактных рассуждений
о ролевом поведении без
Что касается ролевых теорий, то их
сильная сторона заключается
в дифференцированном анализе социальных
структур общества и их влиянии на
ролевое поведение.
Таким образом, сильные стороны одного
направления могут в какой-то степени
компенсировать слабые стороны другого.
Однако интеграция символического интеракционизма
и ролевых теорий еще остается далекой
перспективой.
Следует отметить, что ролевые теории
были особенно популярны в 50-60-х годах,
когда вся проблематика интеракционистской
ориентации нередко анализировалась в
рамках именно ролевых теорий.
Особый интерес к
В целом про интеракционистскую
ориентацию можно сказать, что она
послужила одним из важных теоретических
источников формирования в последнюю
четверть века целого ряда концепций,
направленных на поиск новых парадигм
социально-психологических
Список используемой литературы
М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
М.:Анкил,2011