Человек как субъект и объект социальной работы: ее сущность и специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Становление социальной работы как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Система социальной работы, в каком бы аспекте ее не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д.

Оглавление

Введение…………………………...………………………………………..стр. 3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы: человек как объект и субъект социальной работы ………….…...………………………стр. 6 – 10
1.1. Сущность теории социальной работы в системе наук …………….…стр. 6
1.2. Технологизация социальной работы и ее функции.…………...……...стр. 8
1.3. Целостная модель человека в теории социальной работы ..………..стр. 10
1.4. Выводы к главе 1………………………………………………………стр. 15
Глава 2. Анализ деятельности Управления социальной защиты населения (на примере Люберецкого района Московской области)………… ………………………..…………………………....стр. 17- 26
2.1. Управление социальной защитой населения Люберецкого района Московской области как одна из структур социальной работы ………..стр.17
2.2. Рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения ………………………………………………………..……….стр. 21
2.3. Выводы к главе 2……………………………………………………..стр. 26
Заключение…………………………………………………………….стр. 27
Библиографический список…

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

 

Курсовая работа на тему : «Человек как субъект и объект социальной работы: ее сущность и специфика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Проверил:

                                                                    

                                              Работу выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………...………………………………………..стр. 3 

Глава 1. Теоретические основы социальной работы: человек как объект и субъект социальной работы ………….…...………………………стр. 6 – 10

1.1. Сущность теории социальной работы в системе наук …………….…стр. 6

1.2. Технологизация социальной работы и ее функции.…………...……...стр. 8

1.3. Целостная модель человека в теории социальной работы ..………..стр. 10

1.4. Выводы к главе  1………………………………………………………стр. 15

Глава 2. Анализ деятельности Управления социальной защиты населения (на примере Люберецкого района Московской области)………… ………………………..…………………………....стр. 17- 26

2.1. Управление социальной защитой населения Люберецкого района Московской области как одна из структур социальной работы ………..стр.17

2.2. Рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения ………………………………………………………..……….стр. 21

2.3. Выводы к главе 2……………………………………………………..стр. 26

Заключение…………………………………………………………….стр. 27

Библиографический список……………………………..……………….стр. 30

 

Введение

Становление социальной работы как специального института  и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения  на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Система социальной работы, в каком бы аспекте ее не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д. Понимание, видение связей системы социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр общественной жизни. Социальная работа многогранна и уникальна; связана с человеком в целом - в его биологическом, социальном и духовном параметрах. Социальная работа обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.

«Человек как субъект  и объект социальной работы: ее сущность и специфика» - одна из важнейших  и актуальных тем на сегодняшний день. Актуальность темы курсовой работы на сегодняшний день обусловлена тем, что в современном обществе, которое за последнее время было подвержено реформам в экономической, политической и социальной сферах существенно увеличилась потребность в социальных услугах, следовательно, и в социальной работе. Глубокий социально-политический кризис в современной России привел к серьезным негативным последствиям, прежде всего в социальной сфере, обнажив незащищенность человека от экономической, социальной и политической деградации вследствие ухудшения условий его жизнедеятельности, невозможности по не зависящим от него причинам раскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и интеллектуальный потенциал. Поэтому особую актуальность и значимость приобретает обеспечение социальной защищенности членов общества, реализация целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и обеспечивающих охрану коренных жизненных интересов человека во всех сферах его жизнедеятельности: экономической, социальной, политической и духовной. Необходимо развивать систему социальной работы «с человеческим лицом», ориентированную на всех членов общества, с учетом особенностей социального положения каждого.

Степень научной разработки проблемы следующая. Традиции милосердия и благотворительности в истории общественной и духовной жизни страны занимали особое место. В силу общественной значимости и актуальности социальной работы внимание исследователей к данной научной проблеме увеличилось, сложилась определенная историография. В историографии темы следует в первую очередь выделить работы, отражающие процесс формирования и развития социальной политики и социальной защиты населения. Но в отечественной науке практически нет исследований, которые комплексно освещали бы эти вопросы. Это связано с тем, что процессы социального обеспечения и организации государственной системы социальных служб в РФ, становления социальной защиты стали предметом комплексного изучения только лишь в последнее десятилетие. В числе авторов, активно изучавших социальные аспекты, следует назвать дореволюционных ученых-историков С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Е.Д. Максимова, В.В. Розанова, так и современных ученых В.И. Жукова, М.В. Фирсова, П.И. Нещеретного. В годы советской власти действовала система государственного социального обеспечения и социального страхования. Научной общественности известны работы А. Винокурова, П. Вертбиловского, В. Белякова и др.

В теории складываются системные  представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся  в сложных жизненных ситуациях. При всем этом усиливается ориентация на целостный подход.

Прежде всего, социальную работу следует  рассматривать как самостоятельную  науку, что определяет ее место в  системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат.

Объект социальной работы —человек. Но при таком понимании человек рассматривается абстрактно от его социальных связей (а общество — это система).

Объект социальной работы — это  не только индивиды, но и социальные группы. В социальной философии Маркс  говорил: «Личность понимается как  система общественных отношений». Противники данной точки зрения считают, что при таком подходе теряется человек как индивидуальный неповторимый субъект, теряется его индивидуальное содержание: сведение индивидуального к социальному или индивидуальное растворяется в социальном. Если в качестве объекта рассматриваются индивиды или группы, то это нужно рассматривать в рамках тех социальных связей, в которые они включены в реальном обществе. Социальная работа изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология, например). Один и тот же объект изучается различными науками, но каждая их них выделяет и исследует свой специфический предмет. Объект социальной работы — это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который до сих пор не изучался специалистами ни одной науки.

Междисциплинарные связи  в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются  через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т.д.

Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению  социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы

Целью исследования является изучение целостного представления о человеке, анализ системы социальной работы, исследование теоретических моделей целостности человеческой личности.

Задачи курсовой работы следующие: изучение научной литературы по данной проблеме, проанализировать мнение авторов, раскрывающих данную проблему и дать оценку современному состоянию социальной работы.

В данной курсовой работе методами исследования являются: сравнительный метод, метод наблюдения, метод сопоставления, метод теоретического анализа и прочие. Теория социальной работы имеет тесную связь с другими науками: она используем психологические подходы в работе с клиентом, рассматривает историю благотворительности для описания истории социальной работы, использует в своей деятельности общефилософские подходы и другое.

Все это свидетельствует  о том, что социальная работа носит  междисциплинарный характер.

Социальная работа - универсальный  социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе - потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением. Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом гражданского общества. В силу этого, помимо весьма влиятельных морально-нравственных императивов, деятельность социального работника регулируется также государственным законодательством.

 

 

Глава 1. Теоретические основы социальной работы: человек как объект и субъект социальной работы

 

1.1. Сущность теории социальной работы в системе наук

 

Социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции.

Социальная работа как  область научного познания проходит ряд стадий развития. Оформившись как концепция милосердия в традиционной религиозной доктрине, она конституирует бедность и нищенство, обосновывая их как тезис общественной необходимости. Однако социально-историческая практика развития общества наглядно показывала, что наличие бедных и нищих связано с реальными экономическими законами общества. Поэтому происходит ревизия устоявшихся традиционалистских подходов и догм. Теологическая познавательная традиция, определив проблематику «поддержки» и «человека – нуждающегося», фактически наметила проблемное поле дальнейшей научной рефлексии.

 Допарадигмальная  социальная работа как область  научного познания начинает активно  развиваться в XIX в. Проблемы  пауперизма осмысляются в различных  областях знания. Особенно интенсивно она рассматривается в ранних социально-политических, реформистских и правовых доктринах Э. Мюнстерберга, Г. Спенсера, Г. Шммолера, А.Вагнера, в правовой доктрине А. Принса, а также в марксистских разработках, посвященных социальной справедливости.

 Однако уровень  логических построений и абстракций  требовал своего научного обоснования  не только на уровне дедуктивных  и индуктивных рассуждений. В  практике общественной поддержки  впервые начинают использовать  методы социологического исследования с целью получить адекватную картину пауперизма. Количество эмпирических данных нуждалось в определенной систематизации и описании согласно логике исследовательского инструментария. Так социология становится основой будущих теоретических построений социальной работы.

 В начале и середине XX в., когда практика общественной  поддержки в основном связывается  с проблемами социальной патологии,  доминируют модели превентивного  и оперативного характера. Можно  проследить, как практическая социальная работа сближается с эмпирической психологией (бихевиоризм и психоанализ), эмпирической социологией (исследования в малых группах, социометрия), прикладной педагогикой, психиатрией. Но уровень эмпирических данных, получаемых в результате проникновения техник и методов гуманитарных дисциплин, требовал теоретико-гипотетического осмысления социальной работы, к чему подталкивала и профессиональная деятельность в социальных институтах.

 Взаимоотношения между  академическими научными дисциплинами  и социальной работой вносят в последнюю знания из различных областей. Научные теории и концепции в рамках гуманитарных дисциплин привносят в социальную работу модели объяснения и описания определенных уровней существования реальности и ее феноменов. Социальная работа использует теории гуманитарных наук как валидные объяснения или как группу утверждений для объяснения феноменов мира человека и общества при построении концепций социальных изменений. На Рис. 1 отражены основные межпредметные связи с академическими дисциплинами, играющими важную роль при формировании знания социальной работы.

 

 Рис. 1 Социальная работа в системе наук

 

 Каждая из представленных  дисциплин дает возможность осмысления  определенного уровня социальных  проблем и проблем клиента: 

Информация о работе Человек как субъект и объект социальной работы: ее сущность и специфика