Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 02:27, реферат
В социологии существует множество направлений личности, которые можно свести в несколько групп, соответствующих основным социологическим направлениям.
Одно из них интеракционистское направление, которое опирается на методологическую установку, согласно которой личность есть результат участия человека в социальных группах. Личность человека понимается как совокупность шаблонов поведения, формирующихся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими людьми.
Взаимодействие с другими людьми отражается в личности в виде такого самосознания, посредством которого личность трактует себя как объект рассмотрения другого человека. Социальное поведение личности в таком контексте предстаёт как результат взаимных приспособлений людей друг к другу, а человеческая природа и социальный порядок – как продукт коммуникации.
Введение
1. Исходные посылки интеракционистского направления
2.Символический интеракционализм
3. Ролевые теории
4.Референтная группа
5.Заключение
6. Список используемой литературы
Понятие «социальная роль» является весьма сложным, так как роль представляет собой функцию разнопорядковых явлений объективного и субъективного характера. Подход отечественных авторов, нашедший отражение в ряде работ по этой проблематике Шакуров , предполагает понимание ее как социальной функции, как неразрывного единства определенного вида деятельности и соответствующего способа поведения, выработанных в данном обществе, которые в конечном итоге детерминируются местом, занимаемым индивидом в системе общественных отношений. При этом если общий способ или стандарт поведения исполнителю той или иной социальной роли задается обществом, то ее конкретное индивидуальное исполнение имеет определенную личностную окраску, в чем проявляется уникальная неповторимость каждого человека.
Поэтому при исследовании социальной
роли можно выделить социологический
и социально-психологический
Сложность феномена социальной роли делает чрезвычайно трудным ее определение. Различные авторы в западной социальной психологии подходят к решению этой проблемы по-разному. Так, один из ведущих американских специалистов по вопросам ролевой теории Т. Сарбин в своей обобщающей статье по данной проблеме, написанной совместно с В. Алленом , предпочитает вообще не давать определения понятию «роль», указывая, что эта метафора удобна для социально-психологического анализа определенных аспектов социального поведения, и ссылается лишь на этимологию слова «роль», взятого из театральной атрибутики. Другие авторы пытаются найти свои определения. Так, например, большой известностью пользуется уже упоминавшееся определение роли, которое было предложено Р. Линтоном: роль – это динамический аспект статуса. Линтоновское понимание роли мы находим и у И. Гоффмана, который определяет социальную роль как «осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом». Ряд авторов критикует определение Линтона за расплывчатость и неточность, но сами они при этом не предлагают определений.
М. Дойч и Р. Краусс отмечают, что ввиду различных подходов к пониманию роли в социальной психологии нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение, а достаточно указать те аспекты социального поведения, которые имеются в виду большинством авторов, когда они говорят о роли. Ссылаясь на работы Дж. Тибо и Г. Келли, а также Р. Ромметвейта, они выделяют следующие аспекты:
1. Роль как существующая в
обществе система ожиданий
2. Роль как система
3. Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.
Иначе говоря, в первом случае речь
идет о представлениях других людей
о том, как должен себя вести индивид,
занимающий определенное положение, во
втором – о его собственном
представлении, как он должен себя вести
в том или ином положении, и
в третьем – о наблюдаемом
поведении индивида, занимающего
определенное положение, во взаимодействии
с другими людьми. Как видно, в
большинстве случаев роль индивида
при ее социально-психологическом
рассмотрении связывается с его
положением, статусом. При этом статус
зачастую рассматривается
В такой трактовке со всей очевидностью проявляются характерные для интеракционистской ориентации субъективистский подход к анализу социальных явлений, игнорирование содержательной стороны роли как вида общественно полезной деятельности и ее отрыв от объективных социальных отношений. Представители ролевых теорий абстрагируются от того факта, что, как справедливо отмечает Л. П. Буева, ролевые ожидания являются ни чем иным, как субъективным выражением, «идеальной формой объективных общественных отношений, существующих в социальной практике общества». Хотя социально-психологический анализ социальной роли и предполагает рассмотрение прежде всего субъективных факторов ролевого поведения, однако подлинное проникновение в сущность этих факторов требует не их абсолютизации, а тесного связывания субъективных аспектов ролевого поведения с объективными общественными отношениями, так как именно последние являются в конечном итоге определяющими для формирования в общественном сознании ожиданий-требований, прав и обязанностей, способов поведения, соответствующих той или иной роли.
Классификации ролей
В работах, посвященных ролевым
теориям, можно найти множество
классификаций ролей по различным
критериям. В этих классификациях мы
не обнаружим четкого деления
между социальной ролью, которая
детерминируется местом носителя данной
роли в системе общественных отношений,
и межличностной ролью, которая
определяется положением индивида в
системе межличностных
Степень единства и четкости представлений о ролевых требованиях у членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей, поэтому нельзя абсолютизировать субъективное восприятие роли и отрывать его от содержательных, деятельностных аспектов роли, от ее связи с социальными отношениями. В данном вопросе также находит свое отражение один из методологических принципов интеракционизма – сведение социальных отношений лишь к межличностным.
Широко распространено предложенное Тибо и Келли деление ролей на «предписанные», т.е. внешне заданные, не зависящие от усилий индивида, и «достигнутые», т.е. те, которые достигнуты благодаря личным усилиям данного индивида.
Р. Линтон выделяет роли активные и латентные. Это деление обусловливается тем, что индивид как член общества участвует во многих отношениях и является одновременно носителем многих ролей, но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь одну роль. Именно она будет активной, а другие будут оставаться латентными, каждая из которых может стать активной в зависимости от вида деятельности индивида и конкретных обстоятельств.
Т. Сарбин и В. Аллен классифицируют
роли в зависимости от степени
интенсивности их исполнения, от степени
включенности в роль. Они выделяют
семь таких стадий–от нулевой, когда
индивид лишь числится носителем
какой-либо роли, но, по существу, ее не
выполняет, до максимальной включенности,
которой считается исполнение какой-либо
роли под воздействием веры в сверхъестественные
силы. К промежуточным стадиям
они относят «ритуальные роли»
– вторые по степени включенности.
Здесь имеются в виду различные
роли, в том числе и
В вышеприведенной классификации
наибольшее внимание уделяется либо
незначимым для человека ролям, либо
их исполнению в несвойственных для
повседневной деятельности человека состояниях
и меньше всего говорится об «углубленном
исполнении роли», в качестве примера
которой приводится лишь актерская
деятельность. Нетрудно заметить, что
во всех приведенных классификациях
ролей берутся отдельные
Довольно большое место в
ролевых теориях уделяется
Большое число теоретических и эмпирических работ в области ролевых теорий посвящено анализу факторов, воздействующих на восприятие и выполнение индивидом той или иной роли. При этом можно выделить следующие группы факторов: 1) знание роли, или представления о правах и обязанностях, связанных с данной ролью, т.е. когнитивный аспект; 2) значимость выполняемой роли, т.е. эмоциональный аспект; 3) умение выполнять данную роль, т.е. поведенческий аспект; 4) способность рефлексировать свое ролевое поведение.
1.2. Референтная группа
Референтная группа — группа,
к которой индивид относит
себя психологически, ориентируясь
при этом на ее ценности
и нормы. Данная группа служит
своеобразным стандартом, системой
отсчета для оценки себя и
других, а также источником
В основе теорий референтной группы лежат идеи Дж. Мида об «обобщенном другом». Значение «обобщенного другого» определяется тем, что именно через него осуществляется воздействие общества, социального процесса на индивида и его мышление. Разработка основных положений современной теории референтной группы начинается с 40 - х гг. XX в. Термин «референтная группа» был введен американским социальным психологом Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей. Г. Хайман использовал понятие «референтная группа» для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего статуса.
Результатом сравнения являлась самооценка испытуемым своего статуса.
Позже понятие «референтная группа» было использовано Т. Ньюкомом для обозначения группы, «к которой индивид причисляет себя психологически» и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении. Формирование установок является «функцией отрицательного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам».
Т. Ньюком выделил позитивные и негативные референтные группы.
Под первыми понимаются такие группы,
нормы и ориентации, которые принимаются
индивидом и которые вызывают
у него стремление быть принятым этими
группами. Отрицательной референтной
группой считается такая