Безработица молодёжи как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – изучение теоретических основ, форм и методов регулирования занятости молодёжи, как одного из слабозащищённого слоя населения, нуждающегося в государственной поддержке.

Цель работы определяет задачи, которые необходимо решить:

1. Рассмотреть теоретические основы регулирования занятости молодежи.

2. Рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования занятости молодежи.

3. Изучить проблему занятости молодежи на современном рынке труда.

4. Выявить технологические подходы в решении проблем незанятости молодежи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. МОЛОДЁЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА................................................5
Проблема незанятости молодёжи…………………………………….5
Содействие занятости молодёжи…………………………………….11

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ МОЛОДЁЖИ………………….18

2.1. Социальная защита молодёжи………………………………………….18

2.2. Социальная поддержка безработной молодёжи……………………...22

Заключение…………………………………………………………………….27

Список использованной литературы………………………………………29

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТСР.docx

— 68.99 Кб (Скачать)

     В “Основных направлениях государственной  молодёжной политики в Российской Федерации” выдвинуто требование обеспечить гарантии в сфере труда и занятости  молодёжи и содействовать их предпринимательской  деятельности. Для этого необходимы меры, которые обеспечат их самостоятельность, право на труд и занятость при структурном развитии экономики: организация службы занятости, создание системы подготовки кадров, использование налоговых льгот для предприятий и учреждений, повышающих их заинтересованность в использовании труда молодежи, и т.д.

     Незанятость молодежи характеризуется не только ростом, количественных показателей, но и качественным несоответствием  образования, полученного человеком, сфере дальнейшей деятельности. Чрезвычайно  отрицательно на мировосприятии специалиста  сказывается необходимость заняться торговлей другой деятельностью, мало связанной с работой по специальности. Таким образом, нерационально используются не только интеллектуальный потенциал специалистов, на подготовку которых затрачены государственные средства, но и эти средства, которые могли бы быть потрачены на подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.

     Незанятость молодежи приводит не только к потере трудовых ресурсов для общества, нарушению  баланса воспроизводства рабочей  силы и подрыву нормальной трудовой мотивации, но и чревата расшатыванием  морально-нравственных норм, правовых устоев, расширением криминальной и  нелегальной деятельности. Особые опасения вызывает незанятость подростков.

     Дело  в том, что в образовательных  учреждениях нового типа (лицеях, гимназиях, колледжах) исчезли из программ предметы трудового и профессионального  обучения. Для определенной части подростков учеба потеряла всякий интерес, ибо они зарабатывают больше, чем их образованные родители.

     Государство из года в год закладывает в  бюджет все меньшие суммы на финансирование системы образования, что отнюдь не способствует превращению получения образования в приоритетное направление государственной политики. В силу этого подростки выталкиваются на нелегальный рынок труда. Согласно ст.19 Закона РФ «Об образовании» учащиеся, достигшие 14 лет, при определенных условиях могут уйти из учебного заведения, однако устроиться на работу им будет практически невозможно. Имеющиеся противоречия в законодательстве, нечеткое регулирование трудовых отношений подростков негативно сказываются на решении вопроса трудоустройства несовершеннолетних. Кодекс Законов о Труде в Российской Федерации разрешает в исключительных случаях принимать на работу подростков до 15 лет, а Закон о занятости может признать гражданина безработным только по достижении им 16-летнего возраста.

     Не  имея возможности обратиться в службу занятости, подростки ради заработка берутся за любую работу, никем не организуемую и никем не контролируемую. Становясь для подростка доминирующим занятием, такая работа наносит ущерб его воспитанию, образованию и развитию. По данным Министерства образования, в России появилась многочисленная категория подростков (приблизительно 2 миллиона), которые формально нигде не работают и не учатся. Эти никем не контролируемые подростки пополняют ряды правонарущителей. Престижность труда эти группы подростков связывают с уровнем заработной платы и считают вымогательство и рэкет вполне приемлемыми видами предпринимательской деятельности. Такая ситуация с профессиональной ориентацией подростков отчасти порождается тяжелым положением, в котором находится система, начального профессионального образования. Хроническое недофинансирование привело учебно-материальные базы в негодность. Государству необходимо разработать программы по реабилитации системы начального профессионального образования, поскольку стоимость содержания безработного превышает содержание учащихся. 

     В катастрофическом положении находится  профессиональное обучение подростков в детских домах и других сиротских учреждениях, колониях для несовершеннолетних. Это касается как неблагополучного материального положения, так и содержания обучения и характера профессий.

     Трудоустройство выпускников детских социальных учреждений является также весьма сложной  проблемой, ведь у них нет не только специальности, но и крыши над  головой, они не умеют планировать свое будущее и рассчитывать личный бюджет. Сложности с трудоустройством возникают у специалистов службы занятости также с подростками, освобождающимися из мест заключения, убежавшими от родителей и т.д. Большинство из них трудоустраивается не по собственному выбору, а по направлению руководства учреждений, и потому им приходится заниматься чаще всего неквалифицированным трудом. Тяжелый малооплачиваемый труд вынуждает эту категорию подростков искать более легкие пути получения доходов.

     Основная  сфера применения детского труда: торговля, перепродажа, занятые здесь подростки рискуют быть втянуты в криминогенную среду. Коммерциализация молодежи и подростков, связанная с участием в торгово-посреднической деятельности, вызывает серьезную тревогу. Дело в том, что профессиональные навыки, формирующиеся в процессе перепродажи товаров, в условиях нормально функционирующей экономики востребованы не будут. На почве невостребованности существует возможность возникновения опасного для общества синдрома по подобию «афганского»: появления “потерянного поколения” периода перехода к рынку. Это может привести к дальнейшему увеличению суицидов, показатели которых и в настоящее время среди молодежи высоки.

     Опасность последствий незанятости молодежи и подростков обусловливает необходимость активизации политики содействия занятости этой категории слабозащищенных безработных граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Содействие занятости молодёжи.

     Содействие  занятости и трудоустройству  молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:

     -образование молодежи;

     Это проблема комплексная, её решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодёжи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Соотнесение образовательного и трудового рынков должно стать одним из основных направлений государственной политики. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести целенаправленную, систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.

     Для успешной адаптации школьников к трудовой деятельности реализуется программа "Путь в профессию", которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самоопределении школьника. В ходе реализации программы появляется возможность заинтересовать учащихся в профориентации. Специально для этого подключаются не только родители и сотрудники школы, но и специалисты центра занятости населения, которые призваны предоставить дополнительную информацию, а также выявить способности и возможности каждого учащегося применительно к трудовой сфере.

     Программа "Эффективное поведение на рынке  труда" рассчитана уже на более взрослую категорию молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников профессиональных учебных заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с работодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное — умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

     Одной из основных задач программы является обучение выпускников способам самопрезентации, тому, как грамотно заполнять документы (профессиональное резюме, автобиографию, поисковое письмо работодателю). В настоящее время такая форма взаимодействия с работодателем очень популярна так как экономит много времени для обеих сторон. Реализация данных программ дает молодежи возможность эффективно адаптироваться к современным труда.

     -содействие профессиональной подготовке молодёжи;

Службой занятости ведется активная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке peaлизации соответствующих социальных программ для молодежи, их методического обеспечения, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих развитие молодежи, — содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи и содействие занятости.

     В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку по направлению органов службы

     Профессиональное образование молодых безработных граждан решает следующие задачи:

     -повышение конкурентоспособности конкретного на рынке труда;

     -сокращение уровня безработицы;

     -изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики

     -минимизация финансовых издержек государства

     Данный  вид деятельности службы занятости  является одним из главных элементов в системе социальной защиты молодежи, так как способствует преодолению основной причины безработицы — несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

     В соответствии с законодательством данная форма работы ведется с молодыми безработными, если:

     -гражданин не имеет профессии (специальности)

     -невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

     необходимо  изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

     -гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

     Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

     Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.

     При этом профессиональное обучение молодежи должно решать следующие задачи:

     -предоставление гражданам широкого сектора услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения;

     -формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей;

     -содействие трудовой активности молодежи, развитие предпринимательства и самозанятости;

     -повышение конкурентоспособности определенных категорий молодёжи.

Все это в полной мере говорит о необходимости создания целостной концепции профессионального образования безработной молодежи.

Профессиональная  пригодность работника с учетом уровня его профессиональной подготовки определяется в соответствии с документами об образовании, документами, удостоверяющими профессиональную квалификацию, записями в трудовой книжке.

     Эффективность системы профессионального образования  молодёжи подтверждается высокой долей  трудоустройства по окончании обучения граждан.

     Приоритетное  право на приобретение новой профессии  имеют длительно неработающие граждане. Длительность безработицы определяется сроком времени в течение которого человек не может найти работу. Она может быть кратковременной (до 4 месяцев) и длительной (более 1 года).

     В России число молодых людей стоящих  на учёте в службе занятости длительное время, достаточно велико. При оказании помощи данной категории безработных  граждан необходимо вести работу по следующим направлениям:

Информация о работе Безработица молодёжи как социальная проблема