Институт семьи и брака в традиционном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:51, реферат

Краткое описание

Данная проблема представляет собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Оглавление

Введение
1.1. Классификация семьи
1.2. Социальные функции семьи
1.3. Исторические типы брака
1.4. Выбор партнеров
1.5. Эволюция семьи и брака
1.6. Брак в древности
1.7. Европейский брак в средневековье и Возрождение
1.8. Внутрисемейные отношения по «Домострою»
1.9. Вдовство в традиционном обществе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

жайнар.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской  власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в  том числе и право, принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

     Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела  следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой – мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же самое отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и среди купечества.

     Представления о серенадах требуют уточнения  в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих  жен. Но в то время как женатый мужчина пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться  другой. Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

     К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

     Ренессанс, по существу своему революционная эпоха, стал «совершенно исключительным веком  пламенной чувственности». Вместе с идеалом физической красоты, и как его следствие, в идеал была возведена производительность, плодовитость.   Другими словами «Высшими добродетелями считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь много детей приносило славу и было обычным явлением, не иметь их считалось наказанием за какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко».  
 

     1.8. Внутрисемейные отношения по «Домострою»

          В российском религиозном мировоззрении корни язычества, «двоеверия» достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами – женским и мужским – на сторону мужского, приводя семью к «нравственному» доминированию мужа над женой и детьми. В домострое много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.

     Термин  семья в ее современной трактовке  Домострой не знает. Он использует слово  «дом», обозначая его как  некое  единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся  отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.

     Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе  и духовном, его членов. Жена обязана  сама заниматься рукоделием и знать  всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

     Роль  жены и матери в Домострое оценивалась  высоко. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений  в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует  жене «мужу уноровить», то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…»

     Любовь  к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни. [14] 

     1.9. Вдовство в традиционном обществе

           Изгнанная жена, девушка, изнасилованная и не вышедшая замуж, невеста, жених которой перед свадьбой умер или исчез, и женщина, у которой умер муж, - всех их в древнесемитских языках называли одним собирательным словом “вдова, ”ибо всех их, если они не имели средств к существованию, ждала одна судьба. Десятилетняя девочка могла носить такое же серое, похожее на мешок вдовье одеяние, как и престарелая матрона. У пастушеских народов и у арабов в древности вдова, муж которой погиб во время набега или военного похода, могла быть взята в шатер соплеменников в качестве наложницы или рабыни. Тех, кто не мог работать, изгоняли в пустыню.

     Во  времена, когда решающую роль у оседлых  народов стало играть землевладение, вдову должен был взять в жены деверь, чтобы сохрани сохранить  семейную и племенную собственность. Религиозные представления не позволяли вдове с детьми вступить в новый брак, но от бездетной вдовы, напротив, требовали, чтобы она вышла за брата своего покойного мужа. Родившийся от такого брака сын считался законным наследником покойного: лишь он, как продолжатель его дела, мог  обеспечить умершему дальнейшую потустороннюю жизнь. Если у человека не оставалось наследника мужского пола, который мог бы, как положено,  позаботиться об умершем, дух его обречен был носиться, не зная успокоения.

     Параграф 193 хеттских законов предписывал: ”Если мужчина умрет, его брат должен взять за себя вдову, или один из братьев, или отец покойного”. Если брат мужа не хотел жениться на невестке, он должен был публично совершить церемонию отказа, которая освобождала его от такой обязанности. При этом вдова снимала с него обувь и ударяла ею деверя по лицу с такими словами: ”Вот тебе, ибо ты не захотел восстановить дом брата своего и помочь мне родить ребенка ”. Все присутствующие при этой унизительной сцене восклицали: ”Тьфу, на него!” Снятие обуви в древности символизировало изъятие и передачу собственности; подобная церемония совершалась при продаже участка и т.п. После акта отказа вдову мог или обязан был взять ближайший родственник.

     Если  же у бездетной женщины не было ни имущества, ни родительского дома, куда она могла вернуться, ее, как  это называлось по-древнеарабски, ”изгоняли в пустыню” или, по ассирийскому выражению, “отсылали в пустоту’.

     Оставшиеся  без средств могли только просить  милостыню, рассчитывая на сострадание  отдельных людей. Если вдова была еще молода и хороша собой, дававший милостыню мог кое-что в ответ за нее потребовать. До нас дошли слова предостережения, сказанные еще в XIII в. до н. э. в Угарите: ”Одинокая, запри на засов дом свой, вдова, замкни, как следует жилище свое, ибо за тобой теперь будут охотиться”.

     “Целомудренное  вдовство” славилось как добродетель, всякое же вторичное замужество клеймилось как безнравственность. Овдовевшая матрона должна была сосредоточиться  на религии, которая сулила ей воскресение и “новую жизнь

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В традиционном обществе, как правило, можно видеть консангвинальный тип семьи, чаще всего патриархальный. Кроме того, основными функциями семьи в традиционном обществе, помимо воспроизводства населения являются экономическая, хозяйственно-бытовая и социально-статусная. Институт брака является в традиционном обществе одним из основных каналов социальной мобильности. Обнищавший аристократ мог жениться на богатой мещанке, тем самым поправив свое финансовое положение, а семья невесты получала вход в высшие слои общества. Правители стран решали свои политические проблемы, прибегая к выгодному браку. Поскольку большинство браков в традиционном обществе совершается по расчету (а как показывает статистика, такие браки прочнее, чем браки по любви), и развод,  как правило, осуждается обществом или недопустим в принципе, семейно-брачный институт в традиционном обществе является устойчивым образованием. В зависимости от экономической ситуации в регионе, преобладает тот или тип брака: моногамия или полигамия. Некоторые пережитки старой системы живы по сей день. И если многоженство встречается довольно часто, и отношение к этому вполне нормальное, то  следы полиандрии можно найти только в Тибете и в некоторых районах Индии, где одна женщина вступает в брак с несколькими братьями. С позиции исторического материализма моногамия развилась под влиянием общественно-экономических изменений, но это лишь взгляд из настоящего в прошлое. Мы тогда не жили и точно знать ничего не можем, но ясно одно –  люди пришли к моногамии  по ряду разных причин, в числе которых и одна из основных – развитие частной собственности.

    Институт  семьи, как можно видеть выполняет  весьма значительные функции в жизни  общества. Различия форм брака в  разных странах, обусловлены прежде всего социально-экономическим положением в этих регионах, а также особенностями вероисповедания и культурно-историческими традициями. Вступление в брак, в основном рассматривалось как некая форма экономической сделки (или политического соглашения), в которой все заранее продумано и определено, и уклониться от существующих обычаев не могли себе позволить даже представители высших слоев общества.

    В обществе преобладал матриархат, в  то время когда женщина выполняла  важнейшие экономические функции, была  добытчицей в обществе. Позднее, с переходом к иным формам хозяйствования, когда собирательство перестало являться главным источником существования, лидирующие позиции в обществе заняли мужчины. Женщины стали бесправными и превратились объект купли-продажи. В период средневековья брак уже становится важнейшим каналом социальной мобильности, и остается таковым на долгое время. Следует также отметить, что в языческое время женщина обладала большей свободой в браке, с переходом к христианству женщина утрачивает многие свои права, и становится покорной мужу. Кроме того, христианство резко ограничивает свободу вступления в брак, предоставляя родителям право распоряжаться судьбой своих детей. Кроме того “священные браки” приобретают массовое явление, и многие мужчины и женщины уходят в монастыри. Позднее, семейно-брачные отношения приобретают несколько другой оттенок и регулируются церковными предписаниями.

    Во  все времена к замужним женщинам и женатым мужчинам оказывалось  большее почтение, чем к холостым. Отношение к разводам также всегда было предосудительным, порой они были практически невозможными. Практически во всех традиционных обществах, существовала традиция поддерживать вдов, брат умершего мужа должен был жениться на вдове. Однако если вдовы оставались без поддержки, то были еще более бесправными, чем до замужества.

    Человечество  стремится упорядочить свою жизнедеятельность, нормировать межличностные отношения, дабы из хаоса создать порядок, поддерживать стабильность. Так и семейно-брачные  отношения определяются и нормируются, при помощи религии, морали, общественного мнения. Эпоха сменяла эпоху, менялась культура,  менялось мировоззрение и ценностные ориентиры. Вместе с ними изменялись и отношения между мужем и женой, положение женщины, отношение родителей к детям (что в большей степени относится к отцам, ведь мать всегда любит свое дитя), а детей к родителям. Семейная иерархия из строго вертикального постепенно приняла горизонтальное положение.  

       
 

 

      Список литературы

  1. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2000 г. т. 3.
  2. Мифологический словарь/ Гл. ред. Мелетинский Е. М. – М., 1991.
  3. Гитин В. Г.  Эта покорная тварь – женщина. – М.: Изд-во АСТ, 2002.
  4. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 1998.
  5. Ларю Дж. Секс в Библии. – М., 1995.
  6. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 479 с.
  7. Земска М. Семья и личность. – М.: Прогресс, 1986. – 135 с.
  8. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 1998.
  9. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Прогресс, 1991.

  1.  Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова,  Г. С. Лукашова; Под ред. Проф. В. Н. Лавритенко. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  2. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. – М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998.
  3. Фукс Э. История нравов/ Пер. с нем. В. М. Фриче. – Смоленск: Русич, 2002. – 624 с.
  4. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. – М.: Наука, 1996. – 586 с.
  5. Семья: Книга для чтения. В 2-х кн. /Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. – М.: Политиздат, 1991.

Информация о работе Институт семьи и брака в традиционном обществе