Феминизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Современные международные отношения трансформируются и эти преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю политику различных государств, но и на конкретного человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его жизнедеятельности. Природа международных отношений не является неизменной, они развиваются. Это относится, в том числе, к формированию оснований реального равноправия полов в пространстве международного социума.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……….
2
1. Основные этапы становления и развития феминизма…………………………
3
2. Понятие и сущность феминизма………………………………………………...
9
3. Классификации феминизма……………………………………………………..
13
Заключение………………………………………………………………………….
19
Библиографический список…………………

Файлы: 1 файл

КР_Феминизм.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Феминизм как современное  альтернативное идеологическое течение  отличается плюрализмом (наиболее видные ее представительницы: Ю. Кристева, Э. Сиксу, Л. Ири-гарай, С. Кофман - во Франции; Э. Шоуолтер, Б. Кристиан, С. Гилберт, С. Губар - в США). В феминистскую идеологию включается множество идей, связанных с опытом каждой женщины, угнетаемой и оскорбляемой обществом, которое создали мужчины.

Теория феминизма ставит своей целью понимание природы  неравенства полов и заостряет  внимание на вопросах политики, власти и сексуальности. Политическая активность феминисток (и феминистов) сосредоточена  на таких проблемах, как права  деторождения, домашнее насилие, отпуска по беременности и родам, равная заработная плата, сексуальное преследование, дискриминация и сексуальное насилие. Темы, исследуемые феминизмом, включают в себя дискриминацию, стереотипизацию, объектификацию (в особенности сексуальную объектификацию), угнетение и патриархат.

Главная цель феминизма - свергнуть господство мужчин над  женщинами. Господство проявляется  дома, на службе, на улице, в зале парламента. Нужно объяснить и понять причины  господства, чтобы избавиться от него. Идеология феминизма предназначена для того, чтобы изменить существующее положение вещей. Отсюда призыв: тотальное сопротивление.

Основные приоритеты феминизма:

• борьба со всеми формами насилия над женщиной;

• проблемы здравоохранения, болезни и смерти;

• борьба с неравными экономическими шансами и социальной дискриминацией женщин во всех профессиях;

• борьба за равный доступ к политической власти.

Основной постулат феминизма: приватная сфера есть политическая сфера.

Именно с феминистскими  исследованиями связывают вхождение в научный обиход понятия «гендер», активное использование которого с конца 1970-х гг. в качестве аналитического инструмента, открыло новые возможности в изучении проблем общества и культуры.

Полагаю, что главное  в феминизме то, что он вызывает существенные и необратимые изменения в жизни женщины, во всем, что имеет отношение к ее социальному статусу, ее месту в обществе. Феминизм очень сильно меняет картину мира в политическом и экономическом аспекте, проявляя ранее скрытые, а теперь все быстрее и быстрее набирающие вес силы.

Итак, феминизм является неотъемлемой частью культурной истории  человечества. В настоящее время  феминизм представляет собой не только один из наиболее влиятельных факторов развития социально-гуманитарной теории, но и существенный компонент социокультурных процессов в целом. В становлении, развитии и функционировании феминистской теории долгое время наблюдались разнородность, несовершенство и незавершённость на уровне теоретического дискурса, а также гетерогенность методологической базы. В последние 40-50 лет выявляется принципиальная тенденция к интеграции теоретического и практического опыта, накопленного в сфере феминистской мысли. Интеграция имеющегося научного знания в области феминистской мысли приводит к созданию и расширению теории феминизма.

 

 

3. Классификации феминизма

 

Существуют различные  классификации современного феминизма.

В зависимости от понимания  женской сущности выделяются два  больших течения феминизма - феминизм «равных прав» и феминизм «радикальный». Сторонники первого не настаивают на важности различий между полами, представители второго исходят из особенности природы женщины, ее большей моральности и духовности в сравнении с мужчинами.

Согласно наиболее распространенной классификации, феминизм подразделяется на: либеральный, радикальный и марксистский (или социалистический).

Либеральный феминизм нацелен  на достижение равенства полов в  рамках существующей социальной системы  практически путем стирания существующих между мужчинами и женщинами  различий, т.е. особенности женской природы здесь не учитываются. Женщина просто получает беспрепятственный доступ в мир, созданный мужчинами, и начинает на равных конкурировать с ними.

Феминистское направление  в международных исследованиях  порой рассматривается как часть неолиберализма. Но большинство феминистов, занимающихся изучением международных отношений, как отмечает Э. Тикнер, ссылаясь на работу Кристины Силвестер, возражает против такой ассоциации, полагая, что это «приводит к снижению их авторитета, и, вероятно, может снизить еще более возможность их серьезного восприятия».

Радикальный феминизм исходит  из необходимости переоценки женской  сути, самостоятельной (без влияния  патриархатных мыслительных конструкций) выработки понимания женской  идентичности, места и роли женщин в обществе. Радикальный феминизм считает патриархат источником большинства серьёзных общественных проблем. Жестокость и притеснения по отношению к женщинам потому, что они - женщины, более существенная причина дискриминации, чем класс, этническая принадлежность, религия, и т.д. Эта форма феминизма была популярна во второй волне, но не столь популярна в наше время. Несмотря на это, многие всё равно приравнивают термин «феминизм» исключительно к идеям радикального феминизма. Некоторые считают, что приоритизация угнетения женщин и универсализация идеи Женщины с заглавной буквы, традиционно принадлежащие идеям радикального феминизма, чересчур упрощают проблему, и что женщины в других странах никогда не смогут испытать, что значит быть «Женщиной» в равной степени с жительницами стран западного мира. феминизм международный движение

Крайние представители  этого течения выступают за строительство  общественного порядка, не имеющего ничего общего с нынешними патриархатными структурами, и вообще за раздельное существование полов. Для достижения этой глобальной цели они намерены произвести радикальные изменения в общественном сознании, результатом которых станет иной образ женщины.

Феминизм как либерально-реформаторского, так и радикального толка начиная  с 60-х гг. XX в. достаточно легко вписался в общую логику социального протеста в плане тотальной критики «патриархальной» культуры всех исторических эпох, сформировавшей подавление женщины как на уровне семьи, так и в обществе в целом, заставляя ее примириться с мужскими приоритетами во власти и собственности, познании и искусстве, морали и даже религии.

Социалистический (марксистский) феминизм, в основе которого лежит  работа Фридриха Энгельса «Об истоках  угнетения женщин», являющаяся частью его более крупного произведения «Происхождение семьи, частной собственности и государства», рассматривает половую дискриминацию в качестве естественного следствия классового и расового господства, которые могут быть уничтожены практически одновременно. В рамках этого течения предлагается пропаганда полной сексуальной свободы, отказа от семьи и материнства и отмены всех социальных половых различий.

Радикальный феминизм иногда сравнивают с марксистским феминизмом. Их сходство в том, что оба рассматривают  мир как противостояние двух классов: мужчин и женщин, пролетариата и буржуазии, соответственно. Радикальный феминизм считает патриархат формой угнетения женщин мужчинами.

В последнее время  принято выделять неофеминизм, сторонники которого настаивают на отказе женщин от материнства и полного стирания всех социальных различий между мужчинами и женщинами.

К указанным трех течениям (либеральному, радикальному и марксистскому) иногда добавляют также психоаналитический и экологический феминизмы.

Для психоаналитического  феминизма характерна установка на преобразование сознания самих женщин, закрепощение которых видится в подсознательных программах, «разработанных» мужчинами. Французский психоаналитический феминизм (в лице Люси Ирригарэ) требует отказаться от фрейдистского представления о женщине как кастрированном мужчине. В центр поставлена не мужская, а женская сексуальность.

Сторонники экологического феминизма усматривают прямую связь  между возникновением экологических  проблем и дискриминацией женщин. Он базируется на рассмотрении таких противоположностей современного общества, как естественное-искусственное (техническое, властное, политическое), а также природное-культурное. Обсуждая основное для любого феминистского исследования противопоставление матриархата и патриархата, последний рассматривается как господствующая общественная сила, направленная на овладение природой, капиталом, властью, чужими народами и территориями, как воинствующая цивилизация, от «ига» которой прежде всего страдают женщины. Причем исследование феминного начала исходно происходит здесь не в традиционном («второй пол») измерении, а погружено прежде всего в мир культуры («вторая культура» как подавляемая патриархатом и одновременно перспективная форма социального устройства, в которой отсутствуют условия для господства, в том числе и господства над природой). Отношение к природе в такой культуре не должно быть отношением эксплуатации.

Исследователи современного американского феминизма полагают возможным к пяти приведенным  прибавить еще десять течений  феминизма.

Выделим среди «новых»  течений наиболее важные. Во-первых, это амазон-феминизм, нацеленный на создание и воплощение в жизнь  образа женщины-героя и акцентирующий  внимание на достижении физического  равенства с мужчинами. Во многом он вдохновляется историческими сведениями о древних сообществах амазонок, женщин-воинов, бесстрашно и успешно сражающихся с мужчинами. Во-вторых, это лесбиянство, рассматриваемое в качестве политического средства отвержения мужчин. Исследователи предлагают различать «чистое» лесбиянство и лесбиянство, вписывающееся в борьбу женщин за изменение своего положения в обществе. В-третьих, сепаратистский феминизм. В данном случае предлагается либо частичное, либо полное отделение от мужчин с целью получения возможности видения себя в другом, не искаженном мужским влиянием, контексте.

Некоторые представители  радикального феминизма выступают  в поддержку сепаратизма - полного  размежевания мужчин и женщин в обществе и культуре, в то время как другие не только ставят под вопрос отношения  между мужчинами и женщинами, но и само значение понятий «мужчина» и «женщина». Некоторые защищают точку зрения, что роли и половая идентификация, а также сексуальная принадлежность обусловлены общественными факторами (т. н. гетеронормативность). Для этих последователей движения, феминизм - первичный инструмент для личностного освобождения или раскрепощения (то есть освобождение в равной степени и мужчин и женщин от препятствий, созданных самим обществом).

В русле радикального феминизма находятся некоторые  недавние решения западных правительств, принятые под влиянием местных феминисток. Так, Франция прощается с «мадмуазелями»: правительство решило отказаться от использования этого обращения в официальных документах. Теперь все женщины, независимо от возраста и семейного статуса, будут называться одинаково - «мадам». Феминистки заявляли, что им приходилось краснеть, поправляя мужчин, неверно оценивших их семейный статус. Женщины заявили, что чувствуют себя оскорбленными, когда их называют «мадам», когда они не замужем, или, наоборот, «мадмуазель», если они состоят в браке. Но сильнее всего негодовали незамужние феминистки, статус которых мужчины угадывали верно.

Отметим, что подобная тенденция имеет место и в  нашей стране. Продолжая политику стирания границ женского и мужского, радикальные феминистки перешли к слиянию женской и мужской культур - отказу от женского самовыражения в культуре речи. Так, вместо «участница» войны, событий они говорят «участник», вместо «блокадница» они говорят «блокадник», вместо «поклонница» таланта какого-нибудь артиста они говорят «поклонник», вместо «сторонница» - «сторонник» и т.д. Если так будет продолжаться и дальше, женский род, а вместе с ним и женские окончания слов исчезнут из русского языка. Останется один унисекс мужского типа.

Иногда выделяется «спиритуальный» или мистический феминизм, который в некоторых случаях, видимо, предпочтительнее называть фемитеизмом. В этом течении акцент делается на создании «женской спиритуальности», женской религии, основанной на поклонении Богине.

Многочисленные различия в женском опыте (в частности, классовые, расовые, этнические, возрастные, индивидуальные) исследуются в границах национального феминизма, в том числе и его различных направлений. Два из них: это феминистская историческая социология колониализма и так называемый «киберфеминизм», возникновение которого датируется 1985 г. Феминистская историческая социология, в том числе социология колониализма, была важна для создания «пространства» для феминистских исследований и участия женщин в формировании официального знания. Прежде история писалась мужчинами, поэтому женская история - по мнению феминисток, более трагичная - оставалась в тени.

Что же касается киберфеминизма, то он ведет свое начало в Англии от эссе американского автора, доктора  биологических наук, профессора Калифорнийского университета Д. Харавей «Манифест киборга» (отметим, что феминизм не является исключением из сформировавшейся во многих науках единой англо-американской традиции). Феминизм в Великобритании сформировался в системе различных социальных практик, в том числе практики опытно-технической, технологической и инструментальной. Это обстоятельство в значительной степени предопределило органичность появления и укоренения здесь культурной метафоры киборга (как гибрида машины и организма). При этом утверждается, что киборг был сконструирован патриархальной культурой. В нем машинное - от маскулинного, а тело - от феминного и оно подчинено техническому. Так миф о киборге иллюстрирует женское подчинение.

Весьма популярен на сегодняшний день постмодернистский феминизм. Постмодернистский феминизм превратил феминизм в методологию, которая критикует прежнюю научную рациональность и объективность, объявляя их обслуживающими мужскую науку. Ставит проблему ограниченности знания, представленного в социальной теории исключительно мужчинами, их системой ценностей, мужским взглядом на мир («адроцентричная картина мира»), мужскими средствами выражения знания («фаллогоцентризм»). В центре большинства работ философов-феминисток этого направления стоят вопросы подавления женщин через языковые практики (дискурсы). Благодаря философам-постмодернисткам феминистской ориентации в науку введены понятия «женского письма» и «женского чтения». Источниками «женского письма» как особой формы самовыражения является, с их точки зрения, женское тело и женская сексуальность.

Информация о работе Феминизм