Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 02:27, реферат
В социологии существует множество направлений личности, которые можно свести в несколько групп, соответствующих основным социологическим направлениям.
Одно из них интеракционистское направление, которое опирается на методологическую установку, согласно которой личность есть результат участия человека в социальных группах. Личность человека понимается как совокупность шаблонов поведения, формирующихся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими людьми.
Взаимодействие с другими людьми отражается в личности в виде такого самосознания, посредством которого личность трактует себя как объект рассмотрения другого человека. Социальное поведение личности в таком контексте предстаёт как результат взаимных приспособлений людей друг к другу, а человеческая природа и социальный порядок – как продукт коммуникации.
Введение
1. Исходные посылки интеракционистского направления
2.Символический интеракционализм
3. Ролевые теории
4.Референтная группа
5.Заключение
6. Список используемой литературы
Содержание
Введение
2.Символический интеракционализм
3. Ролевые теории
4.Референтная группа
5.Заключение
6. Список используемой литературы
Введение
Личность – одно из самых распространённых понятий. Оно часто употребляется и в научной литературе, и в повседневной жизни. Но, тем не менее, далеко не каждый ответит на вопрос: что такое личность?
Исходным пунктом в
исследовании этой проблемы является
разграничение понятий “
Человек, с одной стороны, часть природы, с другой – член конкретного общества.. Ему присущи биологические черты (природная биологическая основа – психофизиологический базис личности) и социогенные черты – то, что человек приобретает в результате воздействия на него со стороны общества.
Общество и личность – понятия неразрывно взаимосвязанные. Человек, взятый сам по себе, “вырванный” из его взаимодействия с другими членами социальной общности, характеризуется как “индивид”. Этим термином обозначается человек как единичное природное существо, как обособленный представитель человеческого рода или какой-либо социальной группы.
Однако, имея общую с животными подсистему – организм, человек (как биосоциальное существо) обладает и качественно новой подсистемой – личностной. Этим человеческий индивид принципиально отличается от животных “особей”. Понятие “личность” фиксирует социальное качество человека. Личность может быть понята и описана только в системе отношений, которые складываются между людьми.
Общественные отношения, интегрированные, усвоенные конкретным индивидом, и составляют сущность его личности. Отсюда можно дать такое определение личности: “Личность – система социально значимых черт, присущих данному человеку”.
В социологии существует множество направлений личности, которые можно свести в несколько групп, соответствующих основным социологическим направлениям.
Одно из них интеракционистское направление, которое опирается на методологическую установку, согласно которой личность есть результат участия человека в социальных группах. Личность человека понимается как совокупность шаблонов поведения, формирующихся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими людьми.
Взаимодействие с другими
людьми отражается в личности в виде
такого самосознания, посредством которого
личность трактует себя как объект
рассмотрения другого человека. Социальное
поведение личности в таком контексте
предстаёт как результат
Исходные посылки интеракционистского направления
Название интеракционистской ориентации происходит от понятия «интеракция», которое здесь обозначает не любое, а лишь «социальное взаимодействие», т.е. взаимодействие людей в общении, в группе, в обществе. Это понятие является для данной ориентации ключевым, поскольку оно охватывает ее основную проблематику.
Как и в других ориентациях ее
границы весьма размыты. Наиболее значимым
критерием для выделения данной
ориентации является ее общий теоретический
источник. Этим источником послужили
социально-психологические
Это обстоятельство обусловило важную
специфическую особенность
Понятийный аппарат и
Подход к понятию «интеракция» отличается от подходов к акту взаимодействия в других теоретических схемах. В последних интеракция выступает, как правило, в качестве внешнего условия, необходимого для анализа тех или иных специфических феноменов социальной психологии. Так, например, в когнитивистской ориентации в теории сбалансированных и несбалансированных структур Ф. Хайдера и в теории коммуникативных актов Т. Ньюкома даются определенные модели взаимодействия. Но авторов этих моделей интересует не столько процесс взаимодействия как таковой, сколько формирование определенных когнитивных структур его участников. Если обратиться к матрицам диадического взаимодействия Тибо и Келли в необихевиористской ориентации , то здесь интеракция выступает как условие, необходимое для анализа реакций участников взаимодействия на те или иные стимулы. Что касается представителей интеракционистской ориентации, то их в первую очередь интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим, с их точки зрения, для понимания социального поведения человека. Они пытаются выяснить, какими специфическими для человека средствами осуществляется и регулируется процесс социальной интеракции. Отсюда большой интерес к проблеме коммуникации при помощи символов, языка, к интерпретации ситуации, к проблемам структуры личности, ролевого поведения и референтной группы как источнику формирования норм социального взаимодействия и социальных установок.
Данное перечисление показывает, что интеракционистская ориентация охватывает широкий круг весьма сложных проблем.
В ней можно выделить несколько
направлений, школ и течений. Причем
эти направления отличаются не столько
спецификой своего подхода, хотя и она
присутствует в определенной мере,
но главным образом той
1. Символический интеракционизм.
2. Ролевые теории.
3. Теории референтной группы.
Указанное деление является в значительной
степени условным, так как эти
направления часто тесно
1.1.Символический интеракционизм
В первые десятилетия
По собственному признанию
символических
При жизни Мид не опубликовал
ни одной социально-
Изложение Мидом своих концепций отличается большой аморфностью, трудным стилем, отсутствием четких формулировок и ссылок на эмпирические исследования. Как отмечает Абельс , по ходу лекций Мид сам многократно перестраивал свою теорию, и поэтому в ней не так просто разобраться. Некоторые места в книге часто повторяются, понятия каждый раз интерпретируются по-новому, что значительно затрудняет систематический анализ социально-психологических идей Мида. Именно этим отчасти можно объяснить большое число работ в области символического интеракционизма, посвященных просто изложению и интерпретации концепций Мида. Характеризуя его научное наследие, ученик Мида А. Стросс в связи с этим отмечает: «Дж. Мид предлагает нам не столько какие-то конкретные гипотезы и даже не теорию, а довольно абстрактную систему понятий, которая, если ею заняться серьезно и последовательно, неизбежно вызовет такую постановку проблем и направление исследований, которые не могут предложить никакие другие конкурирующие точки зрения».
До своей кончины Мид был известен в основном в Чикагском университете, возможно, из-за отсутствия собственных публикаций. Позже идеи Мида приобрели широкую известность в большой степени благодаря стараниям его ученика Герберта Блумера, который продолжил преподавание социальной психологии в Чикагском университете после смерти своего учителя. Несмотря на господство в то время других теорий, таких, например, как необихевиоризм Уотсона в социальной психологии и структурный функционализм Парсонса в социологии, Блумер всячески пропагандировал и подчеркивал значимость идей Мида под названием «символический интеракционизм». Блумер ввел это понятие в 1937 г., а затем оно получило широкое распространение . В 60-е годы идеи Мида в рамках символического интеракционизма стали одной из модных теорий.
Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма
Символический интеракционизм как
направление неоднороден. В нем
обычно выделяют по крайней мере две
школы. Первая – это так называемая
Чикагская школа во главе с
самым известным учеником Дж. Мида
Г. Блумером. Данная школа наиболее
ортодоксально продолжает мидовские
социально-психологические
Чикагскую школу, в частности Г.
Блумера, не беспокоит неопределенность
большинства используемых в ее концепциях
понятий, а также невозможность
проверить эмпирическим путем правильность
мидовских выводов. В принципе Г.
Блумер выступает против операциональных
определений, против применения в социальной
психологии таких методов исследования,
как тесты, шкалирование, эксперимент
и т.п. Это обосновывается тем, что
социально-психологические
М. Кун как представитель Айовской
школы ставит своей задачей доказать
отдельные теоретические
Методологические различия между
школами Г. Блумера и М. Куна особенно
отчетливо проявляются в их трактовке
структуры личности и детерминированности
ее поведения, а также в преобладании
акцентов на моментах процесса у Блумера
и структуры у Куна.
Г. Блумер вслед за Дж. Мидом считает, что
личность находится в непрерывном процессе
изменения, суть которого составляет неповторимое
и непрерывное взаимодействие между импульсивным
Я и рефлексивным Я, постоянный диалог
личности с собой, а также интерпретация
и оценивание обстановки и поведения других
людей. По мнению Блумера, наличие импульсивного
Я предполагает индивида, активно противостоящего
миру, а не заброшенного в мир, требует
воздействия, а не просто реагирования,
заставляет индивида не просто осознавать
свои поступки, но и конструировать собственное
поведение. Социальные установки личности,
возникающие в процессе интеракции, не
носят стабильного характера именно благодаря
вышеуказанным процессам. Следовательно,
невозможно однозначно выделить факторы,
детерминирующие поведение личности,
поэтому поведение личности можно как-то
объяснить, но невозможно предсказать.