Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества осуществляющая важнейшие социальные функции. Кроме того, семья - главный источник продолжения жизни и, следовательно, роста численности населения.
Введение 4
Глава 1. Теоретическая основа изучения института семьи XXI века 8
1.1. Институт семьи как объект социологической науки 8
1.2. Функции семьи, виды, типология и классификация 15 Глава 2. Современное состояние института семьи в Российском обществе 26
2.1. Социологические проблемы института семьи в Российском обществе 26
2.2. Перспективы развития института семьи XXI века в Российском обществе 40
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 45
Семейные конфликты, неурядицы, как правило, развиваются на почве неустроенности и проблемы с жильем. Так, неокрепшая молодая семья вынуждена жить с родителями на узком жилищном пространстве, что ограничивает возможности выработки своих принципов и интересов, что в свою очередь подрывает семейную связь.
Исходя из современных цен на рынке жилья, россиянам предстоит выплачивать за квартиру несколько десятков лет, т.е. расплачиваться за нее 2 - 3 поколениям домохозяйства. В то же время за рубежом на право владения жильем в рассрочку требуется максимум 10 - 15 лет. Вполне очевидно, что решение жилищной проблемы через рыночные отношения в современных условиях оплаты труда и доходов недоступно абсолютному числу россиян, за исключением 5 - 10 % высокодоходных семей. Платежеспособный спрос большинства населения не в состоянии обеспечивать приобретение новых и бывших в эксплуатации квартир.
Многие воспринимают ипотеку как панацею от жилищных бед.[17]
Становление ипотеки в России проходит через постепенную замену бюджетного подхода к организации системы ипотечного кредитования рыночно ориентированным. Причем этот процесс происходит как через внедрение рыночных элементов в бюджетные схемы, так и через создание новых рыночных схем, приближающихся к формам классической ипотеки. Недаром в развитых странах мира предоставление жилья в кредит является одним из видов экономической деятельности, приносящего доход бизнеса.
Социальная ипотека ориентирована на малоимущих граждан. Программы, разрабатываемые в рамках социальной ипотеки, направлены на оказание социально незащищенным гражданам государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств в пределах установленных социальных норм.
Коммерческая ипотека призвана решать проблемы граждан, имеющих достаточный размер доходов для выполнения обязательств по ипотечному кредитованию, которое осуществляется без участия государства.
Разделение программ социальной и коммерческой ипотеки все чаще происходит и на законодательном уровне. Оно нашло отражение и в федеральной целевой программе «Жилище», и в Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования, и в проектах законов, подготавливаемых к принятию.[18]
Без сомнений, хотя разделение на социальную и коммерческую ипотеку активно практикуется, точки соприкосновения у этих программ ипотеки остаются в достаточном количестве. К числу главных относится то, что социальная ипотека в целом направлена на применение наряду с государственной поддержкой экономических принципов возвратности и платности, а с целью развития коммерческой ипотеки формируются условия для повышения доступности кредитов для населения.
Таким образом, удовлетворение потребностей населения в жилье и в коммунальных удобствах, а также в качестве и эффективности предоставляемых услуг в большинстве областей России, весьма проблемно. Отсталость в развитии жилищно-коммунальной сферы выступает для многих российских семей фактором снижения их социально-экономического потенциала, является, как показывают опросы, объектом недовольства. И напротив, интересам семьи отвечает собственное, просторное, комфортабельное, удобно расположенное жилище, именно на это направлена современная политика российского правительства в области поощрения ипотечного кредитования.
Проблемы молодой семьи
Актуальными для семейной политики мы можем выделить особо проблемы молодой семьи. По многим признакам молодая семья занимает особое место в кругу проблем современной семьи. Поэтому отношение к ней определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом. Вместе с тем нельзя не учитывать особого значения и особой функции молодой семьи, которое необходимо рассматривать с позиций не только настоящего, но и будущего во всех сферах жизнедеятельности общества. В силу этого система мер социальной защиты в условиях рыночных отношений должна строиться с учетом этих особенностей, то есть, если мы хотим обновить общество, его мышление, отношения между людьми, в том числе семейные, то должны определить для себя «молодую семью как могучий фактор социальных перемен, воспринять ее как социальную ценность особого рода».[19]
«Молодые семьи - семьи впервые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста».
Критериями молодой семьи являются очередность брака - первый, продолжительность совместной жизни – до трех лет и границы возраста супругов - от 18 до 30 лет, нижняя граница при определенных обстоятельствах может быть изменена в сторону уменьшения.[20]
По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной, и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей и те, где отец проходит срочную военную службу, а также студенческие семьи. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей.
На положение современной молодой семьи оказывает воздействие та социальная напряженность, которая свойственна нашему обществу, и кризисные явления в экономике, затронувшие все семьи, в том числе и молодые.
Современная молодая семья встречается с немалыми трудностями, часть которых определяется объективными причинами.
Современная семья далеко не однородна. Различными могут быть ее социальная принадлежность, интересы и ориентации, типология, но в целом проблемы, испытываемые семьями в современной России похожи. Так, для каждой семьи важны и приоритетны экономическое положение, жилье, здоровье, образование и безопасность.
2.2. Перспективы развития института семьи XXI века в Российском обществе
Развитие социального института в России, как и в других странах, связанно: во-первых, социальными, экономическими и политическими процессами модернизации обществ; во-вторых, с вопросами стабильности обществ поскольку семья представляется как основной институт трансляции социальных ценностей от поколению к поколению и единственно легитимная социальная норма организации сексуальных практик и воспроизводства.
В современной России явно наблюдается переход семьи к новым институциальным формам, требующим изучения и понимания. С активным развитием частной жизни, многие семейные традиции, нормы и ценности были утрачены, а новые находятся в стадии формирования. Происходит становление нового социального института с нетрадиционными правилами и нормами, основанными на партнерстве членов семьи. Появление новых институциальных форм семьи, а также приоритетность в жизнедеятельности российских семей функций эмоциональной поддержки и психологической защиты и усеченность функции духовного взаимного обогащения.
В современном российском обществе достаточно остро ощущаются
проблемы семьи, связанные с обеспеченностью жильем, экономическим и
финансовым состоянием, наличием психоэмоциональных перегрузок,
асоциальным поведением взрослых и детей, насилием по отношению к членам семьи. Подобное положение российских семей есть следствие неэффективности семейной политики, проводимой в современной России. Следовательно, крайне необходимо развитие и совершенствование системы социальной поддержки и помощи семье со стороны общества и государства. Поскольку большинство российских семей не может самостоятельно справиться со своими проблемами, растет доверие населения к деятельности социозащитных учреждений.
Совершенствование уже существующих, формирование новых стратегий семейной политики России и новых технологий социальной поддержки семей в соответствии с их особенностями, возможностями и потребностями, могут стать основой смягчения проявлений негативных тенденций развития института семьи в нашей стране, негативного социального настроения, а также способствовать устойчивости социального благополучия и социальной безопасности семьи как особой социокультурной ценности российского общества.
Объективной необходимостью и одним из основных направлений
укрепления социального института семьи является профилактика семейного
неблагополучия, которая может реализовываться через: разработку
специализированных программ, способствующих полноценному
функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей; подготовку будущих супругов и родителей на уровне общеобразовательных учебных заведений; развитие социальной рекламы, пропагандирующей ценность семьи.
Созданию федеральных, региональных и муниципальных программ по социальной поддержке отдельных категорий российских семей должны предшествовать организация мониторинга и проведение учета различных категорий семей в зависимости от степени и качества необходимой помощи. Для укрепления и стабилизации института семьи в нашей стране сегодня важно, чтобы поддержку чувствовали все семьи, проживающие на территории государства, независимо от их социального и экономического положения.
Заключение
Результаты проведенных исследований свидетельствуют об углублении долгосрочных тенденций изменения семьи и влиянии на положение российских семей социально-экономических, политических, социокультурных условий переходного периода. На функционирование семей воздействуют объективные процессы изменения брачно-семейных отношений, характерные для всех экономически развитых стран: семья становится более независимой от социального окружения, растет доля семей, простых по структуре, состоящих из двух человек.
Динамика числа семей и семейная структура населения определяется снижением рождаемости и уменьшением числа детей в семьях, ростом числа разводов, увеличением доли внебрачных рождений.
По таким показателям уровня жизни, как имущественная обеспеченность и жилищные условия, российские семьи во многом отстают от семей развитых стран. Отрицательно влияет на экономический потенциал семей растущий уровень безработицы.
Тем не менее, ценность семьи и семейного образа жизни остается для россиян очень высокой. В весьма напряженной социально-психологической атмосфере, свойственной большинству семей, стали появляться и некоторые положительные тенденции, в частности формируется осознанное желание родителей иметь ребенка независимо от материальных условий.
Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, социализации подрастающего поколения.
С принятием указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» впервые в нашей стране семейная политика получила государственный статус и официальное определение. В ряде регионов разработаны и осуществляются целевые программы семейной политики, расширяется сеть учреждений социальной помощи семье и детям.
Существенным шагом в сфере регулирования брачно-семейных отношений явилось принятие в марте 1996 года Семейного кодекса РФ, который в большей степени отражает новые социально-экономические реалии.
Развитие системы социального обслуживания семей является необходимым звеном в целостной системе мер, ориентированных на улучшение сферы социального обслуживания населения. Важнейший шаг в этом направлении - Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения РФ».
Федеральные мероприятия семейной политики в России дополняются мерами, принимаемыми и реализуемыми на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Необходимость совершенствования семейной политики на региональном и местном уровне обусловлена, прежде всего, общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие. Однако интересы и возможности семьи реализуются сегодня крайне недостаточно. Становление полноценной семейной политики в стране осложняют неразвитость законодательной базы семейной политики, стратегий, практических механизмов и технологий ее реализации; недооценка семейной политики как самостоятельного направления государственной деятельности, прежде всего на федеральном уровне; отсутствие среднесрочной программы стабилизации, укрепления и развития социального института семьи, соответствующих механизмов и технологий ее реализации; совокупность объективных и субъективных факторов, вынуждающих сохранять остаточный принцип финансового, материально-технического, кадрового обеспечения политики в отношении семьи.
Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка и реализация стратегий и механизмов, позволяющих активно развивать потенциал семьи на основе совершенствования ее отношений с государством, более полной реализации институциональных прав и потребностей. Семейная политика, дополняя и углубляя общесоциальные меры, призвана содействовать решению специфических проблем семьи, что имеет особое значение в период проведения реформ.
Информация о работе Институт семьи XXI века: социальные проблемы