Динамика социальных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:12, реферат

Краткое описание

Конфликт — это явление, представляющее собой отрезок, но не точку на временной шкале. Этот отрезок может делиться на части, «начало» и «завершение» которых будут отдельными этапами конфликта. Развитие этапов и весь процесс конфликта определяют динамику конфликтного взаимодействия.

Оглавление

1.Введение ……………………………………………………….3 стр.
2.Возможные этапы (или стадии) конфликта …………4-11стр.
3.Источники, основания и причины конфликта …..…….12 стр.
4. Формы выражения, структура и функции социального конфликта............................................................................13 стр.
5. Модели развития социального конфликта на разных уровнях……………………………………………………………15 стр.
6. Основные подходы и стили разрешения конфликта……………………………………………………….16 стр.
7. Способы регулирования и разрешения конфликта……………………………………………….………17 стр.
8.Выводы…………………………………………………….…..18 стр.
9. Список используемой литературы………………..…….21стр.

Файлы: 1 файл

дИНАМИКА социальных конф..docx

— 39.92 Кб (Скачать)

явное ослабление одной или обеих сторон или  исчерпание их ресурсов, не позволяющее  вести дальнейшее противоборство;

очевидная бесперспективность продолжения конфликтов и ее осознание  участниками. Эта  ситуация связана  с убеждением, что дальнейшая борьба не дает преимуществ  ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно; 

обнаружившееся  преобладающее превосходство одной  из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю; 

появление в  конфликте третьей стороны  и  е способность и желание  прекратить противоборство. 

     С названными ситуациями связаны и  способы завершения конфликта, которые  могут быть также  весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

1. устранение (уничтожение)  оппонента или обоих  оппонентов  противоборства;

2. устранение (уничтожение)  объекта конфликта;

3. изменение   позиций обеих или одной из  сторон конфликта;

4. участие  в  конфликте новой силы, способной   завершить его путем принуждения; 

5. обращение   субъектов конфликта к арбитру   и завершение его при посредстве  третейского судьи;

6. переговоры  как один из наиболее эффективных   и часто встречающихся способов  разрешения конфликта. 

По своему характеру  завершение конфликта  может быть:

1. с  точки  зрения реализации целей  противоборства:

• победоносным,

• компромиссным,

• пораженческим;

2. с  точки  зрения формы разрешения  конфликта:

• мирным,

• насильственным;

3. с  точки  зрения функций конфликта: 

• конструктивным,

• деструктивным;

4. с  точки  зрения эффективности  и полноты  разрешения:

• полностью  и коренным образом завершенным,

• отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

     Следует отметить, что понятия "завершение конфликта" и "разрешение конфликта" не тождественны. Разрешение конфликта  есть частный  случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными  участниками  конфликта или третьей  стороной. Но помимо этого формами  завершения конфликта могут быть:

• затухание (угасание) конфликта,

• устранение конфликта,

• перерастание конфликта в другой конфликт.

3.Послеконфликтный  период  

     Последней стадией  в динамике конфликта  является послеконфликтный период, когда  ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами  окончательно нормализуются и начинают преобладать  сотрудничество и доверие.

     Однако  следует  иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию. Случается и  так, что окончание  одного конфликта  может дать толчок другим, производным  конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнедеятельности  людей. Так, завершение конфликта в  экономической  сфере может дать импульс для  его возникновения  в политической области; после решения  политической проблемы может наступить  период идеологического противостояния т.д. За завершение конфликта может  следовать, таким образом, постконфликтный  синдром, выражающийся в напряженных  взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий между  ними постконфликтный синдром может  стать источником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новом  уровне и с новым составом участников.

     Способы регулирования  и  конструктивного  завершения конфликтов.

     Современная конфликтология выработала многообразные  способы регулирования и конструктивного  завершения конфликтов. Но основной способ, который приводит не только к надежному  устранению противоборства, но и установлению сотрудничества в послеконфликтной стадии - это совместная деятельность людей, направленная на достижение общей  цели. Там, где есть общие интересы, общие цели и задачи деятельности, там различия и даже противоречия отступают на задний план, устанавливаются дружеские отношения и благоприятный психологический климат.

     Динамика  различных  видов  конфликтов

     Периоды и этапы  динамики конфликта могут  иметь  различную продолжительность, значимость и интенсивность. Исследования, проведенные а социологии и психологии, показывают, что существуют различия в длительности конфликтов в зависимости  от того, какие стороны в нем  участвуют. Выявлено, что большинство  конфликтов по вертикали (более 78%) длится не более трех месяцев, причем половина из них (55,5%) имеет продолжительность  до одного месяца. Конфликты между  руководителями первичного и среднего звена более длительны: в течение  трех месяцев завершается 71% всех конфликтов, а до одного месяца - 49%. В то же время  только 65% конфликтов между государственными служащими  разрешаются в течение  полугода.

     Существуют  различия в динамике конфликтов в  условиях повседневной жизнедеятельности  и  в экстремальных условиях. В  экстремальных  условиях конфликты  развиваются  в "ускоренном" темпе, более скоротечны.

     В течение одной  недели завершаются  около 70% конфликтов, происходящих в  экстремальных условиях. Более 55% таких  конфликтов разрешаются  в течение  первых трех дней. Экстремальные  условия  выступают мощным катализатором  процессов конфликтного взаимодействия. 

     Существует  зависимость  длительности конфликтов и их итогов, в частности, от того, кто одержал  победу в конфликте "по вертикали".

     Руководитель  обычно добивается своих целей в  скоротечных конфликтах. Чем продолжительнее  конфликт, тем меньше шансов у руководителя на успешный для него результат.

     Противоположным является соотношение длительности конфликта и его успешности у  подчиненного. На конфликты продолжительностью до полумесяца приходится 13% конфликтов, в которых победил подчиненный. На конфликты продолжительностью до 6 месяцев приходится уже 26,6% конфликтов с победой подчиненного.

     Это может быть объяснено следующим  образом. Чем  справедливее требования руководителя к подчиненному, тем  больше у него шансов на разрешение конфликта в  свою пользу, тем  скоротечнее конфликт. И наоборот, чем менее начальник  прав в  конфликте, тем настойчивее  в  борьбе его оппонент - подчиненный, тем длительнее конфликт, так как  руководитель, даже если он не прав, не настроен на уступку.

     В длительных конфликтах уменьшается  деловая и увеличивается  эмоционально-личностная основа конфликта. При длительном противоборстве объект, по поводу которого начался  конфликт, отходит на второй план и  борьба идет по поводу претензий, оскорблений, грубости, которые были допущены в  ходе конфликта. Происходит замена деловой  сферы конфликта личностной.

     Динамика  частоты  конфликтов зависит от циклических  изменений характера совместной деятельности в течение года. Частота  конфликтов колеблется в зависимости  от организации совместной деятельности в течение года. Наибольшее число  конфликтов среди госслужащих характерно для февраля (17,8%), марта и сентября (по 12,3%). Это обусловлено возрастанием рабочей нагрузки, связанной с  распределением ресурсов, исполнением  бюджета, завершением массовых отпусков. 

 

III. ИСТОЧНИКИ, ОСНОВАНИЯ И ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА   

1. Внешние и внутренние  условия конфликта    

2. Источник, основания,  причины и движущие  силы конфликта    

3. Фазы развития  конфликта  

1. К  необходимым  условиям конфликта следует отнести  социальную позицию, экономическое  положение людей, а также степень  идентификации человека с конкретной  группой, культурную зрелость. Именно социальная позиция (положение) обеспечивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Последние воздействуют на формирование соответствующих реалистических желаний и устремлений. Положение, запечатленное в желаниях, чувствах и жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности в интересы, которые и выступают в качестве основного мотива социального поведения. Противоречие же социальных интересов является главной причиной конфликтов.

2. Формулу  конфликта  можно представить  как единую  трихотомичес-кую  систему субъекты интересы действия. Таким образом, социальная причинность  конфликта определяется такими  социологическими категориями как  потребности, интересы и ценности. Именно они являются внутренними  побудителями активности, т.е. общее  между потребностями, интересами  и ценностями состоит в том,  что во всех случаях мы имеем  дело со стремлением  людей,  воздействующим на их социальное  и экономическое поведение. Однако  если потребности ориентируют  поведение  людей на обладание  теми благами, которые жизненно  необходимы, то интересы и ценности  стимулируют действия, исходящие  из взаимного отношения  людей  друг к другу. Непосредственный  предмет социального интереса и  ценности это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социальной группы, которые обеспечивают получение этого блага. А поскольку эти позиции не равны, постольку интересы и ценности в определенном смысле более конфликтогенны, чем потребности. Следовательно, интересы и ценности связаны с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставленных действующему лицу обществом.

3. Конфликт  имеет  определенный набор  элементов  и стадий развития, которые характеризуют  различного  рода конфликтные  взаимодействия  как на уровне личности, так  и между субъектами. С одной  стороны, это стадии развертывания  социального противоречия, а с  другой собственная динамика  социального конфликта.

 

IV. ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

1. Структура конфликта 

  2. Функции конфликта     

  3. Формы выражения  социального конфликта   

1. Структура   социального конфликта может   быть представлена следующим   образом: 

1) противоречие, которое выражено в проблеме  и является объективной предпосылкой  конфликта (источник конфликта);

2) люди как   носители данного противоречия, представляющие различные социальные  интересы (субъекты конфликта);

3) объект конфликта  (скрытые нужды) блага, ресурсы, по которых поводу чего возникает конфликт; 

4) предмет конфликта  (открытые нужды) материальные  образования с ним связанные;

5) столкновение  субъектов конфликта (процесс,  активная фаза), в котором как   бы происходит “противоречие   в действии”. Столкновение также   характеризуется эмоциональной   окраской и психологическими  установками субъектов. Поскольку   конфликт представляет собой   высшую (активную) стадию развития  противоречия, то в случае отсутствия  последней составляющей (столкновения) мы имеем дело с латентным,  т. е. скрытым конфликтом, выявление  которого наиболее сложно. Такой  конфликт также можно назвать  “недоразвитым” в силу его  остановки своего развития на  стадии противоречия.

2. Функции  конфликта  имеют общий и  специальный  характер. Они связаны  с типом  и уровнем конфликта.  Могут  быть выделены следующие  функции:  а) интегративная; б)  коммуникативная;  в) мобилизационная;  г) деструктивная;  д) конструктивная. Баланс негативного и позитивного  начал в структуре каждого  конкретного социального конфликта. 

3. Формы  выражения  социального конфликта  имеют  различные модификации.  Они резко  отличаются в  зависимости от  уровня субъектности. Внутриличностный конфликт представлен  многообразно. В частности, такие  формы как эмоционально-психическая  напряженность (тревога, страх,  фрустрация), столкновение противоположных  норм, ценностей, оценок, переживаний,  настроений и стереотипов поведения  свидетельствуют о внутреннем  разладе, выражаемом вовне в  неакдекватных действиях. Межличностный  конфликт всегда представляет  собой непосредственные формы  очного или заочного контакта, содержащего мотивы соперничества,  столкновения и поиска согласия. Внутригрупповой и межгрупповой  конфликт, как правило, вначале  аморфен (случайные коллизии), но  по ходу его развертывания  структурируется и воплощается  в формировании групповой идентичности (свои и чужие), в организованном противоборстве, кооперации и конкуренции, борьбе референтных групп, в степени консолидации, сплоченности группы вокруг значимых целей. На уровне социального конфликта имеются структурированные интересы, выражаемые представителями, агентами крупных социальных общностей, как правило, оформленные организационно, обеспеченные материально и идеологически. Это национальные, социально-классовые, государственные конфликты. Конфликты  в организациях это групповые и социальные разновидности конфликта. Их особенность заключается в их погруженности в формальные и неформальные структуры организаций.

Информация о работе Динамика социальных конфликтов