Человек как субъект и объект социальной работы: ее сущность и специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Становление социальной работы как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Система социальной работы, в каком бы аспекте ее не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д.

Оглавление

Введение…………………………...………………………………………..стр. 3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы: человек как объект и субъект социальной работы ………….…...………………………стр. 6 – 10
1.1. Сущность теории социальной работы в системе наук …………….…стр. 6
1.2. Технологизация социальной работы и ее функции.…………...……...стр. 8
1.3. Целостная модель человека в теории социальной работы ..………..стр. 10
1.4. Выводы к главе 1………………………………………………………стр. 15
Глава 2. Анализ деятельности Управления социальной защиты населения (на примере Люберецкого района Московской области)………… ………………………..…………………………....стр. 17- 26
2.1. Управление социальной защитой населения Люберецкого района Московской области как одна из структур социальной работы ………..стр.17
2.2. Рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения ………………………………………………………..……….стр. 21
2.3. Выводы к главе 2……………………………………………………..стр. 26
Заключение…………………………………………………………….стр. 27
Библиографический список…

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

 психология изучает психические процессы и процессы поведения;

 социология — организации,  институты и развитие человеческого  общества;

 политические науки  — процессы, закономерности, структуру  государственного управления и  институты власти;

 экономические науки  — общественное производство, потребление, распределение;

 культурная антропология  — культуру, этнографию, язык, занимается  социальными исследованиями;

 психиатрия — психические  расстройства, их диагностику и  лечение. 1

 

 

1.2. Технологизация социальной работы и ее функции

 

В социальной работе не существует изолированных технологий; всякое действие, направленное на получение желаемого результата, может производиться только при наличии согласованного ансамбля технологий, причем, учитывая междисциплинарный характер социальной работы, в этом едином ансамбле будут использоваться и технологии смежных наук и областей практической социальной деятельности (психологические, медицинские, социально-правовые, технологии осуществления связей с общественностью), и специфические технологии, принадлежащие собственно социальной работе (социальная диагностика, надзор и контроль, адаптация и реабилитация и т.д.).

 Технологизация социальной  работы позволяет рационально  разделить ее виды на отдельные  относительно единообразные процедуры и операции, действия и результаты которых скооперированы и синхронизированы. Таким образом, социальная проблема разделяется на несколько более простых подпроблем, каждая из которых может быть решена более или менее стандартными методами.

Социальные технологии определяются как совокупность средств и методов воздействия на социальные процессы и системы с целью их упорядочения и оптимизации.

Технологии социальной работы можно условно разделить  на три группы: технологии диагностики (на основе изучения социальных проектов и вероятных прогнозов их развития); технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов; технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций. Помимо такого сквозного деления можно выделить типы технологий, цель которых — возвращение индивидам способности к социальному функционированию (технологии социальной реабилитации и адаптации). Каждая из этих технологий может применяться в работе с определенной категорией клиентов (семьи, военнослужащие, дезадаптированные дети и подростки и т.д.). Наконец, можно выделить технологии деятельности в специфических обстоятельствах (в условиях межнационального конфликта, предстоящего развода супругов и т.д.). Нетрудно заметить, что единая типология технологий социальной работы принципиально невозможна, так как любой принцип классификации выбирается произвольно, в соответствии с целями социального работника. Он имеет значение для научного исследования, для учебных целей; в реальной же действительности обращение к тому или иному виду технологии зависит от сути социальной проблемы.

Говоря о функциях технологий социальной работы, в первую очередь можно выделить следующие  из них:

- аналитико-прогнозная: выявление и учет на подведомственной территории групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, мониторинг динамики социальных процессов, прогноз изменения существующих параметров;

- диагностическая: анализ существующих актуальных, и потенциальных социальных проблем, установление их причин, исследование проблемного поля социальной ситуации конкретных индивидуальных и групповых клиентов;

- системно-моделирующая: определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, концептуальное обоснование системы оказания такой помощи, в первую очередь системы социального обслуживания на различных уровнях;

- проектно-организаторская: разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, направленных на разрешение того или иного социального затруднения, помощь определенной категории клиентов;

- активационная: содействие активации потенциала собственных возможностей индивида, семьи или социальной группы, побуждение клиентов к самостоятельному разрешению своих проблем, выходу из трудной жизненной ситуации, организация развития самопомощи и взаимопомощи;

- инструментально-практическая: оказание различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений, консультации и тренинга для улучшения взаимоотношений между людьми, оказание содействия в оформлении документов и других необходимых действий для осуществления клиентами своих социальных прав, опека и попечительство по отношению к детям, лишившимся родительского попечения, или к нуждающимся в этом совершеннолетним лицам и т.д.;

- распорядительно-управленческая: менеджмент органов социального управления, координация деятельности государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам, участие в работе по формированию социальной политики, подбор и воспитание кадров;

- эвристическая: приращение социального знания, углубление понимания социальных проблем, улучшение образовательной и общекультурной подготовки самих социальных работников, повышение их квалификации.

Разумеется, эти функции  реализуются целиком только в  совокупности, во всей системе технологий социальной работы; в каждом же конкретном случае может использоваться тот  или иной их набор.2

 

1.3. Целостная модель человека в теории социальной работы

 

Специфика профессионального  образования специалистов социальной работы заключается в сложности  и неоднозначности объекта их профессиональной деятельности - человека. Для социального работника человек интересен в целом, в единстве его биологических, психологических, социальных и духовных параметров. Это важное теоретическое положение является одним из методологических принципов социальной работы и предполагает опору на интегративную, целостную концепцию человека, ориентирующую на установление междисциплинарных связей среди всех человековедческих дисциплин. В связи с этим, на наш взгляд, значительное место в системе профессионального образования специалистов социальной работы занимает антропологическая подготовка. Именно она позволит сформировать у будущих социальных работников целостное знание о человеке.

Необходимость преодоления  фрагментарности в изучении человека как объекта профессиональной деятельности будущих специалистов социальной работы обусловливает потребность в совершенствовании методологии обучения социальной работе, антропологизации их профессионального образования. Будучи изначально обращённой к конкретному человеку, к целям, путям, способам и условиям организации его развития, социальная работа как область гуманитарного знания и сфера социальной практики не может существовать вне контекста антропологической проблематики. Антропологизация профессионального образования специалистов социальной работы понимается нами как воспроизведение в содержании образования целостного образа человека как биопсихосоциальной системы. Таким образом, проектирование антропологической подготовки специалистов социальной работы как средства антропологизации их профессионального образования необходимо начинать с разработки целостной модели человека, на основе которой и будет строиться педагогическая система.

Что такое человек? Это  вопрос о его природе и сущности, о закономерностях его функционирования, о характерных особенностях и  направленности его развития, что есть человек сегодня и чем он станет завтра и т. п.

 Наука издавна стремится  понять человека во всех его  сущностных проявлениях и жизненных  отношениях. Ученые и философы  формулируют систему представлений  и понятий о человеке, актуализирующих принцип, который характеризует человека как меру всех вещей.

 Целостная модель  человека требует учета и нахождения  единой основы для определения  его сущности как биопсихосоциального  существа, разрабатываемой на стыке  различных наук. Системный подход  к моделированию человека чрезвычайно сложен и многопланов, но он необходим как для теории, так и для практики социальной работы. Целостная модель позволит более четко определить представление об объекте профессиональной деятельности социального работника, решать конкретные проблемы клиента, конкретизировать цели, задачи и направления подготовки данных специалистов.

При разработке модели необходимо учитывать требования системно-целевого и синергетического подходов, взгляды  на сущность человека, разрабатываемые в философии, биологии, психологии, социологии. Человек должен рассматриваться как органическая, открытая, динамическая, самоорганизующаяся система, обладающая относительной самостоятельностью и являющаяся подсистемой общества и природы, способная в определенных условиях к само-развитию.

От степени познания человека зависит эффективность, общественная значимость всех форм социальной работы. Существует противоречивость точек  зрения на сущность человека: от приоритета его общественной сути до преобладания чисто биологического в нем. Гуманитарии сплошь и рядом замыкаются на своих традиционных подходах к человеку как сугубо социальному существу: формирование человека определяют социальные факторы; в какое социальное окружение попадает человек, таков в итоге и он сам. На подобном понимании строились многие принципы педагогики, юрисдикции и т.д. Однако в настоящее время безрассудно игнорировать научные данные и о природных основах человека. Человек - часть природы, ее детище и порождение, но он и - существо, активно, сознательно, целенаправленно изменяющее окружающую среду и мир при помощи взаимодействия человеческих индивидов. Поэтому и необходим подход к человеку как целостной системе на основе синтеза научного и эволюционно-синергетического знания.

Что такое человек как целостность? Интерес человека к человеческой реальности уходит корнями в глубокую историю. На протяжении многих столетий лучшие представители философии, науки и религии мучительно ищут ответы на вопрос «Что такое человек и каково его истинное предназначение?»: Сократ, Платон, Аристотель, Августин Аврелий, Леонардо да Винчи, Мишель Монтень, Блез Паскаль, Жан Жак Руссо, Рене Декарт, Иммануил Кант, К.Д. Ушинский, Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский и другие.

Одним из главных достижений древнегреческого человекознания явилось практическое использование целостного, холистического подхода к рассмотрению человека. Такой подход нашел свое яркое выражение в известном афоризме Протагора - «Человек - мера всех вещей». Платон видит два вида порядка в человеке: бессмертную душу и смертное тело. Его ученик Аристотель понимает под порядком разумную душу, ибо только разум может организовать государство, жизнь. Таким образом, можно сказать, что уже в древнегреческой философии человека рассматривали в трех аспектах - природном, социальном и духовном. Основополагающие взгляды древнегреческих мыслителей сделали возможным будущее развитие естественных наук, способствовали повороту научной мысли от внешнего мира к человеку, его личности, душе и телу.

 

 В эпоху Возрождения проблемы человека видятся в несовершенстве разума. Развивая разум, человек становится универсальным, всесторонним, целостным. Гуманисты считали, что, развивая свои способности, человек приобщается к духу и к природе, так создает свою целостность. Только в социальной среде этот порядок разрушается. Поэтому решение любой проблемы человека искали в обществе. Дидро, Гольбах, Кодильяк, Гельвеций считали, что человек может быть целостным только тогда, когда общество будет целостным, единым.

И. Кант видел в человеке два вида порядка: физиологический (детерминированный мир подчинил себе человека через его физиологию) и духовный (трансцендентальный, чистый разум). Он считал, что душа и тело зависимы друг от друга. Отсюда выводил проблему человека через гармонию строительства взаимоотношений тела и души. Г. Гегель видел стержневым моментом в человеке его дух. Человек является уровнем самопознания мирового разума. Частичное в человеке сливается во всеобщее духовное развитие - в этом целостность заключения. Л. Фейербах расценивал человека как часть природы. Ставя человека в центре своей философии, Л Фейербах характеризует его как целостное чувственно-телесное существо.

Марксистская антропология признает природную обусловленность  бытия человека. Человек - это часть  природы, живое телесное существо. Природно-биологически обусловлено рождение, внутриутробное развитие, продолжительность жизни, пол, наследственность и другие качества человека. Природно-биологические основы человека определяют многие стороны его жизнедеятельности. Однако раскрытие сущности человека не может ограничиться характеристикой его как природно-биологического существа. Марксистская философия объясняет специфику человеческого бытия на основе концепции общественно практической, деятельностной сущности человека.

 Современные философы  В.С. Поликарпов и Ю.Г. Волков  рассматривают человека как социоприродное, космопланетарное существо, в котором  соединены в одно целое космическая,  биологическая, психическая, социальная  и культурная стороны индивида, и интегрирующим ядром выступает личность; именно она сплавляет в единое целое все аспекты природы человека. Данная концепция, по мнению ученых, позволяет объяснить поведение человека в различных ситуациях, что имеет существенное значение для управления социальными процессами.

 Б.Г. Ананьев и  А.Н. Леонтьев целостность человека  представляют в четырех проекциях  его существования: индивид, субъект,  личность и индивидуальность. В  данном понимании целостность  человека представлена на уровне  его социального развития без  учета генетических исходных параметров.

 Развивая взгляды  Б.Г. Ананьева и А.Н. Леонтьева,  В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев  выделяют универсальность как  форму целостной организации  человека. Человек как универсум,  по мнению ученых, есть его  особый образ, который эквивалентен актуальной и потенциальной бесконечности, в ней человек предстает как тождество всему человеческому роду.

 Философская антропология  формирует видение объекта социальной  работы - клиента - как человека-нуждающегося  и рассматривает его проблемы в соответствии с различными проявлениями субъектности человека: человек рациональный; человек как природное существо; человек как психосоматическое существо; человек как социальное существо.

 Нам представляется наиболее  интересной концепция Н.М. Пейсахова, разработанная на основе исследований Б.Ф. Ломова и Е.В. Шороховой, в соответствии с которой человек - это существо, принадлежащее одновременно к трем классам явлений: космических и природных, психических, социальных и обладающее свойствами этих трех классов. Каждый из трех классов явлений отличается структурой, спецификой функционирования, закономерностями. Все они существуют реально, взаимосвязаны, проникают друг в друга и представляют собой целостную систему.

 Класс природных явлений  выступает как исходный и самый древний. Здесь человек рассматривается как вид (Ноmо sарiеns) и как индивид, как человеческий организм. Здесь реализуются жесткие генетические программы, происходит приспособление особей к изменяющимся условиям среды в интересах популяции, всего вида или рода, преобладают стихийные силы и процессы непроизвольной саморегуляции, идет жестокая борьба за выживание. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Но на этом уровне человек выступает не только как результат эволюции живого, но и как результат эволюции всей Вселенной. Здесь прослеживается зависимость его не только от земной природы, но и от Космоса, в частности, от Солнца.

Информация о работе Человек как субъект и объект социальной работы: ее сущность и специфика