Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:29, курсовая работа
Современные международные отношения трансформируются и эти преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю политику различных государств, но и на конкретного человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его жизнедеятельности. Природа международных отношений не является неизменной, они развиваются. Это относится, в том числе, к формированию оснований реального равноправия полов в пространстве международного социума.
Введение…………………………………………………………………….……….
2
1. Основные этапы становления и развития феминизма…………………………
3
2. Понятие и сущность феминизма………………………………………………...
9
3. Классификации феминизма……………………………………………………..
13
Заключение………………………………………………………………………….
19
Библиографический список…………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
2 |
1. Основные этапы становления и развития феминизма………………………… |
3 |
2. Понятие и сущность феминизма………………………………………………... |
9 |
3. Классификации феминизма……………………………………………………. |
13 |
Заключение…………………………………………………… |
19 |
Библиографический список………………………………………………………... |
22 |
ВВЕДЕНИЕ
Современные международные отношения трансформируются и эти преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю политику различных государств, но и на конкретного человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его жизнедеятельности. Природа международных отношений не является неизменной, они развиваются. Это относится, в том числе, к формированию оснований реального равноправия полов в пространстве международного социума.
Теоретические воззрения феминистских исследователей в настоящее время являются неотъемлемой составной частью политической науки, их позиция учитывается практически по всем основным направлениям политологических исследований. Политическая практика феминистского движения привела не только к резкому возрастанию активности женщин во всех сферах общественной жизни, но и изменила сам дискурс современной политики.
Следует, однако, отметить,
что наша страна в данных процессах
пока что отстает. Так, на Западе во
многих университетах читаются курсы
по проблемам феминизма, в том
числе в международных
Сегодня ушли в прошлое
те времена, когда защита прав женщин
считалась исключительно
1. Основные этапы становления и развития феминизма
В европейской науке начало изучению положения женщины в обществе заложено древнегреческими философами. Платон и Аристотель под влиянием сложившейся в обществе того времени традиции оправдывали неравенство в отношении женщины. Данная точка зрения о женской неполноценности становится преобладающей даже с возникновением христианства, которое в некоем смысле возвышает женщину (как мать, даровавшую жизнь Спасителю). Такая позиция получила развитие и в дальнейших философских изысканиях - И. Кант, А. Шопенгауэр, О. Вейнингер, Э. Дюркгейм, З. Фрейд выдвигали идеи женской ограниченности в силу биологической и физиологической специфики.
Предыстория феминистских идей, по мнению некоторых историков феминизма, начинается в XIII-XIV вв. в странах Западной Европы, где группа женщин выдвинула ряд еретических идей в трактовке христианского учения. Речь идет, в частности об идее Юлианы Нориджской о том, что Христос - это божественная сущность, не имеющая пола, и скорее всё-таки являющаяся женщиной, а не мужчиной.
Согласно другому, более распространенному мнению, истоки феминизма следует искать в эпохе Возрождения. Действительно, ключевым поворотным моментом в западноевропейской истории стала эпоха перехода от Средневековья к Новому времени, примерно XIV-XV вв., когда сознание человека трансформируется, происходит уход от духовной жизни. Именно это время стоит считать отправной точкой в трансформации западноевропейского сознания в сторону рационализма, одним из последствий которого становится возникновение идей феминизма, с номинальным провозглашением равенства женщин и мужчин.
В этот период истоки феминизма проявились в творчестве таких итальянских писательниц, как Изотта Ногаролла, Лаура Черета и Кристина Пизанская (1364-1430). Последняя, будучи по рождению из Венеции, вместе с семьей в пятилетнем возрасте переезжает в Париж, куда её отец был приглашен королем Карлом V в качестве его личного астролога, советника и врача. Это означает, что Кристина родом из знатной и образованной семьи; её отец поощрял ее стремление к получению серьезного образования. Важной стороной её обширного литературного творчества являются «Книга о Граде Женском» и «Книга о трех добродетелях, или Сокровища города женщин», вышедшие в 1405 г. В них она, во-первых, пишет о несправедливом отношении мужчин к женщинам как социальной группе, став первой женщиной, по серьезному вступившей в «спор о женщинах», продолжавшийся почти три века, последовательно развенчивая все предрассудки и предубеждения относительно приписываемых женщинам мужчинами качеств и свойств. При этом она творчески использует книгу Дж. Боккаччо о 104 знаменитых женщинах. Во-вторых, Кристина скрупулезно описывает все опасности, соблазны, поджидающие женщин в мужском мире, и дает практические рекомендации по выживанию. Одной из идей, высказанной и аргументированной Кристиной Пизанской, является не утратившая своей ценности идея об эмансипаторской роли образования.
Помимо указанного труда Дж. Боккаччо, ещё одним мужчиной, стоявшим у истоков феминизма, бесспорно, следует считать философа Корнелиуса Агриппу (1486-1535), который в «Декламации о благородстве и превосходстве женского пола над мужским» высказал ряд интересных положений. Главная из его идей чётко выражена в самом названии труда.
Творчество неортодоксального
и загадочного немецкого
Можно отметить еще одного мужчину - предтечу феминизма - французского автора Пулена де ля Бара, который в эссе «О равенстве обоих полов» (1763) доказал, что неравноправное положение женщины выступает результатом не «предписания природы», а вынужденного ее подчинения грубой силе мужчин. Аналогичный тезис высказывал и Агриппа, считавший, что «тирания мужчин лишает женщину свободы, полученной ею при рождении».
Так в кратком изложении выглядят идейные предпосылки феминизма. Его же история по общему признанию ведёт своё начало с эпохи Просвещения, отличающейся новой метафизической картиной мира, в которой важное место принадлежит принципу равенства, а также вере в реализации различных утопических проектов человеческого разума. Такой ценностный сдвиг не мог не привести к изменению образа женщины. Считается, что изначально феминистское движение опирается преимущественно на философию либерализма с ее акцентом на права человека и утопические идеи А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Последнему приписывается и сам термин «феминизм» (можно вести речь о том, что в данной версии у истоков феминизма стояли совсем не женщины, а мужчины либеральных и левых взглядов).
По мнению Ф. Шелова-Коведяева,
стоявшие у истоков феминизма
мыслители-мужчины «изначально
Сами женщины изначально выступали всего лишь за обретение некоторых экономических и юридических прав, о чем свидетельствует содержание многочисленных манифестов в защиту прав женщин, принадлежащих перу английских и французских писательниц и публицисток, в частности «Декларации прав женщин и гражданок» (1792) Олимпии де Гуж, «О подчинении женщин» Мэри Уолстоун Крафт (1792), где впервые была провозглашена необходимость учёта женского социального опыта, и др.
Непосредственно начало феминизма принято датировать концом XVIII - началом XIX вв., когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (патриархат), стало получать все более широкое распространение. Е.В. Водопьянова полагает, что феминизм в самом широком смысле порожден активным стремлением женщин изменить свое положение в обществе.
Появление феминизма связывается с экономическими изменениями и разрушением старой морали, что было обусловлено изменением состава дешевой рабочей силы за счет притока в иммигрантов, черных и выходцев из низких слоев населения, прежде всего в США. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX в. (события, связанные с борьбой за независимость в Северной Америке; женские политические клубы времен Французской революции).
Параллельно с возникновением
феминизма шел процесс
Тем не менее, возникновение феминизма вполне закономерно, так как обуславливалось не только социально-экономическими изменениями, но и связанными с ростом женского самосознания попытками женщин определить свое место в меняющемся мире и степень женского воздействия на общество. Под влиянием идей феминизма складывается концепция влияния системы «пол/гендер» на тип общества, производства и культуры в целом. Данная концепция завязывает категорию пола на двух сферах - социальной и производственной, которые и определяют тип общества.
В мире были три большие волны феминистского движения. Эти три «волны» названы именно так потому, что подчёркивается их сходство с волнами океана, где каждая последующая волна приходит за предшественницей и занимает её место, не умаляя значения предыдущей.
Первая зародилась в конце XIX в. и главным содержанием её был суфражизм (от англ. suffrage - «право голоса») - борьба за право женщин участвовать в выборах - право избирать и быть избранными. По времени эта волна совпала с общемировым подъёмом рабочего и социалистического движения. И это логично: когда все вокруг только и говорили, что о реформах и революции, женщины не могли оставаться в стороне. Задачи суфражизма в целом были решены уже в первой трети XX в. Первыми странами, решившимися на предоставление женщинам избирательного права, были Австралия, Финляндия и Россия (у нас сыграла свою роль Революция 1917 г., но это не умаляет роли женщин, наоборот, сама Февральская революция началась с гигантской демонстрации женщин в Петрограде, приуроченной к международному женскому дню 8 марта (по старому стилю - 23 февраля)). Ведущие державы ввели избирательное право для женщин в 1920-30-х гг. Но, например, во Франции, подарившей миру одну из первых политических феминисток (Олимпия де Гуж, впоследствии казнённая на гильотине, требовала равноправия для женщин ещё в 1790-х гг.; была автором «Декларации прав женщины и гражданки»), предоставила женщинам избирательные права только в 1949 г. В одном из кантонов Швейцарии это произошло менее двадцати лет назад.
Примерно одновременно с избирательным правом - в первой половине XX в. - женщины добились также права на контроль над собственным телом, над репродукцией, иными словами - права на аборт. Эта борьба была наиболее тяжёлой, особенно в католических странах. Ныне действующий запрет на аборты в Польше и Португалии, а также широко распространённые плакаты с расколотыми детскими головками в России говорят о том, что она ещё далеко не окончена.
Ещё 150 лет назад в наиболее развитых странах мира женщины были лишены права на высшее образование, а часто - и на полное среднее. С борьбы за право на образование начинали русские феминистки - и добились его раньше, чем избирательного права. На Западе порядок был обратный - сначала избирательные и политические права, потом - равное образование. В Америке и Западной Европе радикальные изменения произошли только в 60-е годы XX в., когда появились многочисленные открытые университеты, в которых домохозяйки после 40-ка лет приобретали новые, а иногда - и первые профессии. Мировая революция 1968 г., в которой женщины приняли самое активное участие, закрепила равные права на образование мужчин и женщин, выходцев из обеспеченных и из бедных слоёв общества.
Бетти Фридан в своей книге писала о том, что женщина, исключенная из социально-политической жизни и посвятившая себя воспитанию детей и домашнему хозяйству, отнюдь не является удовлетворенной жизнью даже при относительно благополучных социально-экономических условиях. Женщина испытывает фрустрацию в связи с тем, что ее жизнь ограничивается ролью жены и матери. Тем самым были развенчаны мифы, поддерживающие доминирование мужчин. Б. Фридан ратовала за расширение образовательных и карьерных возможностей для женщин, считая, что достижение только равного права голоса недостаточно. Работа Б. Фридан положила начало теоретическому осмыслению проблемы положения женщины и породила новую (вторую) волну феминизма в мире.
Вторая волна феминизма поднялась в 60-х годах XX в. и совпала по времени с большим мировым освободительным процессом, где в одном ряду стояли провозглашение независимости бывших колоний, военные поражения, понесённые старыми мировыми державами от народов Третьего мира, появление рок-музыки и противозачаточных средств, расцвет контркультурных движений, сексуальная революция, а также мировой революционный кризис 1968 г. Вторая волна феминизма выдвинула лозунги социального и сексуального освобождения женщины. Именно теоретики и практики второй волны обратили внимание на то, что повседневное насилие и подавление женщин происходит не только в политике, но и в непубличной сфере домашних отношений, на работе, в сфере культуры и досуга. Именно эта волна сформулировала ведущую в современном феминизме теорию патриархата.