Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:56, доклад
Центр социального обслуживания населения Балашовского района функционирует более девяти лет. Специфика нашей работы заключается в том, что мы обслуживаем сельское население. Одну треть жителей района составляют пенсионеры. Их численность превышает 10 тысяч человек. В районе 60 населенных пунктов, и в каждом из них создана социальная служба.
Сфера нашей деятельности — это предоставление материальной, бытовой и медицинской помощи, консультаций юриста и психолога, организация культурно-массовых мероприятий. Различные виды услуг ежегодно получают около 5000 человек, почти половина всех пенсионеров района.
Инновационные формы социальной работы с пожилыми людьми
Центр социального обслуживания населения Балашовского района функционирует более девяти лет. Специфика нашей работы заключается в том, что мы обслуживаем сельское население. Одну треть жителей района составляют пенсионеры. Их численность превышает 10 тысяч человек. В районе 60 населенных пунктов, и в каждом из них создана социальная служба.
Сфера нашей деятельности — это предоставление материальной, бытовой и медицинской помощи, консультаций юриста и психолога, организация культурно-массовых мероприятий. Различные виды услуг ежегодно получают около 5000 человек, почти половина всех пенсионеров района.
В своей структуре Центр имеет 17 отделений социального, 4 — социально-медицинского обслуживания на дому, отделение срочного социального обслуживания. Два года назад открыто организационно-методическое отделение, которое осуществляет методическое обеспечение всей нашей деятельности.
Наибольшее развитие в Центре получило надомное обслуживание. На сегодня каждый десятый пенсионер получает социальную помощь на дому. Всего — 1165 человек, в том числе 135 инвалидов и участников ВОВ, 860 — одиноко проживающих граждан.
Если в первые годы существования Центра особое внимание уделялось организационным вопросам, то сегодня основная задача — поиск новых подходов в работе с пожилыми людьми, повышение качества и доступности социальных услуг.
Важное место в деятельности Центра занимает разработка собственных методик и программ. Для усиления адресности социальной поддержки пересмотрен механизм обследования и постановки на учет, создана комиссия по определению степени нуждаемости, разработан алгоритм оценки нуждаемости в социальных услугах. Теперь, в обследовании пенсионеров, кроме работников Центра, также принимают участие представители сельских администраций, ветеранских организаций и учреждений здравоохранения. Это исключает постановку на обслуживание относительно здоровых и независимых пожилых людей.
В Центре ежегодно уточняется банк данных по различным категориям пенсионеров: одиноким, одиноко проживающим, гражданам, вновь ушедшим на пенсию, долгожителям, супружеским парам, прожившим в браке 50 и более лет. Сведения о нуждающихся гражданах и об оказании им различных видов социальной помощи заносятся в социальный паспорт и компьютерную программу «Адресная социальная помощь».
Основной формой изучения потребностей пенсионеров являются социологические исследования. В прошлом году по специально разработанной анкете проведен мониторинг всех пенсионеров, проживающих в сельской местности. По результатам мониторинга определены наиболее востребованные виды социальных услуг и значительно расширен их перечень. Кроме гарантированных, предоставляются более 40 видов дополнительных платных услуг: стирка белья, обработка приусадебных участков, заготовка топлива и др. Наиболее трудоемкие из них выполняют звенья, состоящие из двух-трех социальных работников.
Решая вопросы повышения качества и доступности социальных услуг, Центр тесно взаимодействует с Управлением социальной защиты населения, Пенсионным фондом, с сельскими администрациями, ветеранскими организациями, учреждениями здравоохранения и другими организациями.
В практике Центра — заключение соглашений с сельхозпредприятиями, где ранее трудились пенсионеры, на оказание помощи в выделении транспорта, заготовке и доставке топлива, вспашке огородов, а также в погребении. С Центром занятости заключены договоры на оказание услуг сиделки и плотника.
По согласованию с Управлением образования в восьми селах района действуют отряды «Милосердие». Помощниками социальных работников стали 63 школьника. В свободное от учебы время старшеклассники по просьбе пенсионеров ходят в аптеку, приносят книги из библиотеки, делают уборку в доме. Число подопечных отрядов «Милосердие» превысило 200 человек.
К обслуживанию пожилых людей также привлекаются волонтеры. Созданы добровольческие бригады из учащейся молодежи, студентов и активных пенсионеров. Одиноким престарелым оказывается помощь в ведении домашнего хозяйства, колке дров, мелком ремонте и др. Пенсионеры-медики предоставляют односельчанам доврачебную медицинскую помощь на дому. В волонтерской деятельности участвуют 93 человека, из них 19 — пожилого возраста.
Совместно с производственным училищем № 47 была организована благотворительная акция «Социальная парикмахерская на дому». Благодаря этому услуги парикмахеров получили по месту жительства свыше 700 человек. Это участники войны, труженики тыла, малообеспеченные пенсионеры и школьники.
Все обширнее развивается система адресной социальной поддержки. Остро нуждающимся гражданам оказывается денежная помощь, выдаются продовольственные наборы, одежда, к праздничным датам организуются благотворительные обеды. Ежегодно оформляется благотворительная подписка на газеты «Ветеран» и «Балашовская правда». В текущем году на оказание социальной помощи и проведение различных мероприятий направлено более 140 тысяч рублей спонсорских средств.
Свою задачу мы видим не только в увеличении числа граждан, получивших помощь, но и в увеличении объема этой помощи. Эти вопросы решаются при поддержке различных предприятий и учреждений, депутатов областной Думы.
Одно из направлений работы отделений Центра — создание условий для досуга пожилых людей. Совместно с Домами культуры и сельскими администрациями проводятся различные мероприятия к праздничным датам: ко Дню защитников Отечества, Дню Победы, Дню пожилых людей, Дню инвалидов и другие.
Работники Центра организуют для пожилых людей посещения музеев, выставок, просмотры благотворительных спектаклей.
Большое внимание уделяется чествованию долгожителей и супружеских пар, проживших долгую совместную жизнь. Для поздравления пожилых приглашаются школьники. Примеры лучших семейных традиций и жизненного опыта воспитывают у них уважительное отношение к людям старшего поколения.
В десяти селах действуют клубы общения по интересам, которые стали для пожилых сельчан любимым местом отдыха. Программы клубов включают беседы, праздничные чаепития, консультации врача, психолога, юриста. Для малоподвижных пожилых людей организованы мини-клубы общения на дому.
Новой
нетрадиционной формой работы стал клуб
«Воспоминание». В непринужденной обстановке
пожилые люди вспоминают о памятных
и ярких событиях своей жизни.
По рассказам пенсионеров ставятся
инсценировки, в которых вместе со
школьниками и социальными
Большое внимание в своей работе мы уделяем информированности пенсионеров и инвалидов. В Центре работает «Телефон общения». Каждый позвонивший житель района имеет возможность получить бесплатную консультацию по вопросам социального обслуживания, предоставления льгот и преимуществ, разрешения конфликтных ситуаций, взаимоотношений в семье и др.
В целях повышения доступности социальных услуг с января этого года организована работа автобуса «Милосердие». Один или два раза в месяц бригада в составе психолога, юриста Центра, плотника, парикмахера, специалистов Пенсионного фонда, работников ФАПов и врачей ЦРБ выезжают в села района, где оказывают нуждающимся необходимую помощь.
В 2003 году совместно с Международной академией наук открыт народный университет «Третий возраст», который имеет четыре факультета: истории, политики и права, психологии и здоровья, культуры и домоводства. К проведению занятий привлекаются преподаватели вузов, ученые, писатели, приглашаются служители церкви и представители власти. Также для пожилых организовано надомное библиотечное обслуживание.
Участие пенсионеров в общественной и культурной жизни позволяет им как можно дольше оставаться активными и почувствовать свою востребованность.
Социальная работа, как и всякая другая деятельность, нуждается в оценке ее эффективности. Мы изучили опыт Кузбасса, Ставропольского края, других регионов и разработали свою методику оценки эффективности работы Центра и его структурных подразделений. Для этого определены критерии и показатели, которые приемлемы для нашей деятельности. Главный критерий — полнота удовлетворенности индивидуальных потребностей отдельного человека. Модель оценки эффек-тивности включает в себя: социальную (определяется качество и уровень социального обслуживания), экономическую (анализируется рациональность использования бюджетных и внебюджетных средств), управления персоналом (определяется уровень организации труда и психологический климат в коллективе).
Принципиально новым направлением является внедрение в деятельность Центра проектной культуры. В 2003 году проводилась работа по реализации четырех проектов.
Проект
«Формирование системы
Проект осуществлялся на базе четырех специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому совместно с учреждениями здравоохранения, Балашовским филиалом Саратовского государственного университета, при поддержке администрации района.
В рамках проекта в штат Центра введен врач-геронтолог, открыт социально-геронтологический кабинет, пункт проката технических средств, облегчающих уход за тяжелобольными пожилыми гражданами.
С помощью специально разработанной анкеты проведено социологическое исследование состояния здоровья пожилых людей, организованы выездные бригады специалистов Центра и врачей ЦРБ. Для 135 обслуживаемых пенсионеров из 18-ти населенных пунктов района созданы так называемые «стационары на дому».
Это позволило обеспечить диагностическое обследование, постоянное динамическое наблюдение и реабилитацию пожилых в домашних условиях. Тяжелобольным пенсионерам, нуждающимся в постоянной помощи и уходе, предоставлялись услуги сиделки.
В комплекс реабилитационных мероприятий включались: медикаментозное лечение, физиотерапия, массаж, ЛФК, фитотерапия, диетотерапия.
В помощь престарелым и их родственникам организована Школа пожилого человека. Проведены беседы о рациональном питании, особенностях старения и др. Пожилые обучались навыкам самообслуживания, а их родственники — правилам ухода за престарелыми.
На практике нам удалось создать единую команду специалистов разного уровня, которые осуществляют физическую, психологическую и духовную реабилитацию престарелых на дому.
По итогам работы над проектом проведена научно-практическая конференция «Пожилой человек. Качество жизни».
Для пропаганды народных ремесел и активизации творческих способностей пенсионеров в Центре реализован проект «Чудеса своими руками». Оформлена передвижная выставка изобразительного и прикладного творчества пенсионеров района, которая экспонируется на различных благотворительных мероприятиях. В сельских школах проведены занятия кружков по вязанию, вышивке, резьбе по дереву и лозоплетению. Секреты мастерства талантливых пенсионеров переняли десять школьников.
Проект «Привлечение ресурсов региональной телерадиокомпании по созданию системы информационно-просветительской работы с престарелыми гражданами» реализован совместно с ТРК «Балашов». С целью изучения структуры и содержания запросов пожилого населения на оказание информационно-просветительских услуг по каналу региональной телерадиокомпании проведено анкетирование пенсионеров района, проживающих в пяти населенных пунктах (100 человек). По результатам анкетирования составлен план совместной деятельности Центра и ТРК «Балашов». Для пожилых людей организованы досуговые мероприятия с привлечением передвижного центра-клуба «Катюша». Пожилым предоставляется возможность познакомиться с тележурналом «Поколение», исполнить любимые песни под караоке.
С целью оценки качества обслуживания в сентябре 2003 года начата реализация проекта «Внедрение мониторинга результативности в сфере надомного обслуживания». Эксперимент рассчитан на два года. Нам была предложена методика, взятая из американского опыта. Если раньше мы определяли результаты работы по итогам квартала, полугодия, года, определяли удовлетворенность вообще, то по этой методике удовлетворенность клиентов получаемыми услугами определяется по одному конкретному дню и с учетом той ситуации, в которой они находятся. В рамках проекта введено планирование социальных услуг на каждый день с участием самих пенсионеров.
Анализ результативности работы отделений социального обслуживания на дому был проведен в мае 2004 года и показал, что почти во всех случаях предоставлялись те услуги, которые планировались, и 97 % клиентов считают, что услуги оказывались им очень хорошо. В ходе первого этапа проекта подготовлены рекомендации по использованию предложенной технологии в дальнейшей работе Центра.
Информация о работе Инновационные методы работы с пожилыми людьми