Человек как субъект и объект социальной работы: ее сущность и специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Становление социальной работы как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Система социальной работы, в каком бы аспекте ее не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д.

Оглавление

Введение…………………………...………………………………………..стр. 3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы: человек как объект и субъект социальной работы ………….…...………………………стр. 6 – 10
1.1. Сущность теории социальной работы в системе наук …………….…стр. 6
1.2. Технологизация социальной работы и ее функции.…………...……...стр. 8
1.3. Целостная модель человека в теории социальной работы ..………..стр. 10
1.4. Выводы к главе 1………………………………………………………стр. 15
Глава 2. Анализ деятельности Управления социальной защиты населения (на примере Люберецкого района Московской области)………… ………………………..…………………………....стр. 17- 26
2.1. Управление социальной защитой населения Люберецкого района Московской области как одна из структур социальной работы ………..стр.17
2.2. Рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения ………………………………………………………..……….стр. 21
2.3. Выводы к главе 2……………………………………………………..стр. 26
Заключение…………………………………………………………….стр. 27
Библиографический список…

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

Создание системы накопительных  счетов призвано обеспечить повышение  пенсий, пособий и иных социальных выплат, в том числе расходов на лечение. Поэтому необходимо переходить к солидарно-страховой модели.

Оптимальное финансирование социального обеспечения рационально  на трехсторонней основе: предприниматель, работник, государство. На сегодняшний  день в России применяется в основном принцип двупартизма, то есть плательщиками взносов являются государство и предприниматели. Применение двухстороннего принципа финансирования социального обеспечения обусловлено кризисными явлениями в российской экономике и соответственно тяжелым материальным положением населения.

Социальное обеспечения  свидетельствует, что надежным методом  его финансирования являются трехсторонние  платежи. Причем наиболее оправданным  представляется механизм, когда большая нагрузка приходится на работодателя (от 40 до 60%), а меньшая распределяется между работниками (от 10 до 30%) и государством (от 20 до 40%), которое призвано, прежде всего, заботиться о наиболее уязвимых слоях населения. Взносы трех субъектов социального обеспечения выражают идею солидарной ответственности. Часть средств идет на выплату пенсий, пособий, денежных компенсаций и оказание социальных услуг, а часть в фонд капитализации. Капитализация является процессом финансового вложения временно свободных денежных средств системы социального обеспечения. Это дорогостоящий процесс, который сложно реализовать в рамках каждого фонда в отдельности, поэтому необходимо образовать страховой фонд (капитализации) системы социального обеспечения.

Технология социального  обеспечения, основанная на солидарно-страховом механизме, будет социально эффективна по нескольким причинам:

  1. более адаптирована к российским социальным, экономическим и политическим условиям;
  2. солидарно-страховой механизм финансирования системы социального обеспечения используется во многих зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, а следовательно, доказал свою эффективность в условиях рынка;
  3. сочетание административных и рыночных основ делают систему социального обеспечения, основанную на солидарно-страховом механизме, более устойчивой.

В основу реформ в сфере  социальной поддержки населения  должна быть положена программа мер, направленных на предоставление социальных выплат и услуг на принципах адресности. Реальное введение адресности повлечет за собой значительные ограничения, как на размеры выплат, так и на состав получателей социальных выплат и услуг. Подобные походы могут существенно варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, структуры населения, уровня жизни. Полномочия по определению размеров и форм предоставления социальной поддержки необходимо передать на региональный и муниципальный уровень.8

Для обработки больших  объемов информации требуется создать  новые информационные технологии. Информационная технология адресной социальной помощи является неотъемлемой частью организационной структуры, реализующей новый подход. Этот подход позволит:

  1. обеспечить доступ к информации для решения вопросов возможности и необходимости оказания помощи,
  2. обеспечить контроль над деятельностью системы адресной социальной помощи,
  3. распределять и контролировать финансовые средства,
  4. организовывать взаимодействие различных ведомств.

Основным результатом  внедрения системы станет повышение  открытости, адресности и эффективности  социальной поддержки населения, что позволит иметь дифференцированный подход к предоставлению различных видов социального обеспечения в разных размерах в соответствии с положением гражданина.9

Важным аспектом формирования технологии социального обслуживания населения является разработка стандартов качества социальных услуг населению и их сертификация. Разработка стандартов качества социального обслуживания представляет собой продолжительный процесс. Это определяется тем, что стандарты призваны отражать изменения, происходящие под воздействием развития потребностей населения, с одной стороны, и возрастания требований и возможностей государства в области социального обслуживания – с другой.

Следует провести с учетом роста цен индексацию материнских  и детских пособий.

Пособия и иные затраты на детей в условиях рынка являются не столько формой социального обеспечения, сколько частью цены труда, в которую входят средства на воспроизводство работника и его семьи, включая содержание иждивенцев. Ныне установленный размер оплаты труда не включает расходы на детей. Следует поменять подобную систему отношений, не соответствующую принципам рыночной экономики. Главным инструментом их реализации в социальной сфере должна стать развитая система страхования.

Целесообразно воспользоваться  мировым опытом и ввести обязательное страхование детей. Из сформированных на его основе фондов можно либо доплачивать к начисленному заработку тем работникам, у кого она ниже прожиточного минимума, либо просто предоставлять соответствующее страховое пособие. Тем самым решается комплекс задач – вывод минимального заработка на прожиточный минимум, повышение оплаты труда бюджетников, увеличение помощи семьям с детьми.10

Усовершенствование технологии социального обеспечения позволит урегулировать отношения по социальному  обеспечению. Кардинальной перестройки структуры социального обеспечения невозможно осуществить, так как это тормозится самим развитием общества. Однако представляется возможным попытаться адаптировать существующую технологию социального обеспечения к новым условиям и заложить в ее основу положительные тенденции развития систем социального обеспечения за рубежом. Безусловно, технология социального обеспечения должна строиться на принципах адресности, всеобщности, доступности и гарантированности социального обеспечения. Это позволит изменить существующее положение различных категорий граждан посредством оказания социальных выплат и услуг, которые позволят обеспечить достойную жизнь граждан и повысить уровень и качество социального обслуживания.

 

2.3. Выводы к главе 2

 

Анализируя главу 2, можно  говорить о том, что только создание нормативно-правовой и научно-методической базы для системы социального обслуживания по схеме «лицензирование-стандартизация-сертификация» позволит обеспечить качественное и эффективное социальное обслуживание граждан.

Основным результатом  внедрения системы станет повышение  открытости, адресности и эффективности  социальной поддержки населения, что  позволит иметь дифференцированный подход к предоставлению различных  видов социального обеспечения в разных размерах в соответствии с положением гражданина.

Существование огромного  количества законодательных актов  ставит вопрос о доступности информации для граждан, то есть возможности  изучения своих прав. Требуется создание открытой Интернет-системы, которая позволит расширить доступность информации по социальному обеспечению.

 Возникает необходимость совершенствования технологии социального обслуживания населения, которое сможет адекватно обеспечить права граждан в этой сфере.

Усовершенствование технологии социального обеспечения позволит урегулировать отношения по социальному обеспечению. Кардинальной перестройки структуры социального обеспечения невозможно осуществить, так как это тормозится самим развитием общества. Однако представляется возможным попытаться адаптировать существующую технологию социального обеспечения к новым условиям и заложить в ее основу положительные тенденции развития систем социального обеспечения за рубежом. Выделение основные приоритеты социальной политики:

- признание ответственности государства за социальное положение своих граждан;

- гарантирование всем гражданам бесплатного образования и медицинского обслуживания;

- приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в соответствии с реальным прожиточным минимум;

- гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;

- недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;

- поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов;

- борьба с преступностью.

- повышение адресности.

 

Заключение

 

Преобразования в политической, экономической и социальной областях, осуществляемые в государстве, предусматривают  проведение активной социальной политики, которая должна основываться на правильно выстроенной системе приоритетов, поэтапном решении круга социальных проблем, выработке механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласования обязательств государства и реальных возможностей для их финансирования. Важнейшим аспектом государственной социальной политики является социальная защита населения. В современных условиях принят ряд законов, декларирующих предоставление нуждающимся категориям населения равных с другими гражданами прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Однако, из-за тяжелого финансового положения на федеральном и региональном уровнях их реализация часто ограничена.

В сложившихся экономических  условиях предпринимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Создаются механизмы социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу и других категорий населения. Однако, многие льготы, компенсации, социальные выплаты и пособия вводятся нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате ограничивается возможность для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.

Государство играет важнейшую  роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и т. д. Что касается субъектов РФ, то они должны обеспечивать и решать производственно-экономические задачи, развивать плановую и финансово-экономическую деятельность, создавать различные фонды социальной помощи, решать экономические проблемы и т. д. Велика в субъектах РФ роль органов социальной защиты, так как именно они призваны проводить политику государства, направленную на формирование устойчивых связей между различными уровнями организационной системы, которая устанавливает социальные отношения в обществе, обеспечивает людей потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивает экономическую самостоятельность в управлении.

На современном этапе  в социальной защите населения Российской Федерации выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах. Во-первых, это социальная защита детей, детства и отрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения, в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная защита семьи. Однако каждый субъект Российской Федерации, основываясь не только на социально-экономической обстановке в стране, но и на собственных социально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования.

Практическая  реализация данных предложений, позволит изменить технологию социального обеспечения в лучшую сторону. Кроме того, это позволит повысить уровень социального обеспечения, что отразится на тех категориях граждан, которые получают социальные выплаты и услуги по системе социального обеспечения. Предоставление социального обеспечения является механизмом, направленным на поддержание достойного уровня жизни граждан России, именно это заложено в Конституции РФ. Необходимо совершенствовать технологию социального обеспечения и адаптировать зарубежный опыт к российской действительности, прежде всего для того, чтобы повысить уровень обеспеченности граждан, а как следствие этого – возрастет стабильность в обществе.

 

Библиографический список

     1. Конституция РФ от 12.12 1993.

2. Фарсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (Историко-понятийный аспект).— М., 2008.

3. Российская энциклопедия социальной работы /Под ред. А.М. Панова, Е.И.Холостовой. - М., 2009.

4. Хасанова Г.Б., Валеева Н.Ш. Целостная модель человека // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 6 – стр. 137-139

  1. Положение о Люберецком управлении социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области
  2. Информационный сайт Люберецкого района

     7. Светкина Г.Д., Гриценко Е.А. Социальная помощь: на пути к адресности.//Социальная работа 2010 №2. с.5-7.

     8. Казбан А.В. Краткий обзор мирового и отечественного опыта реформирования социального обеспечения населения.//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 2009 №13. с.27-34

9. Социальная работа / Под общей редакцией В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

10. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное обеспечение) - М: ИНФРА-М, 2010

11. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебное пособие -М;ИНФРА-М,2009, 4-ое издание.

12. Калмыков В.В. Результаты социальной политики 1990-х и ее реформирование в начале2000-х гг.//История государства и права 2009 №6. с.6-9.

13. Социальное обеспечение в Российской Федерации. Под ред. В. М. Кудряшова. М., 2008г.

14. Никонов, Д.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие/ Д.А. Никонов А.В. Стремоухов, – М.: Закон и право. 2007. – 368 с.

 

 

 

 

 

1 Фарсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (Историко-понятийный аспект).— М., 2008 г.

2 Российская энциклопедия социальной работы /Под ред. А.М. Панова, Е.И.Холостовой. - М., 2009.

3 Хасанова Г.Б., Валеева Н.Ш. Целостная модель человека // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 6 – стр. 137-139

Информация о работе Человек как субъект и объект социальной работы: ее сущность и специфика