Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:12, реферат
Конфликт — это явление, представляющее собой отрезок, но не точку на временной шкале. Этот отрезок может делиться на части, «начало» и «завершение» которых будут отдельными этапами конфликта. Развитие этапов и весь процесс конфликта определяют динамику конфликтного взаимодействия.
1.Введение ……………………………………………………….3 стр.
2.Возможные этапы (или стадии) конфликта …………4-11стр.
3.Источники, основания и причины конфликта …..…….12 стр.
4. Формы выражения, структура и функции социального конфликта............................................................................13 стр.
5. Модели развития социального конфликта на разных уровнях……………………………………………………………15 стр.
6. Основные подходы и стили разрешения конфликта……………………………………………………….16 стр.
7. Способы регулирования и разрешения конфликта……………………………………………….………17 стр.
8.Выводы…………………………………………………….…..18 стр.
9. Список используемой литературы………………..…….21стр.
явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;
очевидная бесперспективность продолжения конфликтов и ее осознание участниками. Эта ситуация связана с убеждением, что дальнейшая борьба не дает преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно;
обнаружившееся
преобладающее превосходство
появление в конфликте третьей стороны и е способность и желание прекратить противоборство.
С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:
1. устранение (уничтожение) оппонента или обоих оппонентов противоборства;
2. устранение (уничтожение) объекта конфликта;
3. изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;
4. участие
в конфликте новой силы, способной
завершить его путем
5. обращение
субъектов конфликта к арбитру
6. переговоры
как один из наиболее
По своему характеру завершение конфликта может быть:
1. с
точки зрения реализации
• победоносным,
• компромиссным,
• пораженческим;
2. с
точки зрения формы
• мирным,
• насильственным;
3. с
точки зрения функций
• конструктивным,
• деструктивным;
4. с точки зрения эффективности и полноты разрешения:
• полностью и коренным образом завершенным,
• отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.
Следует отметить, что понятия "завершение конфликта" и "разрешение конфликта" не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть:
• затухание (угасание) конфликта,
• устранение конфликта,
• перерастание конфликта в другой конфликт.
3.Послеконфликтный период
Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.
Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию. Случается и так, что окончание одного конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнедеятельности людей. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической области; после решения политической проблемы может наступить период идеологического противостояния т.д. За завершение конфликта может следовать, таким образом, постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий между ними постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.
Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов.
Современная
конфликтология выработала многообразные
способы регулирования и
Динамика различных видов конфликтов
Периоды и этапы динамики конфликта могут иметь различную продолжительность, значимость и интенсивность. Исследования, проведенные а социологии и психологии, показывают, что существуют различия в длительности конфликтов в зависимости от того, какие стороны в нем участвуют. Выявлено, что большинство конфликтов по вертикали (более 78%) длится не более трех месяцев, причем половина из них (55,5%) имеет продолжительность до одного месяца. Конфликты между руководителями первичного и среднего звена более длительны: в течение трех месяцев завершается 71% всех конфликтов, а до одного месяца - 49%. В то же время только 65% конфликтов между государственными служащими разрешаются в течение полугода.
Существуют различия в динамике конфликтов в условиях повседневной жизнедеятельности и в экстремальных условиях. В экстремальных условиях конфликты развиваются в "ускоренном" темпе, более скоротечны.
В течение одной недели завершаются около 70% конфликтов, происходящих в экстремальных условиях. Более 55% таких конфликтов разрешаются в течение первых трех дней. Экстремальные условия выступают мощным катализатором процессов конфликтного взаимодействия.
Существует зависимость длительности конфликтов и их итогов, в частности, от того, кто одержал победу в конфликте "по вертикали".
Руководитель обычно добивается своих целей в скоротечных конфликтах. Чем продолжительнее конфликт, тем меньше шансов у руководителя на успешный для него результат.
Противоположным является соотношение длительности конфликта и его успешности у подчиненного. На конфликты продолжительностью до полумесяца приходится 13% конфликтов, в которых победил подчиненный. На конфликты продолжительностью до 6 месяцев приходится уже 26,6% конфликтов с победой подчиненного.
Это может быть объяснено следующим образом. Чем справедливее требования руководителя к подчиненному, тем больше у него шансов на разрешение конфликта в свою пользу, тем скоротечнее конфликт. И наоборот, чем менее начальник прав в конфликте, тем настойчивее в борьбе его оппонент - подчиненный, тем длительнее конфликт, так как руководитель, даже если он не прав, не настроен на уступку.
В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивается эмоционально-личностная основа конфликта. При длительном противоборстве объект, по поводу которого начался конфликт, отходит на второй план и борьба идет по поводу претензий, оскорблений, грубости, которые были допущены в ходе конфликта. Происходит замена деловой сферы конфликта личностной.
Динамика частоты конфликтов зависит от циклических изменений характера совместной деятельности в течение года. Частота конфликтов колеблется в зависимости от организации совместной деятельности в течение года. Наибольшее число конфликтов среди госслужащих характерно для февраля (17,8%), марта и сентября (по 12,3%). Это обусловлено возрастанием рабочей нагрузки, связанной с распределением ресурсов, исполнением бюджета, завершением массовых отпусков.
III. ИСТОЧНИКИ, ОСНОВАНИЯ И ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА
1. Внешние и внутренние условия конфликта
2. Источник, основания, причины и движущие силы конфликта
3. Фазы развития конфликта
1. К
необходимым условиям
2. Формулу
конфликта можно представить
как единую трихотомичес-кую
систему субъекты интересы
3. Конфликт
имеет определенный набор
элементов и стадий развития,
которые характеризуют
IV. ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
1. Структура конфликта
2. Функции конфликта
3. Формы выражения социального конфликта
1. Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом:
1) противоречие,
которое выражено в проблеме
и является объективной
2) люди как
носители данного противоречия,
представляющие различные
3) объект конфликта (скрытые нужды) блага, ресурсы, по которых поводу чего возникает конфликт;
4) предмет конфликта (открытые нужды) материальные образования с ним связанные;
5) столкновение
субъектов конфликта (процесс,
активная фаза), в котором как
бы происходит “противоречие
в действии”. Столкновение
2. Функции
конфликта имеют общий и
специальный характер. Они связаны
с типом и уровнем конфликта.
Могут быть выделены
3. Формы
выражения социального