Институт семьи XXI века: социальные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества осуществляющая важнейшие социальные функции. Кроме того, семья - главный источник продолжения жизни и, следовательно, роста численности населения.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретическая основа изучения института семьи XXI века 8
1.1. Институт семьи как объект социологической науки 8
1.2. Функции семьи, виды, типология и классификация 15 Глава 2. Современное состояние института семьи в Российском обществе 26
2.1. Социологические проблемы института семьи в Российском обществе 26
2.2. Перспективы развития института семьи XXI века в Российском обществе 40
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 45

Файлы: 1 файл

Моя Работа02.10.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

       Семья выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии – социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

Что же такое семья? Каковы ее признаки? Какую роль семья играет в обществе? Эти вопросы пытались решить еще мыслители древности. Семью, ее происхождение, сущность изучают многие науки: социология, политическая социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. В литературе можно найти разные определения семьи.

А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединения людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.

Ее основные признаки:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

б) совместное проживание в одном помещении;

в) общий семейный бюджет.

Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием.

И другие признаки не так уж четки: сколько времени надо прожить совместно, какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т.д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе взаимоотношений, которая превращает семью в особое духовное образование.

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет стержень семьи.

Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей.

         Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.

Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.

Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак есть нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи:

- регистрация брака соответствующими государственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств, вытекающих из брака. Есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен подчиняться законам брака:

- морально оправданным есть тот брак, который заключается по взаимной любви;

- решение о вступлении в брак должно принадлежать только вступающим в него;

- необходимо быть социально и психологически подготовленным к вступлению в брак.

Нравственно регулируется не только вступление в брак, но и развод.

Если между супругами исчезли взаимные уважение, дружба, любовь и семья не выполняет свои функции, то расторжение брака есть нравственным. Здесь развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло – распад семьи.

         В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов – основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

          Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.[5]

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная  же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.

       Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.[6]

     Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак – образование семьи;

2) начало деторождения – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4) “пустое гнездо” – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

         Семья – это сплав трех любовей: супружеской, родительской и детской. Любовь неотделима от долга, верности, самодисциплины, общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения.

Каков же тип семьи существует в современном обществе? В современных условиях семью характеризует, во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельскохозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.; во-вторых, городская, сельская (по типу населения); в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку);

в- четвертых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.); по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.) А также неполные семьи (в которой представлен лишь один родитель с детьми); отдельные, простые (или нуклеарные – от слова нуклеа – ядро); семьи – супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью и поэтому

организуют свою жизнь так как им того хочется (чаще – как сложится); сложные семьи (расширенные) – состоящие из представителей нескольких поколений; большие семьи – состоящие из трех и более супружеских пар.

    Одним из типов семьи есть семья, в которой руководство осуществляется одним из супругов – авторитарная или совместно равноправно – эгалитарная.

По особым условиям семейной жизни выделяют ряд типов семьи:

- студенческая семья

- дистатные семьи (семьи, которые юридически зафиксированы, а фактически их нет).

- семьи моряков, полярников, геологов и т.д.

По качеству отношений в семье выделяют множество типов, но четкого различия между ними не установлено. В частности, выделяют семьи: во-первых, благополучные, счастливые; во-вторых, устойчивые; в-третьих, проблемные; в-четвертых, конфликтные; в-пятых, социально-неблагополучные семьи.

Анализ и характеристика типов семьи не исчерпывает их разновидности.

 

1.2. Функции семьи, виды, типология и классификация        

Функция (лат. functio - совершение, исполнение) - 1) деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется функцией первого. В различных отраслях знания применяются, как правило, оба понятия функции. Так, в социологии можно говорить, с одной стороны, о функции какого-либо социального института (например, семьи) в обществе, а с другой - о некотором социальном явлении как функции другого явления (например, о преступности как функции экономического положения) [7].

В семье реализуются основные потребности человека, реализуются важные общественные функции[8].

Репродуктивная функция семьи – основная функция воспроизводства потомства.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.) и содействует сохранению их здоровья; в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Функция духовного общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Эта функция играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля состоит в обеспечении выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевания и т. д.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психологического здоровья. Именно эта функция имеет большое значение в современной семье.

Особенно велико значение брачных отношений в преодолении стрессовых ситуаций. Именно надежное супружеское содружество по данным психологов является основным буфером, защищающим от психологически-травмирующих воздействий.

Успешный брак, благополучная семья - это одно из средств укрыться от одиночества. Убежать от стресса и неприятностей на работе. Он защищает от распада личности во все более обезличивающемся мире. Успешный брак - это не значит брак без проблем. В браке все функции обновляются. Счастливый брак это своего рода процесс непрерывных перемен.

Радикальные экономические и политические реформы, проводимые правительством России, породили глубокие кризисные процессы. Они своим негативным влиянием привели к тому, что современная семья не выполняет своих основных функций. Рассмотрим некоторые из возникших проблем в области функциональной роли семьи.

Генеративная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней мере, не малочисленнее, чем предыдущее. Семья без детей духовно не полноценна. Взрослые люди, не продолжившие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты. Между тем почти треть семей в России не имеют несовершеннолетних детей. Это в лучшем случае те, кто уже вырастил своих детей, в худшем - те, кто их не имел, не имеет, и обзаводиться детьми не собирается. Установка на бездетность, к сожалению, не просто есть – она распространяется среди супругов детородного возраста, что вызвано, с одной стороны, растущими материально - экономическими трудностями, превращением ребенка «в предмет социальной роскоши». А с другой – духовно-моральным кризисом, поразившим современное общество, в системе ценностей которого - престижные вещи, машина, породистая собака, но нет места ребенку.

На выполнение семьей генеративной функции оказывает влияние качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране.

Функция первичной социализации детей обусловлена тем, что родившееся человеческое дитя несет в себе не только предпосылки – задатки сапиентности. Ребенок должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по «человеческой программе». В противном случае его человеческие задатки не развернутся, предпосылки его способностей угаснут навсегда.

Последствия воспитания вне семьи многообразны и отрицательны. Но и в условиях семьи воспитание может быть дефектным: родители больны, не обладают культурой, ведут аморальный образ жизни, в  семье один родитель, поглощенный проблемой заработка, а не воспитанием ребенка. Конечно, семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми своими членами.

Информация о работе Институт семьи XXI века: социальные проблемы