Феминизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Современные международные отношения трансформируются и эти преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю политику различных государств, но и на конкретного человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его жизнедеятельности. Природа международных отношений не является неизменной, они развиваются. Это относится, в том числе, к формированию оснований реального равноправия полов в пространстве международного социума.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……….
2
1. Основные этапы становления и развития феминизма…………………………
3
2. Понятие и сущность феминизма………………………………………………...
9
3. Классификации феминизма……………………………………………………..
13
Заключение………………………………………………………………………….
19
Библиографический список…………………

Файлы: 1 файл

КР_Феминизм.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Борьба против мужского насилия, конечно, ещё далека от решающего успеха, но то, что начиная с 1970-х гг. (в России - с начала 1990-х гг.) во всём мире появилась сеть женских центров, убежищ для жертв семейного насилия, консультационных пунктов, горячих телефонных линий и т.п. - это тоже важное достижение женского движения.

Лозунгом нового поколения  феминисток стало утверждение: «Личное - это тоже политическое». Этот взгляд ставил под сомнение не только природу  господствующей политической практики, но и политической теории, которая  сама является одним из инструментов мужской власти. Тут речь уже шла не столько о том, что женщин нужно допустить к политическим рычагам, а о том, что надо изменить само содержание политики, то, что ею считается в «большом обществе».

Именно поэтому женщины, занимающиеся традиционной политикой и даже преуспевшие в ней - такие как Тэтчер или Хакамада, - не признаются феминистками за «своих». «Хакамада - не женщина, она - политик. Она не думает о женщинах и женской доле, она думает только о своём либерализме, только об интересах малого и среднего бизнеса - как будто этим всё исчерпывается», - примерно так рассуждают в современных российских феминистских кругах. Что же касается английского премьер-министра 1980-х гг. Маргарет Тэтчер, то именно при её правлении были отменены многие дотации и социальные льготы воспитывающим детей женщинам.

Энн Тикнер, отвечая на вопрос о том, что же произошло  в международной сфере в это  время, что позволило феминизму  прочно закрепить свои позиции в  этой области, указывает на изменение  самой реальности мировой политики. Прежде всего, она отмечает крушение биполярной системы, после чего тематика безопасности перестает быть столь однозначно доминирующей в международных отношениях, как это было в период «холодной войны». Интерес исследователей теперь обращен и к другим проблемам, которые более привычны и понятны женщинам. Это способствовало развитию феминистских исследований.

Н. В. Турыгина отмечает: «Феминистская теория второй волны  развивалась в русле критики  андроцентристского знания, а ее целью  стала артикуляция ранее исключаемого женского опыта, не представленного в патриархатной картине мира. Написание «женской» истории (her-story) нашло выражение в ряде проектов: в истории, философии, психологии и психоанализе, социологии, истории и теории культуры и др., в которых начинается реабилитация всего того, что репрессировалось «мужской» теорией (телесность, чувства, эмоции, сексуальность и репродукция и т.д.)». Фиксация наиболее интимных переживаний и жизненных ситуаций становится особенно популярной в феминистской литературе, изобразительном искусстве. В социологии популярными становятся опыты и практики, которые не попадают в сферу мужского интереса в науке - эмоции, страдания, сексуальность; в социальных исследованиях реабилитируются приватная сфера и повседневный опыт как предмет анализа. Распространяются идеи так называемой феминистской (или гендерной) педагогики.

В социально-политической теории получают развитие концепции  «материнского мышления» (С. Раддик), черный вуманизм (Э. Уокер, Д.Г. Уайт), экофеминистские теории (Ф. Дюбон), ставящие женский опыт в центр социально-политической практики. В целом феминистский лозунг «Личное значит политическое» нашел подтверждение в огромном количестве женских общественных акций, выносящих на повестку дня традиционно относимые к приватным, неполитическим вопросы сексуальности, репродукции, насилия, порнографии и т.д.

Таким образом, феминизм второй волны сыграл фундаментальную  роль в демонстрации возможностей практически  ориентированной теории.

В специальных исследованиях выделяется и третья волна феминизма (конец 1980-х гг. - настоящее время). Феминизм вступил в стабильную фазу создания теории; закончен период острой борьбы женщин за основные права, отработаны механизмы давления на власть, достигнуто некое равновесие сил. Но не все феминистки согласны с необходимостью выделять третью волну отдельно в свете пропагандируемых ею идей.

Феминизм первой и  второй волн повлёк за собой множество  перемен в западном обществе, в  том числе: предоставление женщинам права голоса в выборах; широкий выбор профессии с заработной платой, более или менее сравнимой с заработной платой мужчин той же профессии; право подавать заявление на развод; право женщин иметь контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и безопасных абортов, а также многие другие общественные изменения.

Некоторые феминистки утверждают, что многое ещё должно быть сделано  в перечисленных выше направлениях, и не следует останавливаться на достигнутом, в то время как феминистки третьей волны сходятся на мнении, что «битва выиграна». Благодаря тому, что западное общество стало относиться к феминистским принципам более положительно, и в основном приняло их как неотъемлемую часть общественного устройства, многие вопросы, считавшиеся в прошлом исключительно «феминистскими», перестали восприниматься таковыми.

В то время как некоторые  феминистки не соглашаются с тем, что мужчины в равной степени  с женщинами не выигрывают от патриархального уклада жизни, другие феминистки, особенно феминистки третьей волны придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола.

По моему мнению, выделение  третьей волны вполне обоснованно. Ведь в конце XX - начале XXI вв. феминизм сталкивается с серией социально-политических и экономических вызовов, в особенности с тем комплексом тенденций, которые называют «неолиберальной глобализацией», значительно меняющих теорию и практику общественно-политических движений. Карта феминистского движения сегодня стала более разнообразной и шире той, которая имела место на заре второй волны феминизма в 60-70 е гг. XX в. Во многих странах ведут работу женские неправительственные и правительственные организации, создаются женские транснациональные сети, происходит дифференциация и специализация женского движения (за права надомных работниц, права цветочниц, права уличных торговок, против биопиратства, за сохранение биологического многообразия и др.). Активно выходят на глобальную арену феминистки стран третьего мира, развивается так называемый религиозный феминизм, непонятный, чуждый для евро-американского эгалитарного феминизма. В силу этого нет единства взглядов и целей, нет очевидной связи между академической феминистской (и гендерной) теорией и практикой женских движений, нет единства между Западом и Востоком, Севером и Югом. Феминизм стал настолько многообразен, что в академических кругах в настоящее время предпочитают вести речь о «феминизмах», и это наиболее точно отражает его современное состояние.

Итак, феминистки и учёные выделяют в истории женского движения три «волны». «Первая волна» относится  главным образом к суфражистскому движению XIX и начала XX вв., в котором  ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х гг. и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к началу 1990-х гг.

 

2. Понятие и сущность  феминизма

 

Человек - мужчина или  женщина - «потерялся» в современной  международной политике. «Собственно  человеческое начало в книгах, статьях  и дискуссиях заслонено рассуждениями на темы безопасности, геополитики и национального интереса (у жестких реалистов) или сентенциями о демократизации, глобализации, гуманитарных интервенциях (у воинствующих либералов). Школы изучения прав человека отчасти вырождаются в формализованные исследования преимущественно групповых прав меньшинств - по большей части этнических. Оба главных течения политической мысли не прекращают говорить об угрозах физической гибели человечества (связанной с проблемой применения ядерного оружия), но уделяют мало внимания нравственной деградации мира».

Критики современных теорий международных  отношений, прежде всего из числа  феминисток, отрицают их объективность  и универсальность на том основании, что эти теории «созданы на основе изучения поведения мужчин». Женщины, как утверждается, смотрят на мир иначе и ведут себя по-другому. В этой связи кратко остановимся на понятии и основных характеристиках феминизма.

Феминизм - понятие, требующее определения  в двух уровнях. С одной стороны, оно означает широкое общественное движение за права женщин. У его истоков, как мы показали выше, находится суфражизм - движение за юридическое равенство, за получение женщинами избирательных прав. С другой стороны, феминизм - комплекс социально-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих ситуацию в обществе.

Рассматривая феминистские концепции, следует отметить отсутствие согласованного определения понятия «феминизм». В литературе содержится более 300 толкований этого термина. Феминизм именуется «этикой и методологией» (А. Рич), «политикой, направленной на изменение соотношения сил» (К. Видон), «конструированием социально-экономических и политических обязательств по искоренению доминирования, основанного на разделении людей по полу» (Б. Хукс) и др. Философский словарь предлагает понимать под феминизмом общее название движения женщин против дискриминации по половому признаку. Кроме того, иногда феминизм определяется как течение философской мысли, предметом которого выступают вопросы о месте и роли женщины в обществе.

Н.А. Шведова подходит к данной проблеме с точки зрения влияния женщин на ход современной истории. То есть она сторонница феминизма, как политического  явления. Шведова рассматривает  феминизм, как нормальный процесс укрепления прав женщин и вхождения их во все сферы жизни общества и управления им. А.Г. Дугин рассматривает феминизм как социальное явление. Он пытается выделить основные черты этого явления, прослеживает как оно развивалось во времени, даёт свою оценку и выявляет положительные и отрицательные черты процесса феминизации.

Обобщая имеющиеся определения, можно  выделить пять основных значений феминизма.

Во-первых, под феминизмом понимается социально-политическая теория, анализирующая  процесс угнетения женщин и главенства мужского начала в прошлом и настоящем, а также выявляющая пути преодоления превосходства мужчин над женщинами.

Во-вторых, под ним имеется в  виду массовое социальное движение, видящее  своей целью достижение равенства  женщин с мужчинами: «Феминизм - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами».

В-третьих, феминизм воспринимается в  качестве идеологии, направленной против всего женоненавистнического в  теории и общественной практике.

В-четвертых, феминизм - это и философская концепция социокультурного развития, предлагающая альтернативу господствующей европейской традиции, не учитывающей специфику природы женщин и женского социального опыта.

В-пятых, феминизм представляет собой  также методологию исследований мира и общества, основанную на сугубо женском взгляде на мир и женской системы ценностей.

Таким образом, феминизм - противоречивое явление. Определить, что такое феминизм, учитывая многообразие и непрерывное  развитие этого явления, достаточно сложно. Определения феминизма зависят от того контекста (политического, социального, экономического, теоретического и пр.), в котором он развивается, от подъема-спада женского движения. Под феминизмом может пониматься и борьба женщин, и идеология равенства прав, и социальные изменения, и избавления мужчин и женщин от стереотипных ролей, и улучшение способа жизни, и активные действия.

После периода отмежевания молодых, честолюбивых женщин от феминизма и  провозглашения прихода эры постфеминизма  в США и Великобритании в 1990-х  гг. появилось новое молодое поколение женщин, настроенных очень критически по отношению к господствующему радикальному феминизму, однако всё-таки отождествляющих себя с феминистками. Феминизм они рассматривают как политическую силу, способную помочь им добиться успехов в сфере политики и как источник творческого вдохновения.

Феминизм распространился по свету  с такой быстротой только потому, что повсюду мог использовать уже существовавшие традиции общественной деятельности. Феминизм воспринял основополагающие нормы эпохи гуманизма и Просвещения, согласно которым человек есть существо, воздействующее на окружающую среду и на самого себя, изменяя и творя. Однако, в патриархальном обществе мужчина присвоил себе активную роль и право на воплощение этих особенностей человеческого рода. Целью феминизма является, таким образом, освобождение женщин от ограничений, навязанных мужчинами, предоставление ей равных возможностей участвовать в творческом процессе, в истории, в международных отношениях.

Феминизм как социальная теория и политическое течение сформировался под влиянием жизненных ситуаций, типичных для женщин. Сторонники феминизма подвергают критике сложившиеся общественные и международные отношения, делая упор на анализ неравенства полов и защиту прав и интересов женщин. Основа феминистской идеологии - права, привилегии и положение в обществе не должны определяться половой принадлежностью.

Феминистски настроенные  авторы считают, что в противовес официальной, «маскулинизированной»  политической теории должна быть разработана своя, феминистская теория. В этом они опираются на разработки своих коллег, которые выступают против господствующих политологических парадигм, ибо последние необъективны и «глухи» к проблемам женщин. Современным феминистам, придерживающихся в основном постмодернистских воззрений, особенно ненавистен позитивизм, ибо, по их мнению, он основан исключительно на мужском и, вдобавок, западном опыте. Опыт же других категорий населения и цивилизаций игнорируется. Феминисты считают, что должны быть разработаны совершенно иные теория познания и методы исследования.

По словам одной из ведущих исследовательниц феминистского  направления К. Сильвестер, описывавшей  современную стадию дискуссий в  теории международных отношений, «Третьи  дебаты - это наши дебаты, наше время, наше место, наш удачный момент, наше дерево, на которое мы должны забраться, наша очередь, которую мы должны создать».

К. Сильвестер следующим  образом определяет исследовательские  горизонты феминистской теории. Последняя  должна подвергнуть критическому анализу (деконструкции) все существующие социальные теории на предмет их отношения к проблемам пола. Она должна выявить в них противоречия, ошибки, ложные представления, предрассудки, стереотипы, мифы, все случаи «андропоцентризма» и дискриминационного, неуважительного отношения к женщинам. Феминистская теория должна принести в науку свою собственную эмпирическую базу, источники, проблематику, методы, терминологию, концепции. Помимо теории, феминизм должен породить собственные научные школы и кадры исследователей, иметь свои журналы, издательства, стипендии, т.е., говоря другими словами, институционализироваться.

Информация о работе Феминизм