Феминизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Современные международные отношения трансформируются и эти преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю политику различных государств, но и на конкретного человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его жизнедеятельности. Природа международных отношений не является неизменной, они развиваются. Это относится, в том числе, к формированию оснований реального равноправия полов в пространстве международного социума.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……….
2
1. Основные этапы становления и развития феминизма…………………………
3
2. Понятие и сущность феминизма………………………………………………...
9
3. Классификации феминизма……………………………………………………..
13
Заключение………………………………………………………………………….
19
Библиографический список…………………

Файлы: 1 файл

КР_Феминизм.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Следует отметить, что  теории постмодернистского феминизма  и феминистского психоанализа далеки от задач современного женского движения, мало востребованы им.

Ещё одна новая ориентация феминизма получила название «феминизм силы» (power feminism). Это название предложила Naomi Wolf, которая противопоставляет его «страдальческому феминизму» (victim feminism) - так она характеризует радикальный феминизм. Naomi Wolf считает, что пора покончить с фразеологией войны между полами, ибо на самом деле женщины не являются жертвами и слабыми по своей природе, хотя и бывают и жертвами, и слабыми.

Феминистки силы поддерживают политические устремления женщин. Их интересует реальное участие женщин в структурах власти и вообще в социальной жизни (а не только формальное равенство). Они исследуют феномен маскулинности, изменения в стереотипах мужественности, а также изменения в отношениях между полами.

Феминизм силы признает, что мир в значительной мере изменился  с 1960-х гг. Под влиянием борьбы феминисток объём свободы для женщин в странах Запада существенно увеличился, и явная дискриминация женщин стала затруднительной и реже проявляется. Однако женщины по-прежнему опутаны стереотипами - только модифицированными, не используют и не умеют использовать сполна отвоеванные свободы, в том числе на международной арене. В прочности завоеваний феминизма всё ещё нет уверенности.

Феминистки силы обращают внимание на тот факт, что женщины  по-прежнему не имеют должного влияния  на международные отношения. Между тем они оставляют более половины человечества. В парламентах и правительствах женщин незначительный процент. Такое положение не может не возмущать. Женщины так же, как и мужчины, способны к выполнению различных ролей в обществе и в международной жизни, и точно так же, как и мужчины, обладают способностью к саморазвитию и испытывают потребность в нём.

Подчеркнём, что в качестве основной цели феминизм силы выдвигает, прежде всего, завоевание женщинами  пропорционального участия в  структурах власти, всякой власти. До недавнего времени женщинам не приходила в голову мысль о том, чтобы взять власть. Либеральные феминистки показали, чего можно добиться, умело оказывая давление на власть, доказывая, лоббируя, приводя в органы власти то здесь, то там отдельных женщин. Радикальные феминистки хотели настоящего революционного переворота, однако власти не добились.

Между тем власть принадлежит  женщинам, как большинству. Нужно  только не бояться её взять и не бояться борьбы, которой потребует  попытка её взять. Naomi Wolf испытывает глубокое доверие к демократии, однако понимает, что мужчины, когда действительно чувствуют угрозу потери власти, перестают быть галантными и приводят в движение все имеющиеся в демократии средства, чтобы этого не допустить. Они имеют в своих руках, в частности, средства массовой информации. Однако женщинам не следует бояться брать власть, им вообще необходимо перестать бояться и поверить в себя. Для того чтобы окончательно добиться власти, нужно пробудить в женщинах волю к власти. Этот основной мотив звучит в работе Naomi Wolf «Fire with fire. The new female power and how it will change the 21st century» многократно.

Значительно обогатили  изучение постмодернистского фазиса западной культуры исследования представительниц интеллектуального феминизма: Симоны де Бовуар, Кейт Миллит, Суламифь Фаейерстоун, Люси Иригарэй, Хален Сиксу, Юлии Кристевой, Эмми Фи и других, которые сосредоточили внимание на анализе процессов эмансипации и феминизации, и с позиций которых противостояние между мужчиной и женщиной рассматривается не столько как отражение природной реальности, где каждая из сторон противоречивого двуединства равноценна и равнозначна, сколько в социокультурном контексте. По мнению лидеров европейских интеллектуалок, «мужчина» и «женщина» - это «культурные метафоры» или «концепты, сконструированные культурой».

Считаю нужным подчеркнуть, что современный тип культуры - техногенный, на её фоне сегодня развивается  теория западного и американского  феминизма. Многообразие форм феминизма, по моему мнению, объясняется тем, что от культуры к культуре накопленные знания и опыт борьбы приобретают другое звучание. Поэтому нынешний западный феминизм включает в себя все прежние достижения, человеческие знания, уровень нравственного и эстетического развития, мировоззрение, менталитет, способы и формы общения людей.

Итак, термин «феминизм» подразумевает единую идеологию, но внутри этого движения существует множество  подгрупп. Из-за различных исторических прецедентов, различий в положении  и общественном статусе женщин в разных странах, а также других факторов, феминистская идеология должна была двигаться в различных направлениях для того, чтобы достичь намеченных целей. Как результат, существует много разновидностей феминизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идеология феминизма  восходит к XVIII в., к событиям, связанным  с борьбой за независимость в  Северной Америке, и женским политическим клубам времен Французской революции.

Появление феминизма  на европейской интеллектуальной авансцене  принято связывать с многочисленными теориями и концепциями XVIII - XX вв., и в том числе: теории прав человека (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Дж. С. Милль), теории утопического социализма (Ш. Фурье, К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн), и, наконец, различных по своему содержанию и направленности теориям, в которых сексуальность человека впервые начала рассматриваться в социальном и политическом контекстах (3. Фрейд, В. Райх, М. Мид, Г. Маркузе, М. Фуко, Ж. Деррида и Ж.-Ф. Лиотар). Становление теории и идеологии феминисткого движения изначально осуществлялось как поиск ответов на вопросы, касающиеся статуса женщин в обществе.

Феминизм вызывает существенные изменения в жизни женщины, во всем, что имеет отношение к  ее социальному статусу, ее месту  в обществе. Феминизм в широком  смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.

Феминизм как идеология  и политическая практика за период своего существования пережил немало спадов и подъемов. В странах так называемого «первого» и «второго мира» положение женщин определенно улучшилось, и многие вопросы, которые поднимали феминистки прошлого, стали сегодня частью обыденного сознания в обществе. Мало кто сегодня будет протестовать против права женщин на образование, оплачиваемый труд или право голоса или выступать за возврат к вопиющему неравноправию XIX в.

Во многих странах  мира, однако, женщинам по-прежнему отказано в этих правах, а преимущества от произошедших изменений распределены далеко не поровну в Европе и Америке. Даже в наиболее развитых странах остается прежний порядок, где высокие должности во властных структурах заняты в подавляющем большинстве мужчинами. Женщины как социальная группа продолжают отрабатывать больше часов, чем мужчины (особенно в доме), и получать значительно меньшее материальное вознаграждение.

Только при переходе в постмодернистское общество стал возможен взгляд, позволяющий отделить подлинно либеральные ценности (провозглашение личностной свободы, права индивидуального выбора) от идеологических наслоений. Здесь роль феминизма состоит в том, чтобы противопоставить патриархальному обществу альтернативное, патриархальной идеологии - другую - феминную. Только благодаря различным точкам зрения на социальную реальность возможно существование плюралистичного, полипарадигмального общества, с множеством субкультур.

На практическом же уровне феминизм существует как изживание  патриархата из повседневной жизни, вносит свой вклад в налаживание новых практик, свойственных постмодернистскому обществу, в котором на передний план выступает индивидуальность вне половой принадлежности. В данном контексте ценность феминизма в том, что это один из способов перехода к обществу с множественностью выборов. Истинное значение феминизма - не создание проекта идеального общества, которое нужно воплотить в жизнь, а формирование способа преобразования существующего общества в то, которое будет более адекватным запросам времени. Феминизм как практический и теоретический феномен - продукт модернисткого, индустриального общества, и он во многих своих первоначальных формах растворяется, теряет свое идеологическое значение в постмодернистком обществе, внеся свой вклад в его создание.

Общепринятой считается  следующая типология феминизма: Либеральный феминизм направлен на достижение женщинами равных прав и обязанностей, как в обществе, так и в семье. Социалистический феминизм, ориентирован на изменение существующей системы с уничтожением всех различий. Интеллектуальный феминизм, как новая социально-философская теория и широкая социально-политическая практика, выходящая в сферы творчества и политики. Радикальный феминизм выступает за критический пересмотр системы социальных отношений, и предлагающий общественное устройство с обособленной ролью женщин.

Современные международные  отношения трансформируются и эти  преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю  политику различных государств, но и на конкретного человека, его  мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его жизнедеятельности. Природа международных отношений не является неизменной, они развиваются. Так, существенную роль в современных международных отношениях играет феминизм - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Идеология феминизма восходит к XVIII в., к событиям, связанным с борьбой за независимость в Северной Америке, и женским политическим клубам времен Французской революции. Но активизировалось движение феминизма с конца 1960-х гг. Именно в эти годы на Западе наблюдалась активизация демократических процессов, направленных на ликвидацию различных форм дискриминации.

Феминизм обогатил международные  отношения новой постановкой  вопросов, позволил увидеть международную реальность под другим углом зрения, более многогранно. Он задал неожиданные вопросы, на которые ранее просто не обращали внимания. Феминизм обогатил междисциплинарность международных исследований, привлекая данные не очень «привычных» для них наук, в том числе педагогики, биологии, медицины, герменевтики. Энн Тикнер пишет, что феминистские теории «черпают как из социальных и естественных наук, так и из гуманитарных наук и философии. Они включают великое множество гносеологических и методологических подходов».

В теоретическом плане  феминизм, как и другие постпозитивистские направления, предлагает большую вариативность, показывая ограниченность признанных теоретических подходов. Сейчас пришло время, когда именно женские качества нужны на публичной, международной глобальной арене, чтобы решить стоящие перед современной цивилизацией проблемы.

Главное внимание в сфере  безопасности феминисты уделяют  тому, какую роль женщины играют в вопросах войны и мира. Феминисты  считают женщин носителями мирного  начала, а мужчин - агрессорами по своей природе, затевающими войны и конфликты из-за своих амбиций или опять-таки же из-за женщин. Феминисты предлагают пересмотреть само понятие безопасности, расширив его за счет включения в него не только военно-стратегических, но и экономических, социальных, культурных, экологических и прочих аспектов. Партнёрство между женщинами и мужчинами в политике не только возможно, но и необходимо. Политика - слишком серьезное и общее дело, чтобы доверять его только мужчинам. Исследования в разных странах фиксируют, что женщины хотят делать нравственную политику, что очень важно сегодня для улучшения жизни людей, решения проблем равенства, развития, мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Бовуар С. де. Второй пол. М.,Спб.,1997.

2. Брайсон В. Политическая теория феминизма: Введение. М.: Идея-Пресс, 2001.

3. Теория и история феминизма. Курс лекций / Под ред. Ирины Жеребкиной. Харьковский центр гендерных исследований: Ф-Пресс, 1996.

4. «Феминизм: перспективы социального знания» (научно-попул. изд.) М.,\,1992.

5. Феминизм: Восток, Запад, Россия. М., 2003.




Информация о работе Феминизм