Аномия. Дюргейм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:31, доклад

Краткое описание

АНОМИЯ - (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) — это такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Теорию аномии ввел в социологию Э.Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного обществ.[1] Понятие аномии впервые сформулированное Э.Дюркгеймом еще в своей первой книги «О разделении общественного труда» (1893 г.), в книге «Самоубийство» (1897) получило у него дальнейшее развитие и глубокую разработку.

Файлы: 1 файл

аномия.docx

— 29.51 Кб (Скачать)

Введение

 АНОМИЯ - (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) — это такое состояние  общества, в котором заметная  часть его членов, зная о существовании  обязывающих их норм, относится  к ним негативно или равнодушно. Теорию аномии ввел в социологию  Э.Дюркгейм как часть своей  историко-эволюционной концепции,  опиравшейся на противопоставление  «традиционного» и современного  промышленного обществ.[1] Понятие  аномии впервые сформулированное  Э.Дюркгеймом еще в своей первой  книги «О разделении общественного  труда» (1893 г.), в книге «Самоубийство» (1897) получило у него дальнейшее  развитие и глубокую разработку. Аномия — продукт неполноты  перехода от механической к  органической солидарности ибо  объективная база последней —  общественное разделение труда  — прогрессирует быстрее, чем  находит моральную опору в  коллективном сознании. Постоянно  воспроизводится необходимое условие  аномии— расхождение между двумя  рядами социально порождаемых  явлений: потребностями, интересами  и возможностями их удовлетворения. Предпосылкой цельной, неаномической  личности, по Дюркгейму, является  устойчивое и сплоченное общество. Иерархическое традиционное общество (например, феодальное) было устойчивым, так как ставило специфические  цели разным социальным слоям  и позволяло каждому ощущать  свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя.

 Второй аспект («конфликт норм  в культуре») разработал Р.Мертон, сделав важнейший после Дюркгейма  вклад в теорию аномии и  расширив ее до масштаба общей  теории девиантного поведения.[1] Мертон различает определяемые  культурой цели и институциональные  средства их достижения и различает  общества в связи со степенью  значимости тех или других. Те  общества, которые придают большее  значение целям и меньшее средствам,  толкают индивидов к принятию  технически более эффективных  средств достижения цели, даже  если эти средства являются  незаконными. По Мертону, аномия  — результат несогласованности,  конфликта между разными элементами  ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными  всеобщими целями и законными,  институциональными средствами  их достижения. Аномия возникает  тогда, когда люди не могут  достичь навязанных обществом  целей «нормальными», им же  установленными средствами. При  аномии, даже если существует  понимание общих целей, отсутствует  общее признание правовых и  моральных способов действия, которые ведут к этим общим целям.[1]

 Данная тема является актуальной  на сегодняшний день. Так например  преступность, проявление девиантного  поведения, будет иметь место  всегда. Даже если искоренить  преступность в понимании этого  термина на сегодняшний день, то что-либо другое станет считаться  преступностью, произойдет изменение критериев оценки поведения.

Девиантное поведение

 Специальные социологические  теории исследуют отдельные социальные  феномены как подсистемы конкретной  общественной системы, зависимости  объекта изучения от социального  целого и взаимосвязи с другими  социальными процессами (подсистемами). Предметом подобных теорий могут  служить социальные явления и  институты в определенной сфере  общественного бытия (труд, политика, быт, досуг) или же «сквозные», присущие различным сферам.

 Функционально частные социологические  теории служат методологией познания  отдельных социологических процессов,  общностей, институтов и методологической  основой эмпирических исследований.

 Социология девиантного поведения  относится к «сквозным» теориям.  Специфика ее предмета состоит  в том, что круг изучаемых  явлений исторически изменчив  и зависит от сложившихся в  данный момент в конкретном  обществе социальных норм. Однако  прежде чем сформулировать суть  девиантного поведения, сделаем  небольшое «метафизическое» отступление.

 Существование каждой системы  (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние,  единство процессов сохранения  и изменения. Девиации (флуктуации  в неживой природе, мутации  – в живой) являются всеобщей  формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности,  развития каждой системы. Чем  выше уровень ее организации  (организованности), чем система  динамичнее, тем больше значат  изменения как средство сохранения.

 Поскольку функционирование  социальных систем неразрывно  связано с человеческой жизнедеятельностью (предметной коллективной сознательной  деятельностью общественного человека), социальные девиации реализуются  в конечном счете также путем девиантного поведения.

 Под девиантным (лат. Deviatio –  уклонение) поведением понимаются:

1) поступок, действия человека, не  соответствующие официально установленным  или фактически сложившимся в  данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

2) социальное явление, выраженное  в массовых формах человеческой  деятельности, не соответствующих  официально установленным или  фактически сложившимся в данном  обществе нормам (стандартам, шаблонам).

 В первом значении девиантное  поведение преимущественно предмет  психологии, педагогики, психиатрии. Во  втором значении – предмет  социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное  разграничение относительно. Исходным  для понимания отклонений служит понятие «норма».

 В теории организации сложилось  единое – для естественных  и общественных наук – понимание  нормы как предела, меры допустимого  (в целях сохранения и изменения  системы). Для физических и биологических  систем – это допустимые пределы  структурных и функциональных  изменений, при которых обеспечивается  сохранность объекта и не возникает  препятствий для его развития. Это – естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные  закономерности сохранения и изменения системы.

 Социальная норма определяет  исторически сложившийся в конкретном  обществе предел, меру, интервал  допустимого (дозволенного или  обязательного) поведения, деятельности  людей, социальных групп, социальных  организаций. В отличии от естественных  норм физических и биологических  процессов социальные нормы складываются  как результат адекватного или  искаженного отражения в сознании  и поступках людей объективных  закономерностей функционирования  общества. Поэтому они либо соответствуют  законам общественного развития, являясь «естественными», либо  недостаточно адекватны им, а  то и вступают в противоречие  из-за искаженного – классово  ограниченного, религиозного, субъективистского,  мифологизированного – отражения  объективных закономерностей. В  таком случае аномальной становится  «норма», «нормальны» же отклонения от нее.

 Вот почему социальные отклонения  могут иметь для общества различные  значения. Позитивные служат средством  прогрессивного развития системы,  повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных  или реакционных стандартов поведения.  Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные  – дисфункциональны, дезорганизуют  систему, подрывая подчас ее  основы. Это – социальная патология:  преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

 Границы между позитивным  и негативным девиантным поведением  подвижны во времени и пространстве  социумов. Кроме того, одновременно  существуют различные «нормативные  субкультуры» (от научных сообществ  и художественной «богемы» до  сообществ наркоманов и преступников).

 В социологии девиантного  поведения выделяются несколько  направлений, объясняющих причины  возникновения такого поведения.  Так, Р. Мертон, используя выдвинутое  Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые  нормы и ценности уже не  соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения  считает несогласованность между  целями, выдвигаемыми обществом,  и средствами, которое оно предлагает  для их достижения. Другое направление  сложилось в рамках теории  конфликта. Согласно этой точке  зрения, культурные образцы поведения  являются отклоняющимися, если они  основаны на нормах другой  культуры. Например, преступник рассматривается  как носитель определенной субкультуры,  конфликтной по отношению к  господствующему в данном обществе типу культуры.

 В современной отечественной  социологии несомненный интерес  представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации  наличие в обществе социального  неравенства, высокой степени  различий в возможностях удовлетворения  потребностей для разных социальных  групп. Каждая из позиций имеет  право на существование, т.к.  дает срез реально действующих  общественных отношений. В то  же время их авторов объединяет  стремление найти единый источник  причинности для различных форм девиаций.

 Общей закономерностью отклоняющегося  поведения выступает факт относительно  устойчивой взаимосвязи между  различными формами девиаций. Эти  взаимосвязи могут носить вид  индукции нескольких форм социальной  патологии, когда одно явление  усиливает другое. К примеру, алкоголизм  способствует усилению хулиганства.  В других случаях, наоборот, установлена  обратная корреляционная зависимость  (уровни убийств и самоубийств).

 Существует и зависимость  всех форм проявления девиации  от экономических, социальных, демографических,  культурологических и многих  других факторов. Особую остроту  эта проблема приобрела сегодня  в нашей стране, где все сферы  общественной жизни претерпевают  серьезные изменения, происходит  девальвация прежних норм поведения.  Устоявшиеся способы деятельности  не приносят желаемых результатов.  Рассогласование между ожидаемым  и реальностью повышает напряженность  в обществе и готовность человека  изменить модель своего поведения,  выйти за пределы сложившейся  нормы. В условиях острой социально-экономической  ситуации существенные изменения  претерпевают и сами нормы.  Зачастую отключаются культурные  ограничители, ослабевает вся система социального контроля.

 Профессор В.Н. Иванов выделяет  такие причины девиации как:  те изменения в социальных  отношениях общества, которые получили  отражение в понятии «маргинализация», т.е. его неустойчивость, «промежуточность»,  «переходность», распространение различного рода социальных патологий.

 «Главный признак маргинализации, - пишет Е. Стариков, - разрыв социальных  связей, причем в «классическом»  случае последовательно рвутся  экономические, социальные и духовные  связи».[4] Экономические связи рвутся  в первую очередь и в первую  же очередь восстанавливаются.  Медленнее всего восстанавливаются  духовные связи, ибо они зависят  от известной «переоценки ценностей».

 Одной из характерных социального  поведения маргиналов является  снижение уровня социальных ожиданий  и социальных потребностей. Одним  из самых тяжелых последствий  этого для общества является  его примитивизация, проявляющаяся  в производстве, в быту, в духовной  жизни. Основным социальным источником  усиления маргинализации общества  является растущая безработица в ее явных и скрытых формах.

 Каковы перспективы самой  маргинализации общества? В самом  общем виде на этот вопрос  можно ответить следующим образом.  Под влиянием происходящих в  обществе изменений, вызванных  рыночными реформами, часть маргиналов  будет продолжать движение по  нисходящей, т.е. опускаться на  социальное дно (люмпенизироваться). Вторая часть маргиналов находит  постепнно способы адаптации  к новым реальностям, обретает  новый социальный статус, новые  социальные связи и качества. Они заполняют новые ниши в  социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни

 Другая группа причин связана  с распространением различного  рода социальных патологий. В  частности, ростом психических  заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда  населения. Нельзя не отметить, что среди различных видов  социальных отклонений широкое  распространение получил в последнее  время социальный паразитизм  в форме бродяжничества, попрошайничества  и проституции. Для него характерна  прогрессирующая устойчивость, превращающая  подобное социальное отклонение  в образ жизни (отказ от участия  в общественно полезном труде,  ориентация сугубо на нетрудовые  доходы). Опасность этого паразитизма  опасна в любой форме. Так,  например, люди, занимающиеся бродяжничеством  и попрошайничеством, нередко  выступают в роли посредников  в распространении наркотиков, совершают  кражи, помогают сбыть краденое.

Информация о работе Аномия. Дюргейм