Демографическая ситуация 2012 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 - 2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году - 124,9 млн. человек. Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем на 18 процентов уменьшится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.

Оглавление

1.Демографическая ситуация
2.Меры, предпринимаемые российским правительством
3.Какие дисфункции проявились в ходе реализации демографической политики
4. Выводы

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию РФ

ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Институт точных наук и информационных технологий

Кафедра физики твёрдого тела

 

 

 

 

Контрольная работа

по  дисциплине «Социология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Выполнил: Романова К. гр.148

                                                               Проверил: Зезегова О.И.

 

 

 

 

Сыктывкар 2011

Содержание:

1.Демографическая  ситуация

2.Меры, предпринимаемые российским правительством

3.Какие  дисфункции проявились в ходе  реализации демографической политики

4. Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Демографическая  ситуация

  Отвечай на вопрос - демографическая политика и ее дисфункции в ходе реализации, я воспользуюсь материалом статьи   кандидата социологических наук, директора Института демографических исследований - Белобородова Игоря Ивановича [1], в свою очередь, он опирается на доклад «О состоянии институционально-организационной базы и ресурсном обеспечении демографической политики в Российской Федерации» на форуме «Святость материнства» (проводившегося 27—28 ноября 2010 г. в храме Христа Спасителя) ».

  Достоверный анализ современной  демографической ситуации можно посмотреть в 1 пункте законодательного документа РФ - Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. [2]

  Современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке. Во второй половине прошлого века в Российской Федерации ежегодно рождались 2 - 2,5 млн. детей, умирали 1-1,5 млн. человек. Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран. Средняя продолжительность жизни в 1990 - 1991 годах составляла 68 лет.

  С 1992 года началось стабильное  сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2 - 1,5 млн. человек.

  По показателю ожидаемой продолжительности  жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает  от экономически развитых стран:  в 2006 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 66,7 года, в том числе мужчин - 60,6 года, женщин - 73,1 года.

  Основной причиной низкой продолжительности  жизни населения в Российской  Федерации является высокая смертность  граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55 процентов смертности от всех причин, в России в 3 - 4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов) составляют внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.

 Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения).

Уровень смертности обусловлен также высоким  уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы  условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).

  Начиная с 2000 года, в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения.

  На рождаемость отрицательно  влияют: низкий денежный доход  многих семей, отсутствие нормальных  жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).

  Низкий уровень рождаемости ведет  к демографическому старению  населения. Если в 1992 году численность  женщин в возрасте старше 55 лет  и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 процента всего населения, то в 2006 году - 20,4 процента.

  Наряду с общими демографическими  тенденциями, характерными для  Российской Федерации в целом,  имеются значительные различия  между регионами.

      В ряде субъектов Российской  Федерации демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. За последние 15 лет более чем на 15 процентов сократилась численность населения в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях. На 10 - 15 процентов сократилась численность населения в Республике Карелия, Республике Мордовия и Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Читинской областях.

      По пессимистическому варианту  прогноза предположительной численности  населения Российской Федерации,  рассчитанному на основе динамики  демографических процессов в  2000 - 2005 годах без учета программ  по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году - 124,9 млн. человек. Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем на 18 процентов уменьшится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.

  Развитие ситуации по данному  сценарию, помимо демографических  потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.

2.Меры, предпринимаемые  российским правительством.

  В нашей стране Демографическая политика представляет собой комплекс мер, принимаемых государством с целью повлиять на режим демографического воспроизводства в заданном направлении.

  Для решения демографической проблемы  была одобрена распоряжением Правительства РФ  24.09 .2001 г. Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г.  [3]

Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Задачами демографического развития Российской Федерации являются;

в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой  продолжительности жизни

  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
  • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения;
  • улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;

в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи

  • создание предпосылок для повышения рождаемости;
  • всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
  • создание условий для самореализации молодежи;
  • обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;

в области миграции и расселения

  • регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации;
  • повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации;
  • обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.

Главная заслуга Концепции-2001, пожалуй, заключается в том, что она побудила многие регионы - субъекты федерации - к разработке собственных региональных концепций, программ, планов действий по улучшению демографической ситуации. Так, например, в Республике Коми была утверждена Указом Главы РК от 10.12.2001 г. «Концепция демографического развития Республики Коми на период до 2015 г.» [4]

 

  Всего лишь 6 лет прошло  со дня одобрения и публикации, и  прекратила свое бумажно-земное существование Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г. На смену этого проекта пришла другая концепция – Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.[5]

  Целями демографической политики  Российской Федерации на период  до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

 Достижение  целей демографической политики  Российской Федерации в значительной  степени зависит от успешного  решения широкого круга задач  социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного  экономического роста и роста  благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

В основу демографической  политики Российской Федерации положены следующие принципы:

  • комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
  • своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;
  • учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;
  • взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;
  • координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

 В отличие от Концепции- 2001 , в Концепции-2007 прописаны конкретные целевые показатели - численности населения и продолжительности жизни и главное формальное отличие - в Концепцию-2007 включены разделы, описывающие "Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики", а также "Объемы и источники финансирования мероприятий".

 Реализация демографической  политики Российской Федерации  на период до 2025 года будет  осуществляться в три этапа. По итогам заседания Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, состоявшегося 19 января 2010 года, Председателю Правительства России, полномочным представителям Президента в федеральных округах, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации было поручено обеспечить в 2010 году осуществление мероприятий первого этапа реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, предусмотренных Концепцией, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007г. №1351, с учётом дальнейшего развития положительных тенденций роста рождаемости и снижения смертности, в том числе младенческой и материнской.

План мероприятий по реализации в 2008–2010 годах Концепции демографической политики России на период до 2025 года (первый этап), утверждённый распоряжением Правительства России от 14.02.2008 №170-р, выполнен.

 Решение задач по  улучшению демографической ситуации  осуществлялось по всем направлениям  Концепции: укрепление здоровья  и формирование здорового образа жизни населения, снижение смертности и повышение рождаемости, совершенствование системы социальной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, оптимизация миграции в соответствии с социально-демографической ситуацией.

Дополнительно реализованы мероприятия по обследованию населения в целях выявления больных туберкулёзом, подготовке и повышению квалификации медицинских работников федеральных центров высоких медицинских технологий, перинатальной диагностике нарушений развития ребёнка в трёх пилотных регионах, созданию 193 новых центров здоровья для детей.

 Параллельно с концепцией-2007 идет реализация приоритетных национальных проектов.

Проект «  Здоровье »- Современное здравоохранение  в центре внимания . Целями и задачами, которого являются:

  • Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
  • Повышение доступности и качества медицинской помощи.
  • Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на до госпитальном этапе.
  • Развитие профилактической направленности здравоохранения.
  • Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной  медицинской помощи

Информация о работе Демографическая ситуация 2012 г