Бедность населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Уровень жизни (standard of living) населения по экономическому словарю под редакцией Куракова : совокупность условий жизни и труда людей соответствующих достигнутому уровню общественного производства и обусловленных господствующим строем. Уровень жизни отражает объём и структуру потребления социальные и производственные условия труда развитость сферы услуг структуру внерабочего и свободного времени размеры личной собственности. В таком широком понимании эта категория характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле под уровнем жизни понимается уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов.

Оглавление

Введение.
3
Глава 1. Оценка уровня жизни населения в РФ.
1.1. Характеристика денежных доходов населения в РФ 4
1.2. Критерий установления уровня бедности в РФ 11
1.3. Социально-демографический профиль бедности в РФ 15
Глава 2. Оценка социально-бытового комплекса РФ
2.1. Продовольственная бедность населения
19
2. Характеристика развития уровня здравоохранения 22
3. Оценка предоставления услуг учереждениями образования 23
4. Обеспеченность жильем.
26
Заключение
27
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

В структуре  использования денежных доходов  в 2002 г. по сравнению с 
2001 г. отмечался некоторый прирост финансовых активов. Изменения в структуре использования денежных доходов с 2001 г. по 2002 г. прослеживаются в таблице 3.

Таблица 3 (процентах)

Структура денежных доходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения. 
| |Денежные |Из них израсходовано на: |Прирост, | 
| |доходы | |уменьшение | 
| | | |денег на | 
| | | |руках | 
| | |Покупку |Оплату |Накопления |Покупку | | 
| | |товаров |обязательных|сбережений |валюты | | 
| | |и оплаты|платежей и |во вкладах и| | | 
| | |услуг |взносов |ценных | | | 
| | | | |бумагах | | | 
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 | 
|2001|98,1 |79,1 |6,8 |4,2 |8,0 |1,9 | 
|2002|97,1 |77,8 |8,1 |4,5 |6,7 |2,9 |

Из общей суммы  денежных доходов в 2002 г. было израсходовано  на потребительские цели (покупка  товаров и оплата услуг) 3467324,0 млн. рублей 
(на 31,7% больше чем в 2001 г.), на оплату налогов и взносов – 399834,1 млн. рублей (на 60,9%), на накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах – 253134,7 млн. рублей (на 43,5%), на покупку валюты – 293114,5 млн. рублей (на 11,8%). По прогнозам составленным в исследовании кафедры макроэкономики СПГУЭиФ наличие денег на руках у населения на конец 2003 г. составит 190864,6 млн. рублей, превысив уровень 2001 г. на 105%.

На свою среднюю  зарплату 4413.6 рублей в 2002 г. средне статистический 
Россиянин мог бы приобрести по усредненным ценам Госкомстата РФ и ЗАО 
“АВТОВАЗ” за 2002г.: 
- 307 кг хлеба высшего сорта или 
- 44.1 кг говядины (кроме бескостного мяса) или 
- 55.1 кг сливочного масла или 
- 0.002228 автомобиля Ваз-2110 – самого популярного в 2002г. отечественного автомобиля сегмента “C”. 
Для срaвнения те же данные взятые на среднестатистического гражданина США соответственно: 1020, 402,721 и 0.43 (Ford Focus) (данные по США взяты из газеты “Chicago Mirrow” от 02.02.2002)

ТАБЛИЦА 4 
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ УРОВНЯ ЖИЗНИ 
НАСЕЛЕНИЯ 
| |199|1995|1997|1998|1999|2000|2001|2002| 
| |2 | | | | | | | | 
|Фактическое конечное |7,9|871,|1499|1725|2874|3813|5025|6434| 
|Потребление домашних | |6 |,0 |,5 |,8 |,5 |,5 |,2 | 
|Хозяйств, млрд. руб. (до| | | | | | | | | 
| | | | | | | | | | 
|1998 г. - трлн.руб.) | | | | | | | | | 
|в процентах к ВВП |42,|61,1|63,9|67,1|59,5|52,3|55,5|59,3| 
| |8 | | | | | | | | 
|в процентах к |97,|97,4|103,|97,3|97,6|105,|108,|107,| 
|предыдущему году |3 | |9 | | |9 |6 |9 | 
|1) | | | | | | | | | 
| на душу населения, руб.|53,|5883|1017|1174|1964|2619|3471|4471| 
|(до 1998 |0 |,5 |6,3 |5,8 |8,9 |9,9 |7,9 |5,7 | 
|г. - | | | | | | | | | 
| | | | | | | | | | 
|тыс. руб.) | | | | | | | | | 
|Среднедушевые денежные |4,0|515,|942,|1012|1659|2281|3060|3888| 
|доходы населения (в | |5 |1 | | | | | | 
|месяц) 2), | | | | | | | | | 
|руб.(до 1998 г. - | | | | | | | | | 
| | | | | | | | | | 
|тыс. руб.) | | | | | | | | | 
|Реальные располагаемые |52 |85 |106 |84 |88 |112 |108 |109 | 
|денежные доходы, в | | | | | | | | | 
|процентах к | | | | | | | | | 
|предыдущему году | | | | | | | | | 
|Среднемесячная |6,0|472,|950,|1051|1522|2223|3240|4413| 
|номинальная | |4 |2 |,5 |,6 |,4 |,4 |,6 | 
|начисленная заработная | | | | | | | | | 
|плата | | | | | | | | | 
|работающих в экономике, | | | | | | | | | 
|руб. | | | | | | | | | 
|(до 1998 г. - тыс. руб.)| | | | | | | | | 
|Реальная начисленная |67 |72 |105 |87 |78 |121 |120 |116 | 
|заработная плата, в | | | | | | | | | 
|процентах к | | | | | | | | | 
|предыдущему году | | | | | | | | | 
|Средний размер |1,6|188,|328,|399,|449,|694,|1024|1379| 
|назначенных | |1 |1 |0 |0 |3 | | | 
|месячных пенсий 3), руб.| | | | | | | | | 
|(до 1998 | | | | | | | | | 
|г. - тыс. руб.) | | | | | | | | | 
|Реальный размер |52 |81 |95 |95 |61 |128 |121 |116 | 
|назначенных | | | | | | | | | 
|месячных пенсий 3) , | | | | | | | | | 
| | | | | | | | | | 
|в процентах к | | | | | | | | | 
|предыдущему году | | | | | | | | |

1.2 Критерии установления  уровня жизни в РФ

В 2003 г. бедность основной части населения, по прежнему оставалась главной социальной проблемой страны.

Бедность –  это социально-экономическое положение  части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей.

Бедные –  не просто люди с относительно низкими  доходами. Это члены определенного  общества, живущие по его законам, но лишенные признаваемого этим же обществом минимально необходимого стандарта потребления. Проблема бедности существует во всех странах мира, и ее уровень зависит от стадии развития общественного производства, возможностей индивида и условий жизнедеятельности населения.

Динамика численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в России за последние годы выглядит следующим образом:

Таблица 5 
| |199|1995|199|199|199|200|200|2002| 
| |2 | |7 |8 |9 |0 |1 | | 
|Численность населения | | | | | | | | | 
|с | | | | | | | | | 
|денежными доходами | | | | | | | | | 
|ниже | | | | | | | | | 
|величины прожиточного | | | | | | | | | 
| | | | | | | | | | 
|минимума: | | | | | | | | | 
|млн. человек |49,|36,3|30,|34,|41,|41,|39,|35,8| 
| |7 | |3 |0 |2 |9 |4 | | 
|в процентах | |24,7|20,|23,|28,|28,|27,|25,0| 
|от общей | | |7 |3 |3 |9 |3 | | 
|численности | | | | | | | | | 
|населения | | | | | | | | | 
|в процентах к |...|109 |93 |112|121|85 |94 |91 | 
|предыдущему году | | | | | | | | |

Вследствие либерализации  цен в 1992-93 гг. реальные располагаемые денежные доходы населения снизились почти в два раза, что в свою очередь, привело к резкому расширению бедности. В этот период практически в одинаковой степени обесценились все составляющие денежных доходов населения 
– заработная плата, пенсии и пособия, стипендии и другие социальные выплаты. Если к середине 1998 г. процессы расслоения общества по уровню денежных доходов приостановились, то финансовый кризис августа 1998 г. вновь обострил эту проблему и в 1999 г. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 41,6 млн. человек (28,4% населения страны). Основной прирост доходов в 1999 г. произошел у высокодоходных групп.

В 2000-2003 г.г. ситуация с доходами населения улучшилась, но введение новой методологии расчета  величины прожиточного минимума привело к повышению черты бедности (примерно на 15%) и, соответственно, росту показателя бедности – численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила (по данным Госкомстата РФ) в 2002 г. 35.8 млн. человек, или 40.1% населения страны (пороговое значение этого показателя – 7%). Новая потребительская корзина, помимо расширенного набора продуктов питания, включает 14 агрегированных групп непродовольственных товаров (как индивидуального, так и общественного пользования), а также платные услуги. Потребительская корзина стала полнее и, соответственно, дороже, что повлекло за собой увеличение финансовых обязательств государства перед населением с низкими доходами.

Принимая во внимание переход на новую методологию определения прожиточного минимума, Госкомстат России произвел ретроспективную оценку численности малоимущего населения за 1998-1999 гг. по действующей методологии исчисление прожиточного минимума. Согласно этим расчетам, численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, сократилась к 2003 г. по сравнению с предыдущим годом примерно на 27%. Тем не менее проблема бедности не снижается и официальное утверждение величины прожиточного минимума, ежеквартально производимое правительством с начала 2000 г., повышает планку государственных гарантий как важнейшего инструмента социальной защиты населения..

Текущие данные Госкомстата России по уровню бедности опираются на расчеты величины прожиточного минимума, которые с 2000 г. ведутся по 
«новой» методике, в связи с чем специалисты-методологи правомерно ставят вопрос о некорректности сравнения текущих показателей со значениями прежних периодов (до 2000 г.) без соответствующего ретроспективного пересчета или других корректировок, необходимых для достижения сопоставимых данных.

Здесь следует  отметить следующее. Проблема «официальной бедности», т.е. уровня бедности с позиции  официальных властей (федеральных  и региональных), не научно-методологическая, а бюджетная, политическая. Это проблема минимальных социальных гарантий и, соответственно, государственных финансовых обязательств по их исполнению. Поэтому неважно, каким образом вы 
«получили» 40,1% населения страны с денежными доходам ниже прожиточного минимума в 2002 г. Важно, что за этим следует с точки зрения исполнения тех федеральных законов, нормы которых «привязаны» к официальной величине прожиточного минимума. В контексте государственных обязательств уровень официально признанной бедности (38.9% населения страны в 2001 г. и 40.1% в 
2002 г.) – явление качественно однопорядковые и не зависят от того 
«похудела» или «пополнилась» потребительская корзина, на основе которой рассчитана величина прожиточного минимума, а за ней – уровень бедности.

[pic]После официального  утверждения величины прожиточного минимума, этот показатель перестает быть экономической или статистической величиной и становится категорией юридической со всеми вытекающими правовыми последствиями. Соответственно, и показатели бедности из плоскости экономических расчетов переносятся в политическую практику. Таким образом, показателя бедности в переходе с 1994 г. по 2002 г. вполне корректен (рис. 
3.), если рассматривать уровень бедности как «величину» политическую и отвлечься от методологических тонкостей, не имеющих отношения к существу вопроса, когда речь идет о государственных расходах по статьям раздела 
«Социальная политика» . 
Рис. 3. Дефицит денежного дохода малоимущего населения 1998-2002 гг.

Дефицит дохода, оцениваемый в сумме дополнительных средств, необходимых для доведения денежных доходов малоимущих групп населения страны до уровня прожиточного минимума составил в 2002 г. 253,4 млрд. рублей, или 5,1% по отношению к общему объему денежных доходов (в 2001 г. – 
235,1 млрд. рублей, или 4,9%).

Оценка материального положения населения, соизмеренная по уровню располагаемых ресурсов, а именно, по сумме произведенных денежных расходов, стоимости натуральных поступлений для личного потребления и сделанных в период обследования сбережений, позволяет учесть все возможные факторы, определяющие доходный потенциал домохозяйств и дать более объективную характеристику социально-экономической дифференциации.

1.3 Социально-демографический  профиль бедности в РФ.

Важнейшей характеристикой  бедности является ее профиль –  социально- демографический состав. Бедными являются, главным образом, семьи, имеющие детей, включая семьи с одиноким родителем, и другие малообеспеченные работающие; безработные; семьи, один из членов которых является инвалидом; престарелые, зависящие от единственного источника дохода. Самой крупной группой являются семьи с детьми, особенно семьи с одиноким родителем, и молодые семьи. 
Рост дифференциации оплаты труда внес существенные коррективы и уровень жизни семей с работающими. Так, супружеские пары с одним – двумя детьми, где двое взрослых работают, традиционно относились к средне- и высокообеспеченным слоям населения. В обследуемых семьях с детьми почти каждая вторая семья имеет доходы ниже величины прожиточного минимума. 
В 2002 г. соотношение минимальной разовой оплаты труда и величины прожиточного минимума трудоспособного населения составило 18,08%. По данным за 2002 г., официальные денежные доходы почти у 20% населения страны были ниже стоимости официально установленного минимального набора продуктов питания . Масштабы бедности, несмотря на все экономические успехи и благоприятные изменения в области доходов населения в 2003 г., являются по- прежнему одной из наиболее острых социальных и политических проблем.

Традиционно уязвимыми  группами населения на рынке труда являются: родители-одиночки (главным образом одинокие матери), воспитывающие несовершеннолетних детей; молодежь, не способная найти работу после окончания учебного заведения; безработные (особенно лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени); работники старших возрастов; инвалиды; мигранты. Дополнительными факторами, связанными с риском бедности, являются низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус. 
Налицо феминизация бедности: к группам с высоким риском бедности относятся неполные семьи, возглавляемые, как правило, женщинами, и одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов, среди которых также преобладают женщины.

Если рассматривать  половозрастной состав населения с  денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, то наиболее высокий удельный вес бедности (в процентах от общей численности соответствующей половозрастной группы) отмечается среди детей в возрасте от 7 до 15 лет 
(41,9%) и женщин в возрасте от 31 до 54 лет (36,4%).

Наличие детей  в семье может рассматриваться как фактор, имеющий непосредственное отношение к бедности, поскольку дети, как правило, являются иждивенцами, не приносящими дохода. Чем больше детей в семье и чем меньше их возраст, тем выше вероятность того, что семья будет бедной или очень бедной. По данным обследования бюджетов домашних хозяйств, семьи с детьми являются самой крупной группой по численности с доходами ниже величины прожиточного минимума. Данные обследования показали, что семьи с детьми в возрасте до шести лет чаще являются бедными, чем семья без детей. 
Бедность неуклонно растет по мере увеличения числа детей в семье.

В семьях с низкими  доходами, имеющих трех или более  детей, на одного работающего приходится 2-3 иждивенца.

Отличительной особенностью нынешнего этапа развития нашей страны является то, что на фоне социальной бедности (многодетные и неполные семьи с детьми, семьи с иждивенцами, одинокие пенсионеры, инвалиды) усиливается экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой.

При этом факторы, генерирующие экономическую бедность, таковы, что само по себе получение  работы трудоспособным населением не может служить источником благосостояния по следующим причинам: 
- отсутствие рынка труда в депрессивных регионах (особенно в малых городах и поселках), где экономика определяется узким кругом предприятий (а зачастую одним – градообразующим) стагнирующих отраслей промышленности; 
- нормативно установленные рамки оплаты труда таковы, что не позволяют работникам официально получать достойное вознаграждение в зависимости от эффективности и качества труда.

Принимая во внимание, что заработная плата является основным источником доходов большинства россиян и составляет две трети структуры доходов всего населения, вполне естественно, что ситуация, сложившаяся на рынке труда, оказала доминирующее влияние на масштабы распространения бедности в период экономических преобразований.

Несмотря на то что рыночные реформы открывают  новые возможности в использовании  трудового потенциала и деловой  активности граждан, сокращение численности  экономически активного населения  продолжалось вплоть до конца 
1998 г. Учитывая, что бедность среди безработных в 1,5-2 раза выше, чем в среднем по всему населению, следует признать, что процесс увеличения численности занятых и снижение безработицы представляет собой самый позитивный за последние годы сдвиг в структуре экономически активного населения. Вместе с тем относительное улучшение экономических показателей пока не связано с качественными изменениями в структуре занятости и составе рабочих мест, соответственно, остается и проблема масштабной бедности. 
Следует признать, что государственные программы содействия занятости пока не учитывают институциональные изменения и тенденции в формировании рынков труда.

Информация о работе Бедность населения России