Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества осуществляющая важнейшие социальные функции. Кроме того, семья - главный источник продолжения жизни и, следовательно, роста численности населения.
Введение 4
Глава 1. Теоретическая основа изучения института семьи XXI века 8
1.1. Институт семьи как объект социологической науки 8
1.2. Функции семьи, виды, типология и классификация 15 Глава 2. Современное состояние института семьи в Российском обществе 26
2.1. Социологические проблемы института семьи в Российском обществе 26
2.2. Перспективы развития института семьи XXI века в Российском обществе 40
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 45
Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, вновь активизируют те стороны экономической и хозяйственно - бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием бытовой промышленности. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях. Экономический кризис делает семью относительным гарантом выживания, так как нигде, кроме как в семье, повседневные потребности удовлетворять невозможно. Более того, внешние трудности по-своему сплачивают семью, отодвигая психологические проблемы на задний план.
Гедонистическая функция, которую принято также называть функцией здорового секса, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также важно и необходимо, как потребности в еде, жилище. Сегодня не часто встречаются невротические реакции, связанные с необходимостью подавлять свою сексуальность в браке. Но распространение такой «социальной болезни», как одиночество, приводит к неудовлетворенности этой потребности у значительного количества взрослых людей. «Двойная мораль» не возбраняет контакты мужчин, но осуждает их у женщин.
В то же время поверхностное отношение к физической близости, относительно большая, чем раньше, легкость таких связей, как правило, не делают людей счастливыми. Нерегулярные отношения со случайными партнерами не только лишают физическую любовь ее психологического богатства и глубины, не только оставляют ощущение тревоги и обмана, но и влекут за собой печальные криминальные или медицинские последствия. Духовная дезорганизация общества, расширение социальных условий для проституции вызывают закономерное распространение болезней, передаваемых половым путем. Между тем возрождение культа крепкой и здоровой, счастливой и сплоченной семьи во многих странах связывают не в последнюю очередь с тем, что «радости здорового секса» с постоянным и надежным партнером являются лучшим средством борьбы с наступлением СПИДа.
Реакционная и терапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного приятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения. Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек, может укрыться от всех поползновений далеко не дружелюбного внешнего мира, разрядить свои отрицательные эмоции.
Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова, являются:
- репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода)[9];
- экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
- воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
- коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).
М. С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.
Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.[10]
В отдельные исторические периоды семья выполняет все или почти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих функций берет на себя государство.
Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоянные сексуальные отношения) (Навайтис Г., 1999).[11] Тот же автор, исходя из семейных функций, перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей: потребности, связанные с отцовством и материнством, потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и потребности в физической и психической интимности.
Таким образом, семья, являясь основным институтом любого общества и выполняя свои функции, обеспечивает как целостность общества, так и удовлетворенность потребностей человека. Все функции находятся в логической взаимосвязи, и деградаций любой из них ведет к деградации семьи как таковой.
Типологизация (греч. tipos - отпечаток, форма, образец и logos - слово, учение) - метод научного познания, направленный на разбивку некоторой изучаемой совокупности объектов на обладающие определенными свойствами упорядоченные и систематизированные группы с помощью идеализированной модели или типа (идеального или конструктивного).
В основе типологизации лежит понятие о нечетких множествах, т.е. множествах, не имеющих четких границ, когда переход от принадлежности элементов множеству к непринадлежности их множеству происходит постепенно, не резко, т.е. элементы некоторой предметной области относятся к ней лишь с известной степенью принадлежности. Типологизация проводится по выбранному и концептуально обоснованному критерию (критериям) или по эмпирически обнаруженному и теоретически интерпретированному основанию (основаниям), что позволяет различать соответственно теоретические и эмпирические типологизации.
В отличие от классификации типология выделяет гомогенные множества, каждое из которых есть модификация одного и того же качества (существенного, «коренного» признака, точнее «идеи» этого множества).
Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно разнообразен. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Приведем классификацию типов семей, данную В.С. Торохтием[12]. В.С. Торохтий отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим основаниям:
- по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, однодетная, малодетная, многодетная;
- по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
- по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;
- по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;
- по семейному быту, укладу: семья - «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
- по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;
- по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка; семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
- по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
- по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
- по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно - потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д.; семьи с промежуточным типом потребления;
- по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;
- по характеру проведения досуга: открытые или закрытые;
- по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;
- по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;
- по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.
Отдельным типом выделены в научной литературе благополучная и неблагополучная семья.
Существует две возможности для формулировки понятия «благополучная семья» статистическая и моральная. Статистика относит к «благополучным» семьям те, в которых нет зарегистрированных алкоголиков, у родителей нет проблем с правоохранительными органами, а также решены основные материальные проблемы. Это все внешние критерии, которые легко фиксируются обществом и статистикой. Тем не менее, если верить той же статистике, сегодня 46 % детей, которые употребляют наркотики, это дети из «благополучных» семей. Получается, все не так уж и благополучно. А все дело в том, что, к сожалению, ни статистика, ни общество не могут отразить один из самых главных критериев благополучной семьи - это наличие в семье любви, взаимопонимания и равноправного общения. Притом выполнение этого критерия не зависит от уровня достатка и уровня образования в семье. Так что на вопрос, благополучная ли их семья, ответить смогут только члены самой семьи.
Довольно длительное время благополучной считали семью, где присутствуют все ее члены (папа и мама), которые ведут нормальный образ жизни (не пьют, не гуляют на стороне) и хорошо относятся к своему ребенку (заботятся о нем и физически не истязают его). Однако, как показывает практика, выделенных характеристик хорошей семьи явно недостаточно.
Таким образом, каждая из категорий семей характеризуется протекающим в ней социально-психологическим явлением и процессом, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.
Глава 2. Современное состояние института семьи в Российском обществе
2.1. Социологические проблемы института семьи в Российском обществе
Наиболее характерные изменения института семьи, обусловленные трансформацией традиционных обществ в современную форму, характерны и для института семьи в России, поскольку процесс модернизации в полной мере затронул и российское общество. Вместе с тем, в нашей стране на функционирование и развитие института семьи и общества в целом на протяжении как минимум последнего столетия оказывали существенное влияние многочисленные специфические факторы, не присущие большинству индустриально развитых стран Европы и США, являющихся наиболее яркими примерами современных обществ. В этой связи следует максимально чётко различать негативные для института российской семьи последствия общемирового процесса модернизации обществ и собственно российской, особенно «советской» истории.
На это указывают ряд отечественных исследователей семьи, выделяя следующие группы факторов кризиса семьи в современной России.[13]
Во-первых, это – объективные процессы изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, во-вторых – специфические условия функционирования российской семьи в «советский» период, в-третьих – современное состояние российского общества.
Для характеристики последствий специфических условий функционирования российской семьи в «советский» период и современного состояния российского общества следует выделить по крайней мере три условных периода в развитии института российской семьи и общества в целом: дореволюционный, «советский» и т.н. современный, который берёт начало с момента распада СССР в 1991 году и продолжается в настоящее время. Причём недостаточно рассматривать только внешние проявления этих последствий, т.е. не отвечающее потребностям общества массовое поведение индивидов в брачно-семейной, сексуальной и репродуктивной сферах. Прежде всего необходимо анализировать господствующие ценностные ориентации в указанных сферах, на основании которых осуществляются соответствующие акты поведения.
Информация о работе Институт семьи XXI века: социальные проблемы