Фандрайзинг в отношениях с инвесторами некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:56, курсовая работа

Краткое описание

Сложный термин-понятие «фандрайзинг» образован из двух английских слов — fund (фонд, денежные средства) и rising (повышение, улучшение положения, прибавка к зарплате). Таким образом, ясно, что речь идет о дополнительном финансировании, о взаимодействии с фондами, с помощью которых улучшается ситуация в той или иной области человеческой жизнедеятельности.
Современный фандрайзинг в России начался в 90-х годах и развивался в самых неблагоприятных условиях. В настоящее время ситуация почти не изменилась, и некоммерческие организации России находятся в более сложных условиях, чем организации других стран. В развитых странах существует не только признание деятельности некоммерческих организаций и традиции благотворительности, но и разработанные, апробированные модели и технологии, описанные методики, истории успеха различных организаций, характеристика населения с точки зрения культурных особенностей и готовности жертвовать средства на деятельность НКО.
Цель работы: анализ современного российского фандрайзинга, методов, инструментов, основных игроков.

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

    МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (РГГУ) 
     

    ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ 

    ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА 
     
     
     
     
     
     
     

  «Фандрайзинг в отношениях с инвесторами некоммерческих организаций» 

    Специальность 030602 «Связи с общественностью»

    Курсовая работа студентки 4-го курса очной формы обучения 
     
     
     
     
     
     

   
              Научный руководитель

    д-р  филос. наук, проф. 
     
     

 
 
 

Москва  2011 
 
 

     Введение

     Сложный термин-понятие «фандрайзинг» образован из двух английских слов — fund (фонд, денежные средства) и rising (повышение, улучшение положения, прибавка к зарплате). Таким образом, ясно, что речь идет о дополнительном финансировании, о взаимодействии с фондами, с помощью которых улучшается ситуация в той или иной области человеческой жизнедеятельности.

     Общепринятое определение, которое разработала Национальная гильдия фандрайзеров, звучит следующим образом, фандрайзинг – это деятельность некоммерческой организации, базирующаяся на ее уникальной миссии и стратегии, использующая эффективные и продуктивные способы получения ею ресурсов, необходимых для реализации ее программ и достижения, стоящих перед ней целей, обеспечивающая желаемую удовлетворенность дарителю (источнику ресурсов) и имеющая конечным результатом укрепление благополучия общества в целом.

     Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязку с интересами финансовых доноров, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации.

     Актуальность темы. Современный фандрайзинг в России начался в 90-х годах и развивался в самых неблагоприятных условиях. В настоящее время ситуация почти не изменилась, и некоммерческие организации России находятся в более сложных условиях, чем организации других стран. В развитых странах существует не только признание деятельности некоммерческих организаций и традиции благотворительности, но и разработанные, апробированные модели и технологии, описанные методики, истории успеха различных организаций, характеристика населения с точки зрения культурных особенностей и готовности жертвовать средства на деятельность НКО.  Другими словами, есть опыт, модели, технологии, разработки и хорошо развитая инфраструктура, которая помогает все это воплотить.

     Российские организации работают в условиях несовершенства законодательства, практически полном отсутствии льгот, недостатка технологий, недоверия со стороны населения и т.д. 

     В России пока не разработана грамотная политика налогообложения, что создает множество трудностей для самих организаций и из-за этого существенно сокращается экономическая база и возможности самофинансирования основной некоммерческой деятельности организаций.

     Как правило, НКО либо попадают в полную зависимость от зарубежных источников финансирования, либо переходят полностью на добровольческую деятельность. Соответственно, потенциал некоммерческих организаций в решении социальных проблем страны существенно снижается.

     Ориентированность НКО на внешние источники финансирования опасна не только вследствие необходимости подстраиваться под приоритеты донора, но и риска оказаться без финансирования в случае изменения внутриполитической или международной обстановки, смены фондом приоритетов или проявления организацией активности, идущей вразрез с интересами  местных органов власти.

     Несмотря на то что книг по фандрайзингу выпускается множество, отсутствует единая профессиональная теоретическая база. Книги по фандрайзингу либо описывают опыт зарубежных коллег, либо опыт региональных организаций. Часть литературы посвящена подготовке семинаров и тренингов, целью которых является обучение кадров некоммерческих организаций.

       Проблематика работы: специфика коммуникации связанная с investment relations для привлечения денег на проекты.    

     Цель работы: анализ современного российского фандрайзинга, методов, инструментов, основных игроков.

     Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи: рассмотрение теоретических аспектов фандрайзинга, рассмотрение конкретного практического примера.

     Объектом курсового исследования является фандрайзинг как деятельность некоммерческих организаций. Предмет – проблемы современных российских некоммерческих организаций во время работы по привлечению средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Теоретические аспекты фандрайзинга

    1. Источники финансирования НКО
 

     Все источники финансирования деятельности некоммерческих организаций делятся на две большие группы: внешнее финансирование и самофинансирование. В первую группу входят фонды, национальные и местные, правительственные и частные; органы власти, оказывающие различные виды помощи и поддержки; бизнес и коммерческие структуры. Вторая группа – самофинансирование, которое складывается из членских взносов, добровольных пожертвований и средств, которые организация получает от целевых мероприятий и/или доходов организации от реализации товаров или услуг1. Рассмотрим обе группы поподробнее.

     Внешнее финансирование

     Получение грантов от фондов – это самая трудная и кропотливая часть фандрайзинга. Многие организации имеют как положительный, так и отрицательный опыт работы с фондами. Но, как правило, системного подхода к решению данной проблемы нет ни у кого. Вся деятельность по фандрайзингу в данном направлении имеет достаточно хаотический характер.

     На  практике наиболее часто приходится иметь дело с фондами различных  типов (государственные, посреднические, частные, независимые, ассоциированные, прямого действия, местные и т.д.) и целевыми государственными программами.

     Наиболее  разветвленную сеть имеют в России Фонд «Евразия» и Институт «Открытое  общество». Фонд «Евразия» организовался в России в 1993 году и поддерживал локальные инициативы в области гражданского общества, развития частного предпринимательства, общественного управления и политики. Фонд осуществлял свою деятельность при поддержке Агентства США по международному развитию и других финансовых доноров. С 2004 года переименован в Фонд «Новая Евразия». Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) – международная благотворительная организация, учрежденная финансистом и филантропом Джорджем Соросом. Институт «Открытое общество» инициирует и поддерживает программы в области образования, культуры и искусства, здравоохранения, гражданских инициатив, способствующие развитию идей и механизмов открытого общества.

     Государственные фонды – госучреждения, финансируемые из бюджета своего государства. Примером в нашей стране может быть РФФИ (Российский Фонд Фундаментальных Исследований). Как правило, это очень бюрократические и требовательные фонды (доноры). Все их благотворительные программы имеют узкую направленность и ограничивают круг грантополучателей, а требования к оформлению заявок и отчетности по грантам наиболее строги. Как правило, они финансируют программы, не выходящие за пределы своей страны и не оплачивают работу иностранных граждан. Правда, иногда они предоставляют гранты иностранным просителям, как правило, действуя через посредников.

     Посреднические  фонды – общественные организации, финансируемые государственными или частными фондами и распределяющие финансы по заявителям, удовлетворяющим требованиям фонда или программы2. Примером таких фондов может быть Eurasia Fund (Фонд Евразия), имеющий представительства в различных регионах России и непосредственно управляемый из головного офиса в США (основная программа) или Посольства США в Москве.

     Сюда  также можно отнести достаточно известные в России World Bank (Всемирный банк), World Learning (Всемирное обучение), IREX – International Research and Exchange Board (АИРЕКС), программа ТАСИС (Европейский Союз), программа малых грантов «Гражданское общество» (Фонд Форда), программа малых грантов Фонда «За гражданское общество», программа малых грантов при Посольстве Королевства Нидерландов, а также отечественный НФПК (Национальный Фонд Подготовки Кадров) и др.

     Частные фонды – это негосударственные (частные) некоммерческие организации, получающие средства от граждан (в виде пожертвований) или коммерческих организаций. Обычно эти фонды отличаются, по сравнению с государственными и посредническими фондами, меньшей бюрократичностью, менее жесткими требованиями к оформлению заявок, максимально упрощенной отчетностью, большей демократичностью. Хотя ряд частных фондов весьма требователен по всем вышеперечисленным критериям3.

     Существуют  также фонды, созданные специально для поддержки каких-либо проектов – это фонды прямого действия, фонды, использующие свои ресурсы для поддержки собственных исследований или непосредственного предоставления услуг.

     И, наконец, местные фонды – создаются жителями конкретного региона, для поддержания и удовлетворения региональных потребностей. Соответственно ориентированы они на местные потребности и поддержку получают организации, оказывающие реальное влияние на региональную политику4.

     При подборе доноров важно различать  фонды и организации-посредники. Первые имеют средства и выдают их в виде грантов, например, Институт «Открытое общество», Фонд Евразия, Фонд Форда и т.д. Вторые же не имеют собственных средств, а лишь оказывают содействие в распределении чужих денег (информируют общественность, помогают в оформлении заявок, контролируют расход средств и предоставляют донору отчет). Примерами таких организаций могут стать Программа Фулбрайта в распределении средств USIA, деятельность ISAR (бывший Институт Советско-Американских Отношений) в распределении средств US AID и т.д.

     Недостаток  этого источника заключается  в сложности получения финансирования, больших трудозатратах по написанию проекта, значительном периоде времени с момента составления проекта до получения средств и отсутствии гарантии получения средств. Существует еще одна и самая большая проблема – необходимость подстраивать свою деятельность под приоритеты фонда или отдельные программы. 

          В России основной массив законов РФ в области поддержки организаций Третьего сектора предусматривает возможность предоставления государством различных форм поддержки НКО, в том числе и финансовой, начиная от прямого целевого финансирования до муниципальных грантов и государственного социального заказа. Помимо этого существуют льготы налогового и неналогового характера, договоры, субсидирование деятельности НКО, материальная поддержка, освобождение НКО от уплаты услуг, оказываемых государственными и муниципальным организациями, а также платы за пользование государственным и муниципальным имуществом. Все эти довольно подробно прописанные нормы доступны НКО, но в целом поддержка носит несбалансированный единичный характер и оказывается лишь отдельным организациям. Причины – отсутствие законодательно закрепленной государственной политики в отношении НКО, детально прописанной процедуры и механизма оказания этой поддержки, а также ответственности чиновников.

         В настоящее время все большее количество бизнес организаций и коммерческих компаний оказывает благотворительную помощь. Однако привлечь их к финансированию некоммерческих организаций очень тяжело. Как правило, компании гораздо легче оказать помощь товарами или услугами, чем оплатить счета организации или выделить ей деньги. Еще одна проблема – коммерческие структуры охотно финансируют «следствие» проблемы – оказывают помощь больным, одиноким, престарелым, а не работу, направленную на устранение причины. Коммерческие структуры активно выступают спонсорами при проведении различного рода мероприятия. Их предпочтение – оказание адресной материальной помощи конкретным благополучателям. Когда же встает вопрос о финансировании деятельности некоммерческой организации, направленной на работу с данной категорией, чаще всего НКО получают отказ. Здесь сказываются и отсутствие традиций благотворительности в России, и недоверие к НКО.

Информация о работе Фандрайзинг в отношениях с инвесторами некоммерческих организаций