Характер взаимодействия субкультуры и контрокультуры с доминируещей культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Современное состояние культуры исследователи нередко оценивают как переходное. Стремительное внедрение информационных технологий трансформирует устоявшийся культурный уклад. На наших глазах происходит смена культурных парадигм. Серьезные изменения затрагивают коренные миропредставления, ценностные ориентации, жизненные стратегии современного человека.
Одновременно разворачиваются два разнонаправленных процесса: с одной стороны, мы наблюдаем явление глобализации, которое ведет к усреднению, унификации культур, с другой стороны, происходят противоположные процессы, которые преследуют цель сохранить и поддержать культурную самобытность.

Файлы: 1 файл

экономика предриятия.docx

— 51.47 Кб (Скачать)

Введение  

Актуальность. Современное  состояние культуры исследователи  нередко оценивают как переходное. Стремительное внедрение информационных технологий трансформирует устоявшийся  культурный уклад. На наших глазах происходит смена культурных парадигм. Серьезные изменения затрагивают коренные миропредставления, ценностные ориентации, жизненные стратегии современного человека.

Одновременно  разворачиваются два разнонаправленных  процесса: с одной стороны, мы наблюдаем  явление глобализации, которое ведет  к усреднению, унификации культур, с другой стороны, происходят противоположные процессы, которые преследуют цель сохранить и поддержать культурную самобытность.

Современное общество становится более мозаичным, разнообразным, культура превращается в «мультикультуру», она все более дифференцируется внутри себя. Между личностью и общественным целым обнаруживается растущее напряжение. Проблема культурной самоидентификации личности сегодня становится ключевой.

В картине развития современной культуры можно обнаружить противоречивые процессы, имеющие подчас противоположную направленность. Наряду с универсализацией и глобализацией, которые ведут к унификации культуры, параллельно происходит усложнение внутренней структуры общества, связанное со все большим дроблением социальных групп и выявлением разнообразных культурных потребностей и ориентиров. Современная культура вбирает в себя множество субкультур.

В культурологии  проблема субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции  социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву. Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений.

Последнее время  для характеристики внутренних градаций в системе культуры и процессов, происходящих в культуре современного общества, все более широко используется понятие субкультуры. Это специфическое образование, отражающее культурную неоднородность общества и фиксирующее устойчивое или временное отличие ценностных ориентаций, социальных и культурных устремлений конкретной группы людей от господствующей в обществе культуры. В послевоенный период на Западе, а затем и в России получили распространение различные молодежные субкультуры, характеризующие специфические настроения и стремления молодежи к самовыражению в культурных формах - внешний вид и одежда, поведение, формы общения и т.д., - отличных от общепринятых. При этом существование конкретных молодежных субкультур в большинстве случаев было недолговечным. Мода на них менялась, одни субкультуры заменялись другими: хиппи, битники, панки, скинхеды и т.д.

Субкультура, отличаясь  от нормативной культуры данного  общества, вовсе не обязательно вступает с ней в конфронтацию или претендует на то, чтобы стать доминирующей в обществе. Но субкультура перерастает в контркультуру, когда она содержит протест против существующей культуры и даже стремится ее заменить. Контркультурным было, например, молодежное движение 60-х годов XX века, носившее антибуржуазный характер, выступавшее против истеблишмента.

Различие субкультуры  и контркультуры не всегда можно  установить с достаточной определенностью. Некоторые субкультуры враждебны  принятой культуре общества, но не выходят  за пределы определенной среды. Так, криминальный мир имеет свою субкультуру - ценности, нормы, язык, даже примитивную художественную культуру (блатные песни). Она чужда и враждебна нормативной культуре общества, оставаясь культурой асоциальных групп. С другой стороны, наблюдается стремление использовать понятие контркультуры для описания процессов возникновения инноваций в системе ценностей, зарождения новых культурных феноменов.

Исходя из вышеизложенного  проблема соотношения понятий «контркультура»  и «субкультура» является чрезвычайно  актуальной. 

Понятие субкультуры  

Под субкультурой чаще всего понимают культурно-специфическую группу, компактную, сравнительно небольшую и относительно изолированную от остальных, которая отличается от базовой культуры по ряду признаков. В качестве таких признаков могут выступать язык, религия, обычаи, нравы, хозяйственный уклад, отношение к искусству. Эти специфические признаки обычно порождены относительно изолированным существованием этой группы.

Например, особые черты присущи укладу жизни русских  камчадалов вследствие удаленности  района их проживания от центра; казаков, которые издавна селились в приграничных районах и создавали особый уклад жизни, в котором ключевая роль отводилась военной службе, защите отечества от внешней опасности; старообрядцев, которые выбрали сознательный изоляционизм и пытались сохранить в неприкосновенности древние религиозные и культурные традиции.

Отличия субкультуры  закрепляются в особых чертах поведения, сознания, языка, то есть том, что называют ментальными различиями. Эти особенности  в достаточной степени осознаются теми, кто включен в эту субкультуру. В художественном фильме Георгия Данелия «Мимино» главному герою, отправляющемуся из своего горного селения в «большой мир», соседи дают наставление: «Если увидишь обидчика, не вздумай его убивать! Могут неправильно понять». В этой курьезной фразе выражено совершенно четкое понимание отличий своей культурной общности от других.

Обычно субкультура  не стремится к распространению  своей системы ценностей на всю  культуру. Её задача - сохранить свою уникальность, культурную неповторимость внутри ограниченной группы.

В самом общем  виде субкультуры можно разделить  на две группы: естественные, которые  возникают вследствие общих закономерностей, имеющих природный характер, и  социально обусловленные, которые  складываются в результате действия социально-исторических факторов.

К первой группе можно отнести субкультуры, в  основе которых лежат возрастные, гендерные и этнические различия.

В Европе вплоть до эпохи Возрождения подростки  воспринимались как маленькие взрослые. Им шили точно такие же кафтаны, как и для родителей, надевали такую же обувь. Мысль о том, что мир ребенка радикально отличен от мира взрослых, в то время еще не родилась. Так было и во времена Шекспира. Однако позже детей как бы отделили от людей зрелого возраста. Появилась своеобразная субкультура, которая и сохраняла, и воспроизводила себя.

Эдуард Фукс в своем трехтомном сочинении  «Иллюстрированная история нравов»  приводит многочисленные примеры субкультурных  феноменов. Живописуя нравы аристократии эпохи Ренессанса, автор не забывает подчеркнуть своеобразие крестьянской и монашеской жизни, рассказывая об эпохе абсолютизма, Фукс особо характеризует привычки мещанства. Субкультуры рождаются, живут, устраняются, а ведущий ствол культуры при этом неизменно сохраняется.

В культурологии  проблема субкультур рассматривается, как правило, в рамках изучения явления  социализации. Предполагается, что  приобщение к культурным стандартам, восхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления. По мнению некоторых исследователей, существует такое явление, как «культурные циклы», обусловленные сменой поколений.

Уровень специфичности  тех или иных субкультур по отношению к основной национальной культуре в каждом конкретном случае уникален. Где-то преобладает тенденция сближения с базовой культурой, а где-то стремление к еще большему размежеванию. Еще три века тому назад Франция практически состояла из нескольких десятков этносов со своеобразными культурами, а собственно французской была субкультура Парижа и его окрестностей. Сегодня это местное своеобразие в значительной степени стерлось, все слилось в единую французскую культуру. В Югославии же сербская, хорватская, македонская, боснийская культуры имели изначально не столь существенные различия, тем не менее результат их взаимоотношений хорошо известен.

В развитом обществе возникновение альтернативных культурных форм неизбежно. Оно порождается  самим фактом развитых социальных отношений. Культура любого общества, а демократического особенно, должна впитывать, ассимилировать, переосмыслять эти ответвления. Попытки запретить, уничтожить, порождают протестные и агрессивные заявления и действия. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур.

Таким образом, понятие "субкультура" в первом приближении обозначает совокупность ценностей, убеждений, аттитьюдов и  жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее. Несмотря на то, что сегодня понятие субкультуры во многом ассоциируется с различными молодежными культурами (моды, рокеры, скинхэды, панки), оно также вполне применимо к группам, организованным по принципу этнической, гендерной и сексуальной принадлежности. Данное понятие концептуализировалось в основном в рамках социологии девиантного поведения (где оно использовалось, в частности, для обозначения культуры "делинквентов", преступников или наркоманов). В ранних объяснениях поведения делинквентов из среды рабочего класса, например, акцентировалась чрезмерная привеженность рабочей молодежи ценностям старшего поколения рабочих (такие, как крутизна и маскулинность, хитрость, а не легковерие, предрасположенность к риску) - как идущая в разрез с господствующими нормами культуры среднего класса (Миллер 1958).

Понятие "субкультуры" имеет большое значение в силу того, что фиксирует факт наличия различных культур в рамках одного общества. В отличие от более раннего понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и в случае с "контркультурой", понятие "субкультура" подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Вместе с тем понятие "контркультура" чаще применяется в отношении групп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции, тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур.  

Контркультура.  

Контркультура - это такие явления культуры (символы, ценности, образцы поведения), которые  противостоят доминирующей культуре, отрицают ее.

В качестве примеров контркультуры можно назвать  движение киников, ранний буддизм, раннее христианство. Христианство возникает  как движение, оппозиционное официальному Риму. Оно провозглашало идеи братства, равенства, справедливости, которые шли вразрез с принятой в Риме системой ценностей и укладом жизни. Поэтому христианство на протяжении первых четырех веков своего существования было запрещенной, нелегальной религией. В конце 4в. Христианство становится государственной религией римской империи, т. е. из контркультуры превращается в официальную, господствующую культуру Рима, а затем и всей средневековой Европы. Таким образом, контркультура выступает катализатором культурно-исторического процесса, она заключает в себе возможность преобразования культуры, обладает потенциалом ее обновления.

Одной из контркультур является и молодежная контркультура. Она проявила себя наиболее ярко в 60 - 70-е гг. в период массового молодежного  движения на Западе. Это было выступление  подростков, школьников, студентов против ценностей потребительского общества. Глобальное разрушение природной среды, совершенствование оружия массового уничтожения, возрастание жестокости и равнодушия в отношениях между людьми, бессилие во многих случаях парламентской демократии - все это побуждало сторонников контркультуры искать иные, альтернативные пути развития общества и культуры.

Молодежная контркультура  не Западе впитала в себя анархизм и нигилизм, романтическое мироощущение, азиатские религиозные и мистические  культы. Она сумела раскрыть в себе потенциал альтернативной культуры и оказала влияние на современную западную культуру, в которой изменились отношения между полами, произошел отказ от традиций рациональности, увлечение техниками саморазвития, восточными религиозными учениями, был признан плюрализм ценностей.

В настоящее  время проявлением контркультуры  на Западе можно считать движение антиглобалистов. Они выступают  против экономической и культурной глобализации, против транснациональных  кампаний, резкого разделения стран на богатые и бедные, социальной поляризации в современном мире. О том, что современный мир очень поляризован, красноречиво говорит тот факт, что 358 самых богатых людей планеты получают столько же доходов, сколько 3 миллиарда человек, т. е. половина населения планеты. Уровень жизни в развитых странах в 60 раз выше, чем в развивающихся. Антиглобалисты считают, что процессы глобализации приведут к уничтожению национальной специфики, унификации образа жизни, превращению целых народов в копию американского стандарта.

Информация о работе Характер взаимодействия субкультуры и контрокультуры с доминируещей культурой