Характер взаимодействия субкультуры и контрокультуры с доминируещей культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Современное состояние культуры исследователи нередко оценивают как переходное. Стремительное внедрение информационных технологий трансформирует устоявшийся культурный уклад. На наших глазах происходит смена культурных парадигм. Серьезные изменения затрагивают коренные миропредставления, ценностные ориентации, жизненные стратегии современного человека.
Одновременно разворачиваются два разнонаправленных процесса: с одной стороны, мы наблюдаем явление глобализации, которое ведет к усреднению, унификации культур, с другой стороны, происходят противоположные процессы, которые преследуют цель сохранить и поддержать культурную самобытность.

Файлы: 1 файл

экономика предриятия.docx

— 51.47 Кб (Скачать)

Социальную основу движения антиглобалистов составляет молодежь в возрасте от 18 до 23 лет  из числа среднего класса, хорошо организованная. Антиглобалисты пытаются влиять на принятие важных политических решений. Под давлением  антиглобалистов лидеры большой восьмерки на саммите в Канаде приняли решение списать развивающимся странам долг в размере 1 миллиарда долларов и выделить 6 миллиардов на программу развития Африки.

Последнее время  широкое распространение получили различные религиозные течения  контркультуры. Во всем мире в массовом порядке появляются разнообразные  религиозные секты и учения. Обратившись  к истории любой секты, мы обнаруживаем, что в ее начале лежит противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своей предков, признать (порою письменно) всю предшествующую жизнь ошибкой.

Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, неустроенные, ищущие, но не нашедшие себя в этой жизни. Они, как  правило, легко поддаются внушению, готовы отказаться от свободы и принять  установки своих учителей. Вступить в секту легко, выйти из нее крайне трудно. Специалисты сравнивают сектантскую деятельность с наркотической. Некоторые секты создаются с корыстными целями господства над людьми. На территории России сейчас действует около 2 тысяч различных сект, в которых задействовано более полутора миллионов молодых людей. В мире, в том числе в России, получили распространение такие религиозные секты, как "церковь Христа", мормоны, иеговисты, "Белое братство", "Богородичный центр", движение Муна, "Аум-Сенрике", "Церковь последнего завета", виссарионовцы, "Новая эра", "Век водолея" и др. Некоторые из них оказались под запретом. Таким образом, современная контркультура существует не только в политической и художественной, но и религиозной форме. 

Соотношение понятий «субкультура»  и «контркультура»   

Развитие культуры определяется самыми разнообразными факторами. Внутри общественных групп возникают  специфические культурные феномены, закрепляющиеся в манере поведения, особенностях ментальности и языка. Поскольку субкультуры достаточно автономны, можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этих сообществ.

Цыгане, например, не считают зазорным воровать у «чужих», однако воровство внутри табора оценивается  как преступление. Судьбу человека, который нарушил вековые традиции, решают старейшины, руководствуясь своим пониманием морали и жизненным опытом. Цыгане вовсе не претендуют на то, чтобы сделать их жизненные нормы всеобщими, напротив, они заинтересованы в сохранении своего уклада в противовес окружающей культуре как «чуждой». То же можно сказать о криминальном мире. Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды. Эта среда создает свой особый мир ценностей не всегда понятный остальным людям. Субкультура стремится держать свои социокультурные признаки в определенной изоляции от «иных» культурных слоев.

Однако в истории  культуры известны такие примеры, когда  локальные комплексы культурных ценностей начинают активно внедряться в культуру и претендовать на универсальность. Они выходят за рамки своей культурной среды, возвещая новые ценностные установки для широких масс. В этом случае можно уже говорить не о субкультуре, а о контркультуре.

В современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным культурным ценностям. Нередко оно отождествляется с молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре, бунт детей против «культуры отцов». В этом слове объединились различные процессы, направленные против господствующей культуры, на формирование антикультурных чувств, связанных с агрессивностью, отсутствием культурной толерантности.   

Выводы. В современной  культурологии понятие контркультуры  используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным  принципам, которые господствуют в  конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов». Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - контркультуру.

Контркультура - это субкультура, резко отличающаяся от господствующей и являющаяся прямым вызовом ей.

Появление контркультурных  тенденций вызывается разными механизмами. Во-первых, они появляются там, где  господствующая культура уже не в  полной мере соответствует реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых форм. Во-вторых, одним из движущих моторов формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении.

Для самоутверждения в господствующей, взрослой культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию. Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо ею заниматься с ранних лет, жизнь положить во имя искусства. Для этого требуется получение солидного образования, наличие больших природных способностей и т.д. Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые формы культуры и попасть в струю настроений определенной социальной группы. Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь.

Порой для того, чтобы занять видное место в контркультурной  среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая  взамен. Часто носителями контркультурных  тенденций выступает преступный мир, активно отрицающий господствующую культуру, бросающий ей вызов по всем направлениям.  
 

Заключение    

Существенная  особенность человека состоит в  том, что окружение, в котором  он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания  предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей.

Этот мир взаимоотношений  бесконечно разнообразен. Житель города и житель деревни, представители  населения, скажем, Грузии, Украины, России, каждая обособленная социальная группа - все живут в мире своих правил, норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах. Более того, в силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и  разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой; В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества. Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.

Каждая из групп  людей, стоящих на разных экономических  ступенях в процессе распределения  общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять, - таким образом создается молодежная культура. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких систем комплексов, как "культура предприятия", "культура школы", "культура управления". Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как "армейская жизнь", "богема", "жизнь в коммуналке", отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей.

Иммигрант может  жить в основном внутри иммигрантской  субкультуры, а жена военного - в  военной зоне. Она может иметь  мало контактов с гражданскими людьми или их ценностями. Дети проходят через несколько возрастных культур, часто огорчая мать, которая оперирует ценностями другой возрастной субкультуры.

В силу ряда социальных, политических или экономических  обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Культурологи полагают, что термин "контркультура" приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов.

Бандитская группировка, например, не лишена стандартов поведения и нравственных норм; напротив, она имеет ярко выраженные стандарты и нормы, но совершенно противоположные всеобщим, общепринятым нормам данного общества. Субкультура бандитской группировки вступает в конфликт с культурой общества. Группа бандитов обучает молодежь такой культуре, которая находится в оппозиции к доминирующей; отсюда возникает возможность дальнейшего распространения контркультуры. Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярном в 60-70-х годах на Западе. Хиппи проповедовали культуру, в которой труд представляется нежелательным, а воздержанность - ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм - ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ - недостойностью. Таким образом, существовали образцы поведения, полностью противоположные основным нравственным нормам, принятым в западных странах. Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурны образцам.

На мой взгляд, отношения культуры и субкультуры  необходимо рассматривать в рамках концепции развития культуры. Доминирующая культура представляет собой некую  программу развития общества, в рамках которой сосуществуют множество  субкультур, как традиционных, так и иннованционных (в том числе молодежные субкультуры). Собственно, сегодня само понятие "доминирующая культура" звучит некорректно. Тенденции постмодерна привели к принятию всех культурных форм. Поэтому, на мой взгляд, о современной культуре можно говорить как о совокупности субкультур.

По мере изменения  существующих условий как со стороны "внешнего" мира (материальные явления), так и со стороны "внутреннего" (мира сознания) культура претерпевает множество изменений. Обладая набором  традиционных ценностей, культура должна удовлетворять базисные человеческие потребности. Но трансформирующиеся общественные отношения уже не принимают их. В этом случае инструментом обновления и адаптации культуры служит субкультура. Возникает вопрос о роли контркультуры в этом процессе.

По моему мнению контркультура является стадией  развития субкультуры. Она возникает  из субкультуры именно в переломные для культуры моменты. Играя роль культурного взрыва, переворота, она, подобрав в свое время "ненужные" ценности, выбрасывает их на суд общества. Со временем они переходят из разряда контркультурных, т.е. враждебных культуре и обществу, в разряд традиционных, принимаемых большинством. В результате процесса "инверсии", т.е. смены культурной парадигмы контркультура растворяется, приобретая вновь субкультурную форму.

Таким образом, несмотря на устоявшееся в науке  представление о субкультуре  и контркультуре как о различных  культурных формах, можно предположить, что контркультура является стадией  развития субкультуры. А в целом  субкультура представляет собой механизм адаптации и особую подсистему внутри культуры. 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Учусь[Электронный ресурс] /  учебники и учебные материалы, рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы.- Режим доступа: http://uchus.info  — Загл. с экрана.
  2. Студенческие работы и учебные материалы [Электронный ресурс] Используя материалы данного сайта, вы можете с легкостью написать свои студенческие работы — Режим доступа: http://student.zoomru.ru — Загл. с экрана.
  3. Кафедра государственного и муниципального управления [Электронный ресурс] / Учебник Фролов С.С. Социология http://www.regionstudy.narod.ru/Region_Department/Sociology/Lecture3 — Загл. с экрана.
  4. Рожков М.И., Ковальчук М.А., Ходырев А.М. Особенности субкультуры неформальных молодежных объединений
  5. Гуревич П.С. Культура и контркультура.
  6. Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры.

Информация о работе Характер взаимодействия субкультуры и контрокультуры с доминируещей культурой