Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:51, реферат
Данная проблема представляет собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Введение
1.1. Классификация семьи
1.2. Социальные функции семьи
1.3. Исторические типы брака
1.4. Выбор партнеров
1.5. Эволюция семьи и брака
1.6. Брак в древности
1.7. Европейский брак в средневековье и Возрождение
1.8. Внутрисемейные отношения по «Домострою»
1.9. Вдовство в традиционном обществе
Заключение
Список литературы
Министерство Образовании и Науки Республики Казахстан
Казахско-Американсский Университет
Реферат
На тему: Институт
семьи и брака в традиционном обществе
Выполнила: Маденова Ж.Т
Проверила: Оржанова У.К
Алматы 2011
Введение
1.1.
Классификация семьи
1.2. Социальные функции семьи
1.3. Исторические типы брака
1.4. Выбор партнеров
1.5. Эволюция семьи и брака
1.6. Брак в древности
1.7. Европейский брак в средневековье и Возрождение
1.8. Внутрисемейные отношения по «Домострою»
1.9. Вдовство в традиционном обществе
Заключение
Список литературы
Актуальность проблемы исследования.
Данная проблема представляет собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.
Брак – институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне, брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой, не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.
В
ходе культурно-исторического
Предмет исследования: зарождение, история и развитие института брака и семьи.
Задачи исследования:
Методология исследования: в данной курсовой работе использованы методы изучения теоретических основ, описания, сравнения, анализа форм брака и семьи в традиционном обществе.
1.1 Классификация семьи
Семьи классифицируются по типам самыми разными науками – социологией, статистикой, экономикой, антропологией, психологией.
Согласно антропологии, семьи делятся на консангвинальные и конъюгальные. Консангвинальная семья состоит из кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям. Отношения в такой семье делятся по мужской линии (патрилинейность) или по женской линии (матрилинейность). Независимо от того, по какой линии ведется родство, именно отношения между родственниками, а не отношения между мужем и женой (конъюгальность) выступают основой организации семьи. Супружеская пара проживает либо с родственниками жены (матрилокальность), либо сродственниками мужа (патрилокальность), дети могут принадлежать как семье жены, так и жене мужа.
Конъюгальная семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях. Родственники со стороны жены и мужа считаются частью данной семьи. Они признаются одинаково важными и включены в организацию семьи только как родственники жены или мужа, но не сами по себе. Дети принадлежат не родственникам жены или мужа, а супружеской паре. Если консангвинальная семья сохраняет себя благодаря преемственности поколений, то конъюгальная семья формируется заново с каждым следующим браком. По критерию местожительства конъюгальная семья относится к дислокальному браку. Это значит, что вновь созданная семья отделяется от родителей и живет в отдалении от них. Конъюгальная семья допускает более широкую свободу в исполнении семейных ролей. Американское, российское и европейское общества принадлежат к конъюгальному типу, а старокитайская семья была патрилинейной, патрилокальной, консангвинальной. Семья индейцев Пуэбло являлась матрилинейной, матрилокальной и консангвинальной.
Кроме
того, выделяют два главных типа
семьи, встречающейся в человеческом
обществе, - традиционную (или классическую),
она же называется расширенной (многопоколенной),
и современную нуклеарную (двухпоколенную),
или семью происхождения, и прореакционную,
или новообразованную, (созданную взрослыми
детьми). По числу детей выделяют бездетную,
однодетную и многодетные семьи. По критерию
господства в семье мужа или жены выделяют
патриархальную и матриархальную семьи,
а по критерию лидерства – патернальную
(глава семьи мужчина), матернальную (глава
семьи женщина) и эгалитарную (оба супруга
в равной степени считаются членами семьи).
[1; 293-295]
1.2.Социальные функции семьи
Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:
-
воспроизводства населения (
-
воспитательная функция –
-
хозяйственно-бытовая функция –
-
экономическая – получение
-
духовного общения – развитие
личностей членов семьи,
-
социально-статусная –
- досуговая – организация
-
эмоциональная – получение
-
сфера первичного социального
контроля – моральная
1.4. Исторические типы брака
В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:
-
групповой брак – брачный союз
нескольких мужчин и женщин (повсеместно
был распространен в
- полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)
- полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);
-
моногамия – один мужчина и
одна женщина (преобладающая
- Моногамия встречается в двух
формах: пожизненная и допускающая
развод, или легко разводимая. Неполная
семья (один родитель с детьми)
встречались крайне редко. [1; 312-313]
Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе.
Одним
из критериев типологии семьи
выступает неравенство
Другим
критерием классификации
Практика покупного брака повлекла за собой оживление таких обычаев, как похищение невест, нередко чисто символическое, на белом скакуне, с гиканьем и свистом. В Южной Америке похищенную невесту даже завертывали в ковер или мешок, подчеркивая якобы ее несогласие вступать в брак. При похищении невесты у разных народов практиковались разные обычаи. Например, у древних галлов этим занимались женщины – родственницы жениха. Батаки с Суматры обязательно оставляли в доме похищенной знак – одежду или оружие, иначе брак считался незаконным. Узаконивание брака после умыкания обычно сводилось к выплате выкупа и чисто символическому бою за честь похищенной невесты и ее родителей.
Особой разновидностью платного брака считается священный брак. В своей книге “Золотая ветвь” Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому, что обычай выдавать девиц замуж за богов-покровителей, был широко распространен у многих древних народов. Так, индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня, принимало участие все племя. Девушка должна была хранить свою девственность и приносить богу-мужу жертвы от имени соплеменников, которые оказывали ей величайшее почтение. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому через каждые несколько лет молодую девушку выдавали замуж за бога-змея.
Информация о работе Институт семьи и брака в традиционном обществе