Феминизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Современные международные отношения трансформируются и эти преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю политику различных государств, но и на конкретного человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его жизнедеятельности. Природа международных отношений не является неизменной, они развиваются. Это относится, в том числе, к формированию оснований реального равноправия полов в пространстве международного социума.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……….
2
1. Основные этапы становления и развития феминизма…………………………
3
2. Понятие и сущность феминизма………………………………………………...
9
3. Классификации феминизма……………………………………………………..
13
Заключение………………………………………………………………………….
19
Библиографический список…………………

Файлы: 1 файл

КР_Феминизм.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….……….

2

1. Основные этапы становления и развития феминизма…………………………

3

2. Понятие и сущность феминизма………………………………………………...

9

3. Классификации феминизма……………………………………………………..

13

Заключение………………………………………………………………………….

19

Библиографический список………………………………………………………...

22

   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современные международные  отношения трансформируются и эти  преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю  политику различных государств, но и на конкретного человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его жизнедеятельности. Природа международных отношений не является неизменной, они развиваются. Это относится, в том числе, к формированию оснований реального равноправия полов в пространстве международного социума.

Теоретические воззрения  феминистских исследователей в настоящее  время являются неотъемлемой составной  частью политической науки, их позиция  учитывается практически по всем основным направлениям политологических исследований. Политическая практика феминистского движения привела не только к резкому возрастанию активности женщин во всех сферах общественной жизни, но и изменила сам дискурс современной политики.

Следует, однако, отметить, что наша страна в данных процессах  пока что отстает. Так, на Западе во многих университетах читаются курсы  по проблемам феминизма, в том  числе в международных отношениях и мировой политике. В России нет  ничего подобного. Лишь в последние годы в учебниках по теории международных отношений, мировой политике, политической теории стали появляться небольшие разделы по феминизму. Нельзя сказать, что Россия в этом плане составляет исключение в мире. В то же время в России имеются, с одной стороны, довольно специфический практический опыт, с другой - научные традиции, которые не только хорошо согласуются с феминистским направлением, но, как представляется, могли бы внести вклад в его развитие. И здесь нельзя не напомнить о том, что именно в нашей стране впервые после революции 1917 г. женщины активно стали вовлекаться в общественно-политическую жизнь, получили доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и т.д. В международной сфере своеобразным прорывом было назначение женщины послом. Первым в мире женщиной-послом стала А.М. Коллонтай.

Сегодня ушли в прошлое  те времена, когда защита прав женщин считалась исключительно внутригосударственным  делом. Со второй половины XX в. вплоть до настоящего времени в международном  праве возрастает и увеличивается удельный вес и значение норм, посвященных положению женщин. Закрепление на международном уровне стандартов в области защиты прав женщин, создание международно-правовых механизмов контроля за соблюдением этих стандартов, предоставление женщинам возможности защищать свои права путем прямого и непосредственного обращения в международные судебные органы, имплементация стандартов в области защиты прав женщин на внутригосударственном уровне и развитие внутригосударственного права в этой области, - это и многое другое во многом явилось заслугой феминистского движения. Однако, являясь неотъемлемой частью прав человека, права женщин не реализуются в полной мере ни в одном государстве.

 

 

1.  Основные этапы становления и развития феминизма

 

В европейской науке начало изучению положения женщины в обществе заложено древнегреческими философами. Платон и Аристотель под влиянием сложившейся в обществе того времени традиции оправдывали неравенство в отношении женщины. Данная точка зрения о женской неполноценности становится преобладающей даже с возникновением христианства, которое в некоем смысле возвышает женщину (как мать, даровавшую жизнь Спасителю). Такая позиция получила развитие и в дальнейших философских изысканиях - И. Кант, А. Шопенгауэр, О. Вейнингер, Э. Дюркгейм, З. Фрейд выдвигали идеи женской ограниченности в силу биологической и физиологической специфики.

Предыстория феминистских идей, по мнению некоторых историков  феминизма, начинается в XIII-XIV вв. в странах  Западной Европы, где группа женщин выдвинула ряд еретических идей в трактовке христианского учения. Речь идет, в частности об идее Юлианы Нориджской о том, что Христос - это божественная сущность, не имеющая пола, и скорее всё-таки являющаяся женщиной, а не мужчиной.

Согласно другому, более  распространенному мнению, истоки феминизма следует искать в эпохе Возрождения. Действительно, ключевым поворотным моментом в западноевропейской истории стала эпоха перехода от Средневековья к Новому времени, примерно XIV-XV вв., когда сознание человека трансформируется, происходит уход от духовной жизни. Именно это время стоит считать отправной точкой в трансформации западноевропейского сознания в сторону рационализма, одним из последствий которого становится возникновение идей феминизма, с номинальным провозглашением равенства женщин и мужчин.

В этот период истоки феминизма  проявились в творчестве таких итальянских  писательниц, как Изотта Ногаролла, Лаура Черета и Кристина Пизанская (1364-1430). Последняя, будучи по рождению из Венеции, вместе с семьей в пятилетнем возрасте переезжает в Париж, куда её отец был приглашен королем Карлом V в качестве его личного астролога, советника и врача. Это означает, что Кристина родом из знатной и образованной семьи; её отец поощрял ее стремление к получению серьезного образования. Важной стороной её обширного литературного творчества являются «Книга о Граде Женском» и «Книга о трех добродетелях, или Сокровища города женщин», вышедшие в 1405 г. В них она, во-первых, пишет о несправедливом отношении мужчин к женщинам как социальной группе, став первой женщиной, по серьезному вступившей в «спор о женщинах», продолжавшийся почти три века, последовательно развенчивая все предрассудки и предубеждения относительно приписываемых женщинам мужчинами качеств и свойств. При этом она творчески использует книгу Дж. Боккаччо о 104 знаменитых женщинах. Во-вторых, Кристина скрупулезно описывает все опасности, соблазны, поджидающие женщин в мужском мире, и дает практические рекомендации по выживанию. Одной из идей, высказанной и аргументированной Кристиной Пизанской, является не утратившая своей ценности идея об эмансипаторской роли образования.

Помимо указанного труда  Дж. Боккаччо, ещё одним мужчиной, стоявшим у истоков феминизма, бесспорно, следует считать философа Корнелиуса Агриппу (1486-1535), который в «Декламации о благородстве и превосходстве женского пола над мужским» высказал ряд интересных положений. Главная из его идей чётко выражена в самом названии труда.

Творчество неортодоксального  и загадочного немецкого философа Я. Беме обычно не рассматривают наряду с Агриппой одним из предтеч феминизма. Между тем его творчество содержит немало профеминистских идей. Так, в частности, он последовательно проводит мысль о совершенстве женского начала и несовершенстве начала мужского.

Можно отметить еще одного мужчину - предтечу феминизма - французского автора Пулена де ля Бара, который в эссе «О равенстве обоих полов» (1763) доказал, что неравноправное положение женщины выступает результатом не «предписания природы», а вынужденного ее подчинения грубой силе мужчин. Аналогичный тезис высказывал и Агриппа, считавший, что «тирания мужчин лишает женщину свободы, полученной ею при рождении».

Так в кратком изложении  выглядят идейные предпосылки феминизма. Его же история по общему признанию  ведёт своё начало с эпохи Просвещения, отличающейся новой метафизической картиной мира, в которой важное место принадлежит принципу равенства, а также вере в реализации различных утопических проектов человеческого разума. Такой ценностный сдвиг не мог не привести к изменению образа женщины. Считается, что изначально феминистское движение опирается преимущественно на философию либерализма с ее акцентом на права человека и утопические идеи А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Последнему приписывается и сам термин «феминизм» (можно вести речь о том, что в данной версии у истоков феминизма стояли совсем не женщины, а мужчины либеральных и левых взглядов).

По мнению Ф. Шелова-Коведяева, стоявшие у истоков феминизма  мыслители-мужчины «изначально были движимы не более чем целью  в массовом порядке выбросить тело женщины на рынок свободно обращающегося живого товара, завершая радикальный сдвиг, произведенный во всех пластах жизни Европы Французской революцией». Указанный автор следующим образом описывает идейные основания феминизма. Такие мыслители, как Ш. Фурье, А. де Сен-Симон, О. Конт, Р. Оуэн и некоторые другие предложили женщинам ложный путь раскрепощения, проходящий через «реабилитацию плоти» и попытку реализации давней идеи социалистов об «общности жен».

Сами женщины изначально выступали всего лишь за обретение некоторых экономических и юридических прав, о чем свидетельствует содержание многочисленных манифестов в защиту прав женщин, принадлежащих перу английских и французских писательниц и публицисток, в частности «Декларации прав женщин и гражданок» (1792) Олимпии де Гуж, «О подчинении женщин» Мэри Уолстоун Крафт (1792), где впервые была провозглашена необходимость учёта женского социального опыта, и др.

Непосредственно начало феминизма принято датировать концом XVIII - началом XIX вв., когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (патриархат), стало получать все более широкое распространение. Е.В. Водопьянова полагает, что феминизм в самом широком смысле порожден активным стремлением женщин изменить свое положение в обществе.

Появление феминизма  связывается с экономическими изменениями  и разрушением старой морали, что  было обусловлено изменением состава  дешевой рабочей силы за счет притока  в иммигрантов, черных и выходцев из низких слоев населения, прежде всего в США. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX в. (события, связанные с борьбой за независимость в Северной Америке; женские политические клубы времен Французской революции).

Параллельно с возникновением феминизма шел процесс мифологизирования  «женского предназначения», которое  виделось в исключительной компетенции  женщин вести домашнее хозяйство  и быть духовной опорой свои мужьям. Женщина превращается в леди покорную, скромную, благочестивую. Скорей всего, сосуществование этих двух тенденций - развития феминистических идей равенства женщин и продвижение идеи «женского предназначения» - является своеобразным показателем столкновения в культуре патриархатных и эгалитарных гендерных стереотипов.

Тем не менее, возникновение  феминизма вполне закономерно, так  как обуславливалось не только социально-экономическими изменениями, но и связанными с ростом женского самосознания попытками женщин определить свое место в меняющемся мире и степень женского воздействия на общество. Под влиянием идей феминизма складывается концепция влияния системы «пол/гендер» на тип общества, производства и культуры в целом. Данная концепция завязывает категорию пола на двух сферах - социальной и производственной, которые и определяют тип общества.

В мире были три большие  волны феминистского движения. Эти  три «волны» названы именно так  потому, что подчёркивается их сходство с волнами океана, где каждая последующая  волна приходит за предшественницей и занимает её место, не умаляя значения предыдущей.

Первая зародилась в  конце XIX в. и главным содержанием  её был суфражизм (от англ. suffrage - «право голоса») - борьба за право женщин участвовать  в выборах - право избирать и быть избранными. По времени эта волна совпала с общемировым подъёмом рабочего и социалистического движения. И это логично: когда все вокруг только и говорили, что о реформах и революции, женщины не могли оставаться в стороне. Задачи суфражизма в целом были решены уже в первой трети XX в. Первыми странами, решившимися на предоставление женщинам избирательного права, были Австралия, Финляндия и Россия (у нас сыграла свою роль Революция 1917 г., но это не умаляет роли женщин, наоборот, сама Февральская революция началась с гигантской демонстрации женщин в Петрограде, приуроченной к международному женскому дню 8 марта (по старому стилю - 23 февраля)). Ведущие державы ввели избирательное право для женщин в 1920-30-х гг. Но, например, во Франции, подарившей миру одну из первых политических феминисток (Олимпия де Гуж, впоследствии казнённая на гильотине, требовала равноправия для женщин ещё в 1790-х гг.; была автором «Декларации прав женщины и гражданки»), предоставила женщинам избирательные права только в 1949 г. В одном из кантонов Швейцарии это произошло менее двадцати лет назад.

Примерно одновременно с избирательным правом - в первой половине XX в. - женщины добились также  права на контроль над собственным  телом, над репродукцией, иными словами - права на аборт. Эта борьба была наиболее тяжёлой, особенно в католических странах. Ныне действующий запрет на аборты в Польше и Португалии, а также широко распространённые плакаты с расколотыми детскими головками в России говорят о том, что она ещё далеко не окончена.

Ещё 150 лет назад в  наиболее развитых странах мира женщины были лишены права на высшее образование, а часто - и на полное среднее. С борьбы за право на образование начинали русские феминистки - и добились его раньше, чем избирательного права. На Западе порядок был обратный - сначала избирательные и политические права, потом - равное образование. В Америке и Западной Европе радикальные изменения произошли только в 60-е годы XX в., когда появились многочисленные открытые университеты, в которых домохозяйки после 40-ка лет приобретали новые, а иногда - и первые профессии. Мировая революция 1968 г., в которой женщины приняли самое активное участие, закрепила равные права на образование мужчин и женщин, выходцев из обеспеченных и из бедных слоёв общества.

Бетти Фридан в своей  книге писала о том, что женщина, исключенная из социально-политической жизни и посвятившая себя воспитанию детей и домашнему хозяйству, отнюдь не является удовлетворенной жизнью даже при относительно благополучных социально-экономических условиях. Женщина испытывает фрустрацию в связи с тем, что ее жизнь ограничивается ролью жены и матери. Тем самым были развенчаны мифы, поддерживающие доминирование мужчин. Б. Фридан ратовала за расширение образовательных и карьерных возможностей для женщин, считая, что достижение только равного права голоса недостаточно. Работа Б. Фридан положила начало теоретическому осмыслению проблемы положения женщины и породила новую (вторую) волну феминизма в мире.

Вторая волна феминизма  поднялась в 60-х годах XX в. и совпала  по времени с большим мировым  освободительным процессом, где в одном ряду стояли провозглашение независимости бывших колоний, военные поражения, понесённые старыми мировыми державами от народов Третьего мира, появление рок-музыки и противозачаточных средств, расцвет контркультурных движений, сексуальная революция, а также мировой революционный кризис 1968 г. Вторая волна феминизма выдвинула лозунги социального и сексуального освобождения женщины. Именно теоретики и практики второй волны обратили внимание на то, что повседневное насилие и подавление женщин происходит не только в политике, но и в непубличной сфере домашних отношений, на работе, в сфере культуры и досуга. Именно эта волна сформулировала ведущую в современном феминизме теорию патриархата.

Информация о работе Феминизм