Динамика социального конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:55, реферат

Краткое описание

В рамках социологии даже сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как «социология конфликта». Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с весьма богатой и многообразной литературой по этой проблематики, усвоение теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного направления социологической мысли. Разумеется , и в других областях обществоведения накапливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии, политической науке, истории, об экономических теориях, об этнологии. Но в первую очередь надо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках которой разрабатываются, с одной стороны , общетеоретические проблемы конфликта, а с другой - практические методы анализа и решение конфликтов разного рода.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социальный конфликт: понятие, структура, виды 4
1.1 Понятие социального конфликта 4
1.2 Структура социального конфликта 7
1.3 Виды социального конфликта 9
2. Динамика социального конфликта 11
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………..….15

Файлы: 1 файл

1 Социальный конфликт.docx

— 33.26 Кб (Скачать)

3). Конфликт  между личностью и группой  может возникнуть, если эта личность  займет позицию, отличающуюся  от позиции группы. В процессе  функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

4). Межгрупповые  конфликты часто возникают из-за  отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между группами. Межгрупповые конфликты часто возникают и между неформальными группами.

По формам конфликты можно разделить на:

- полномасштабный  - открытая социальная борьба, в  которой четко представлены противоборствующие  стороны, их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения. 

- неполный  конфликт - вовлекает меньшее число  участников, у него слабо структурированы  интересы и состав сторон, он  в меньшей степени легализован и не отличается открытым поведением (например, скрытый или вялотекущий конфликт интересов администрации предприятия и рабочих, не принимающий формы массовой забастовки).

Конфликты по протеканию делятся на:

кратковременные (предмет конфликта исчерпывается в процессе контактных взаимоотношений);

продолжительные (затянувшиеся процессы по отношению  к ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер).

По природе  возникновения выделяют конфликты:

деловые - имеют  производственную основу и возникают  в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны. 

эмоциональные - имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости;

По направленности взаимодействия - вертикальные и  горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга.

Предметная  сторона конфликта зависит от интересов, актуальной мотивации. Так, трудовые конфликты связаны с удовлетворением потребностей конкретных целей в процессе трудовой деятельности, политические – с властными отношениями, экологические - порождены глобальными проблемами современного поведения участников.

2. Динамика социального  конфликта

Начальная фаза характеризуется формированием  конфликтной ситуации — накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.

Значительная  группа отечественных конфликтологов (А. Зайцев, А. Дмитриев, В. Кудрявцев, Г. Кудрявцев, В Шаленко) считают необходимым охарактеризовать эту стадию понятием «социальная напряженность». Социальная напряженность — это особое социально-психологическое состояние общественного сознания и поведения индивидов, социальных групп общества в целом, специфическая ситуация восприятия и оценки событий, характеризуется повышенной эмоциональной возбужденностью, нарушением механизмов социальной регуляции и контроля. В каждой форме социального конфликта могут быть свои специфические индикаторы социальной напряженности. Социальная напряженность возникает тогда, когда еще конфликт в полном смысле этого слова не оформился, когда отсутствуют четко обозначенные стороны конфликта и не проявилось в достаточно ясной форме противостояние по линии «мы - они». Обострение социальной напряженности означает начало новой фазы развития конфликта.

Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнего события, которое  приводит в движение конфликтующие  стороны.

На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то есть противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. Во второй фазе первой ступени конфликт из Латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.

Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту стадию необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов в этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности к неприязни, к откровенной враждебности, которая психологически закрепляется в «образе врага». Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.

В современной конфликтологии большое внимание уделяется понятию «сила» участников конфликта. «Сила» — это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов:

1) физическую  силу, включая и технические средства, применяемые как инструмент насилия; 

2) информационно-цивилизованную  форму (силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа  документов, изучения материалов  экспертизы и т. д. с целью  обеспечения полноты знания о  существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т. п.;

3) социальный  статус, выражающийся в общественно  признанных показателях (доходы, уровень области, престиж и т. д.);

4) прочие  ресурсы — деньги, территория, лимит  времени, число сторонников и т.д. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликта, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Немаловажное  влияние на развитие конфликтных  отношений оказывает окружающая среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором. Первая фаза конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликтного поведения. В этой фазе происходит как бы «переоценка ценностей». Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте, его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т. д. Именно этот образ, то есть идеальная картина конфликтной ситуации, а не сама реальность является непосредственной психологической действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе, друг о друге и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны или одна из них исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза «переоценки ценностей» является вместе с тем и фазой «выбора».

Заключение

Изучив основные характеристики социальных конфликтов, мы можем сказать, что большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или более числа сторон. По сути дела в практике организации современного менеджмента, в дипломатии, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология.

Также в качестве вывода мы можем сказать, что для нашего общества характерно нарастание конфликтности. Миграция русскоязычного населения, инфляция, рост безработицы – это нелегкое и конфликтное будущее. Важно накапливать опыт цивилизованного решения социальных конфликтов. Умение управлять ситуацией, находить компромиссы – необходимое качество для социолога менеджера, социального работника, тем более руководителя, политического или общественного деятеля. Социальный конфликт – сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т.е. таких, которые невозможно разрешить без изменения основных условий и факторов взаимодействия. Из этого следует – разрешение конфликта требует изменений в социальной жизни людей.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Андреев В.И. Конфликтология. М., 1995.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
  3. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии. // Психологический журнал. 1980. № 6. т.1.
  4. Ершов А.А. Психология соактивности людей. СПб., 1992.
  5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. / Уч. пособие. М., 1995.
  6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998.
  7. Радугин А.А. Социология. М., 1995.
  8. Фролов С.С. Социология. М., 1996.



Информация о работе Динамика социального конфликта