Демографическая ситуация в Республике Казахстан на 1998-2012 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:05, доклад

Краткое описание

В Послании Президента Н.А.Назарбаева к народу Казахстана «Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» особо отмечено: «В ранг ведущих приоритетов национальной безопасности должна быть выдвинута сильная демографическая и миграционная политика. Если наши государственные органы по-прежнему будут относиться к этому безучастно, то мы на пороге ХХІ века войдем вслед за Россией в ситуацию «демографического креста», когда численность населения снижается уже не только из-за процессов внешней миграции, но и естественным образом.

Файлы: 1 файл

Статья Бердалиной и Нургалиевой.docx

— 23.67 Кб (Скачать)

Выполнили: Бердалина Айдана и Нургалиева Гульсина,3 курс, политология

Демографическая ситуация в Республике Казахстан  на 1998-2012 гг.

В Послании Президента Н.А.Назарбаева к народу Казахстана «Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» особо отмечено: «В ранг ведущих приоритетов национальной безопасности должна быть выдвинута сильная демографическая и миграционная политика. Если наши государственные органы по-прежнему будут относиться к этому безучастно, то мы на пороге ХХІ века войдем вслед за Россией в ситуацию «демографического креста», когда численность населения снижается уже не только из-за процессов внешней миграции, но и естественным образом. Эта тенденция должна быть немедленно приостановлена».

Цель данной работы: комплексное исследование демографического поведения населения Республики Казахстан.

Задачи исследования: изучить  теоретические вопросы становления  современного типа воспроизводства  населения, определить, когда он появляется на территории Казахстана; исследовать  процессы рождаемости, смертности и  естественного прироста населения  в рассматриваемый период; охарактеризовать динамику основных миграционных процессов  на территории Казахстана и выявить  их взаимосвязь с воспроизводством населения. В  данном исследовании  рассмотрено демографическое поведение  населения Республики Казахстан  в 1998-2012 гг.

Важными источниками при  написании этой работы явились законодательные  документы правительства Казахстана по вопросам экономической, социальной, национальной и демографической  политики, статистические материалы, данные переписей 1998 и 2009 гг., демографические  ежегодники, архивные материалы и  периодическая печать.

Характер социально-демографического развития Республики Казахстан начиная с 1998 г. во многом определялся как объективными процессами, так и бурным экономическим развитием страны. В результате произошедших изменений, социально-демографическую ситуацию за последние годы в целом можно оценить как благоприятную: улучшаются показатели рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, понижается общая смертность, присутствует положительное сальдо миграции.

В целом за годы независимости  в социально-демографическом развитии республики можно выделить три этапа.

  1. Первый этап (1993-1997 гг.) характеризуется сложной ситуацией в экономической и социальной сфере. Численность населения республики в тот период сократилась с 16,4 млн. до 14 млн. чел. Данный результат обусловлен, наряду со снижением уровня рождаемости, большими и устойчивыми масштабами миграции населения из Казахстана в другие страны.
  2. Во второй период (1997-2000 гг.) произошла некоторая стабилизация социально-экономической сферы, что привело к снижению динамики ряда негативных тенденций. На этом этапе были заложены основы для последующего улучшения социально- демографических показателей.
  3. В третьем периоде (с 2000 г.), благодаря улучшению экономического развития и объективным демографическим факторам в Казахстане сложилась социально-демографическая ситуация, характеризующаяся положительными тенденциями и ростом многих показателей.

Численность населения  в РК.

В период с 2005 по 2009 год в  стране стал отмечаться так называемый процесс «демографического ускорения», характеризующийся рядом показателей, таких как рост численности населения, увеличение естественного прироста, спад эмиграции. Именно в этот период количественные изменения этнического  состава населения перешли в  новое качество - с этого времени  демографическая ситуация стала  определяться представителями государствообразующей нации.

Численность населения страны на 1 января 2008г. по уточненным данным составила 15571,5 тыс. человек, в том числе  городского - 8265,9 тыс. (53,1%), сельского - 7305,6 тыс. человек (46,9%). По сравнению  с 1 январем 2007г. она увеличилась  на 174,6 тыс. человек, или на 1,1%. За этот период в регионах, кроме Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей, наблюдался рост численности населения. Максимальный прирост общей численности приходится на Южно-Казахстанскую область 49,0 тыс. человек, а ее максимальная убыль - на Восточно-Казахстанскую область - минус 7,1 тыс. человек.

Естественный прирост  населения республики в 2007г. составил 163666 человек (144546 человек - здесь и  далее в скобках приведены  показатели за 2006г.). Общий коэффициент  естественного прироста на 1000 жителей  в 2007г. составил 10,6 (9,4) человека.

На миграционные настроения граждан республики влияют как субъективные, так и объективные факторы, среди  которых: ухудшение материального  положения; безработица; неуверенность  в завтрашнем дне, отсутствие перспектив; языковой барьер; государственная реидентификация; ослабление межгосударственных связей; желание воссоединиться с близкими людьми, живущими за пределами РК, вернуться на свою историческую родину; неудовлетворенность качеством образования и профессиональной подготовкой; ухудшение экологической ситуации и т.д.

Положительное сальдо миграции населения в 2007г. составило 10962 (33041) человека, из них со странами СНГ - 2846 (26364). Число прибывших в республику составило 53397 (66731) человек, а выбывших за ее пределы - 42435 (33690) человек.

Среди прибывших в Казахстан  удельный вес казахов составил 78,2% (73,0%), русских - 12,5% (14,0%), немцев - 1,0% (0,9%). Из числа выбывших за пределы Казахстана на долю русских приходится 69,5% (67,4%), немцев - 7,1% (7,3%), казахов - 5,3% (6,8%).

Анализ прироста населения

Президент Н.А. Назарбаев  в целях укрепления независимости  и безопасности страны поставил задачу до 2015 года довести численность населения  до 20 миллионов человек. Для достижения этой цели осуществлен ряд масштабных мер, направленных на улучшение социально-бытовых  условий жизни граждан, увеличение рождаемости, укрепление здоровья матери и ребенка.

Предпринятые шаги позволили  достичь стабильного роста численности  населения. К примеру, если в 2000 году родилось 220 тысяч детей, то в 2005 году - 278 тысяч, а в 2006-м - 290 тысяч. Общий  прирост населения в 2005 году составил 145 тысяч человек, или 0,95 процента. В  течение того периода наибольший показатель достигнут в Астане - 3,98 процента. В Алматы он составил 3,17, Мангистауской области - 3,5, Атырауской - 1,92, Южно-Казахстанской области - 1,82 процента. Кстати, в столице и южном мегаполисе, а также в Атырауской области общий прирост населения достигнут в основном за счет переселенцев, в том числе и оралманов.

В то же время в Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях число жителей, напротив, сократилось. В этих регионах число эмигрантов значительно превысило число иммигрантов, а показатель рождаемости так и остался на низком уровне.

Что касается естественного  прироста населения, то здесь в лидерах  Мангистауская область - 1,96 процента. В Южно-Казахстанской и Атырауской областях он достиг 1,92 процента, Кызылординской области - 1,51. Во всех перечисленных регионах большинство населения составляют представители коренной национальности. В Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Карагандинской областях естественный прирост населения составил лишь 0,05-0,5 процента. В Костанайской и Северо-Казахстанской областях этот показатель вообще "ушел в минус".

Несмотря на динамичное социально-экономическое развитие республики, вопросам миграции и демографии пока не уделяется достаточного внимания. Главный механизм увеличения численности населения в нашей стране - повышение рождаемости. Каждый год в Казахстане должны появляться на свет порядка 530-540 тысяч детей - в два раза больше, чем сегодня. Для обеспечения естественного прироста населения в каждой семье, как минимум, должно быть трое или четверо детей. Если первые двое малышей замещают своих родителей, то третий восполняет естественные потери и только четвертый ребенок "работает" на прирост.

Меры правительства  по улучшению демографического состояния  в стране.

Для достижения названного показателя необходимо значительно  улучшить благосостояние населения  и особенно условия жизни репродуктивных женщин и детей. У них должно быть крепкое здоровье, качественное питание, хорошие условия жизни. Не случайно, на развитии социальной сферы в Послании Президента текущего года сделан особый акцент.

Только в 2008 году для реализации задач, поставленных Главой государства  в данной сфере, предусматривается  выделение из бюджета дополнительных средств в размере 108 миллиардов тенге. Придавая исключительное значение социальной защите материнства и детства, Президент поручил Правительству с первого января будущего года повысить размер единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка до 34 740 тенге, или в два раза, увеличить ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им одного года. Также предусматривается ввести обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин. При этом их пенсионные накопления должны продолжаться в период декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком до одного года.

Выплата пособий будет  осуществляться из средств Государственного фонда социального страхования, сформированного за счет перераспределения  социального налога. Всего на реализацию вышеуказанных задач выделяется 18,7 миллиарда тенге.

Сегодня нашей молодой и стремительно прогрессирующей стране необходимо вести активную демографическую политику. Для любого государства человеческий фактор является составной частью его экономического развития. По данным Всемирного банка, в странах с переходной экономикой лишь 16 процентов уровня экономического развития зависит от производственного потенциала (оборудование, инфраструктура и так далее), 20 - от природных ресурсов, а оставшиеся 64 процента - от человеческого и социального капитала. Как бы там ни было, человек играет основную роль в модернизации общества и достижении передовых экономических высот. В целом для Казахстана главной, думается, является демографическая проблема, которая непосредственно влияет на независимость и безопасность республики.

Для решения задач, поставленных в проекте, предусматривается увеличение расходов на улучшение демографической  ситуации в стране. В том числе  на государственную поддержку семей  с детьми, охрану здоровья населения  и регулирование миграционных процессов.

Демографическая обстановка в молодом государстве непосредственно  влияет на его экономику и политику, на социальную жизнедеятельность и  межнациональные отношения. Правильная оценка демографической ситуации и  научные прогнозы о ее возможных изменениях в ближайшем и далеком будущем дают возможность правильно определить тактические и стратегические задачи во внутренней политике нашей республике и тем самым избежать возможные межнациональные конфликты.

Республике Казахстан, чтобы  утверждать себя как молодое государство, необходимо вести эффективную демографическую  политику. Она должна поддерживать и содействовать полному проявлению исторически объективным тенденциям народонаселения. Основная политика нашего государства - это поддержание традиционных семейно-брачных отношений, возвышении роли отца в семье и мужчины в обществе, одновременно заботясь о материнстве и детстве. Необходимо в условиях резкого снижения деторождаемости поддержать традицию народов Казахстана на многодетность семьи.

Демографические процессы всегда опережают прогнозы политические, экологические, социальные, экономические, так как  везде играют людские факторы, человеческие ресурсы. Поэтому многие научные  прогнозы и предпринимаемые новые  законодательства, а также различные  административные решения молодого государства должны проходить через  демографическую экспертизу, так  как Казахстан все еще находится  в состоянии демографического детерминизма. Именно здесь должна осуществляться целенаправленная политика народонаселения  на региональном уровне со стратегией развития и планом конкретных действий.


Информация о работе Демографическая ситуация в Республике Казахстан на 1998-2012 гг